Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:02, реферат
Взаимодействие картины мира и опытных фактов может реализовываться в двух вариантах. Во-первых, на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и, во-вторых, в теоретически развитых дисциплинах при эмпирическом обнаружении и исследовании принципиально новых явлений, которые не вписываются в уже имеющиеся теории.
Взаимодействие картины мира и опытных фактов может реализовываться в двух вариантах. Во-первых, на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и, во-вторых, в теоретически развитых дисциплинах при эмпирическом обнаружении и исследовании принципиально новых явлений, которые не вписываются в уже имеющиеся теории.
Специальные
картины мира как особая форма
теоретических знаний являются продуктом
длительного исторического
Первой
из наук, которая сформировала целостную
картину мира, опирающуюся на результаты
экспериментальных
В качестве характерного примера взаимодействия картины мира и опыта в эпоху становления естествознания можно указать на эксперименты В.Гильберта, в которых исследовались особенности электричества и магнетизма. В.Гильберт был одним из первых ученых, который противопоставил мировоззренческим установкам средневековой науки новый идеал - экспериментальное изучение природы. Однако картина мира, которая целенаправляла эксперименты В. Гильберта, включала ряд представлений, заимствованных из господствовавшей в средневековье аристотелевской натурфилософии. Хотя В. Гильберт и критиковал концепцию перипатетиков о четырех элементах (земли, воды, воздуха и огня) как основе всех других тел, он использовал представления о металлах как сгущениях земли и об электризуемых телах как о сгущениях воды. На основе этих представлений Гильберт выдвинул ряд гипотез относительно электрических и магнитных явлений. Эти гипотезы не выходили за рамки натурфилософских построений, но они послужили импульсом к постановке экспериментов, обнаруживших реальные факты.
Целенаправляя
наблюдения и эксперименты, картина
мира всегда испытывает их обратное воздействие.
Можно констатировать, что новые
факты, полученные В. Гильбертом в процессе
эмпирического исследования процессов
электричества и магнетизма, генерировали
ряд достаточно существенных изменений
в первоначально принятой В. Гильбертом
картине мира. В. Гильберт включает
в картину мира представления
о планетах как о магнитных
телах. Он высказывает смелую гипотезу
о том, что планеты удерживают
на их орбитах силы магнитного притяжения.
Такая трактовка, навеянная экспериментами
с магнитами, радикально меняла представление
о природе сил. Новая трактовка
силы была преддверьем будущих
Полученные из наблюдения факты могут не только видоизменять сложившуюся картину мира, но и привести к противоречиям в ней и потребовать ее перестройки. Лишь пройдя длительный этап развития, картина мира очищается от натурфилософских наслоений и превращается в специальную картину мира, конструкты которой вводятся по признакам, имеющим опытное обоснование.
В
истории науки первой осуществила
такую эволюцию физика. В конце XVI
- первой половине XVII в. она перестроила
натурфилософскую схему мира, господствовавшую
в физике Средневековья, и создала
научную картину физической реальности
- механическую картину мира. В ее
становлении решающую роль сыграли
новые мировоззренческие идеи и
новые идеалы познавательной деятельности,
сложившиеся в культуре эпохи
Возрождения и начала Нового времени.
Осмысленные в философии, они
предстали в форме принципов,
которые обеспечили новое видение
накопленных предшествующим познанием
и практикой фактов об исследуемых
в физике процессах и позволили
создать новую систему
Вторая ситуации развития теоретических знаний связана с формированием частных теоретических схем и частных теоретических законов. На этом этапе объяснение и предсказание эмпирических фактов осуществляется уже не непосредственно на основе картины мира, а через применение создаваемых теоретических схем и связанных с ними выражений теоретических законов, которые служат опосредующим звеном между картиной мира и опытом.
В
развитой науке теоретические схемы
создаются вначале как
Только
на ранних стадиях научного исследования,
когда осуществляется переход от
преимущественно эмпирического
изучения объектов к их теоретическому
освоению, конструкты теоретических
моделей создаются путём
Большинство
теоретических схем науки конструируются
не за счёт схематизации опыта, а методом
трансляции абстрактных объектов, которые
заимствуются из ранее сложившихся
областей знания и соединяются с
новой «сеткой связей». Следы
такого рода операций легко обнаружить,
анализируя теоретические модели классической
физики. Например, объекты фарадеевской
модели электромагнитной индукции «силовые
линии» и «проводящее вещество»
были абстрагированы не прямо из опытов
по обнаружению явления
В
этой связи возникает вопрос об исходных
предпосылках, которые ориентируют
исследователя в выборе и синтезе
основных компонентов создаваемой
гипотезы. Хотя такой выбор и представляет
собой творческий акт, он имеет определённые
основания. Такие основания создаёт
принятая исследователем картина мира.
Вводимые в ней представления
о структуре природных
Целенаправляющая
функция картины мира при выдвижении
гипотез может быть прослежена на
примере становления
Эту
модель обычно связывают с именем
Резерфорда и часто излагают историю
её формирования таким образом, что
она возникала как
Здесь отчётливо проявляется логика формирования гипотетических вариантов теоретической модели, которая создаётся «сверху» по отношению к опыту. Эскизно эта логика применительно к ситуации с планетарной моделью атома может быть представлена следующим образом.
Первым импульсом к её построению, равно как и к выдвижению целого ряда других гипотетических моделей (например, модели Томсона), послужили изменения в физической картине мира, которые произошли благодаря открытию электронов и разработке Лоренцом теории электронов. Поэтому конкретизация проблемы соотношения атомов и электронов была связана с выходом в сферу философского анализа, что всегда происходит при радикальных сдвигах в картине мира.
Последующее развитие физики подкрепило эту идею новыми экспериментальными и теоретическими открытиями. После открытия радиоактивности и её объяснения как процесса спонтанного распада атомов в картине мира утвердилось представление о сложном строении атома. В итоге возникла задача – построить «атом вещества» из положительно и отрицательно заряженных «атомов электричества», взаимодействующих через эфир.
Постановка такой задачи подсказывала выбор исходных абстракций для построения гипотетических моделей атома – это должны быть абстрактные объекты электродинамики. Что же касается структуры, в которую были погружены все эти абстрактные объекты, то её выбор в какой-то мере также был обоснован картиной мира. В этот период (конец XIX – начало XX века) эфир рассматривался как единая основа сил тяготения и электромагнитных сил, что делало естественной аналогию между взаимодействием тяготеющих масс и взаимодействием зарядов.
Использование аналоговой модели было способом переноса из небесной механики структуры, которая была соединена с новыми элементами (зарядами). Подстановка зарядов на место тяготеющих масс в аналоговую модель привела к построению планетарной модели атома.
Таким образом, в процессе выдвижения гипотетических моделей картина мира играет роль исследовательской программы, обеспечивающей постановку теоретических задач и выбор средств их решения.
После того как сформирована гипотетическая модель исследуемых взаимодействий, начинается стадия её обоснования. Она не сводится только к проверке тех эмпирических следствий, которые можно получить из закона, сформулированного относительно гипотетической модели. Сама модель должна получить обоснование.
Генерация нового теоретического знания осуществляется в результате познавательного цикла, который заключается в движении исследовательской мысли от оснований науки, и в первую очередь от обоснованных опытом представлений картины мира, к гипотетическим вариантам теоретических схем. Эти схемы затем адаптируются к тому эмпирическому материалу, на объяснение которого они претендуют. Теоретические схемы в процессе такой адаптации перестраиваются, насыщаются новым содержанием и затем вновь сопоставляются с картиной мира, оказывая на нее активное обратное воздействие. Развитие научных понятий и представлений осуществляется благодаря многократному повторению описанного цикла. В этом процессе происходит взаимодействие "логики открытия" и "логики оправдания гипотезы", которые выступают как взаимосвязанные аспекты развития теории.
Развитие
теоретического знания на уровне частных
теоретических схем и законов подготавливает
переход к построению развитой теории.
В науке классического периода развитые теории создавались путем последовательного обобщения и синтеза частных теоретических схем и законов.
Таким путем были построены фундаментальные теории классической физики - ньютоновская механика, термодинамика, электродинамика. Основные особенности этого процесса можно проследить на примере истории максвелловской электродинамики.
Создавая
теорию электромагнитного поля Максвелл
опирался на предшествующие знания об
электричестве и магнетизме, которые
были представлены теоретическими моделями
и законами, выражавшими существенные
характеристики отдельных аспектов
электромасштабных
По
отношению к основаниям будущей
теории электромагнитного поля это
были частные теоретические схемы
и частные теоретические