Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:02, реферат
Взаимодействие картины мира и опытных фактов может реализовываться в двух вариантах. Во-первых, на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и, во-вторых, в теоретически развитых дисциплинах при эмпирическом обнаружении и исследовании принципиально новых явлений, которые не вписываются в уже имеющиеся теории.
Исходную программу теоретического синтеза задавали принятые исследователем идеалы познания и картина мира, которая определяла постановку задач и выбор средств их решения.
В процессе создания максвелловской электродинамики творческий поиск целенаправляли, с одной стороны, сложившиеся в науке идеалы и нормы, которым должна была удовлетворять создаваемая теория (идеал объяснения различных явлений с помощью небольшого числа фундаментальных законов, идеал организации теории как дедуктивной системы, в которой законы формулируются на языке математики). С другой стороны, принятая Максвеллом фарадеевская картина физической реальности, которая задавала единую точку зрения на весьма разнородный теоретический материал, подлежащий синтезу и обобщению. Эта картина ставила задачу - объяснить все явления электричества и магнетизма как передачу электрических и магнитных сил от точки к точке в соответствии с принципом близкодействия.
Вместе с постановкой основной задачи она очерчивала круг теоретических средств, обеспечивающих решение задачи. Такими средствами послужили аналоговые модели и математические структуры механики сплошных сред. Фарадеевская картина мира обнаруживала сходство между передачей сил в этих качественно различных типах физических процессов и тем самым создавала основу для переброски соответствующих математических структур из механики сплошных сред в электродинамику. Показательно, что альтернативное максвелловскому направление исследований, связанное с именами Ампера и Вебера, исходило из иной картины мира при поиске обобщающей теории электромагнетизма. В соответствии с этой картиной использовались иные средства построения теории (аналоговые модели и математические структуры заимствовались из ньютоновской механики материальных точек).
Синтез, предпринятый Максвеллом, был основан на использовании уже известной нам операции применения аналоговых моделей. Эти модели заимствовались из механики сплошных сред и служили средством для переноса соответствующих гидродинамических уравнений в создаваемую теорию электромагнитного поля. Применение аналогий является универсальной операцией построения новой теории как при формировании частных теоретических схем, так и при их обобщении в развитую теорию. Научные теории не являются изолированными друг от друга, они развиваются как система, где одни теории поставляют для других строительный материал.
Аналоговые модели, которые использовал Максвелл - трубки тока несжимаемой жидкости, вихри в упругой среде, - были теоретическими схемами механики сплошных сред.
Когда
связанные с ними уравнения транслировались
в электродинамику, механические величины
замещались в уравнениях новыми величинами.
Такое замещение было возможным
благодаря подстановке в
Эта
подстановка означает, что абстрактные
объекты, транслированные из одной системы
знаний (в нашем примере из системы знаний
об электричестве и магнетизме) соединяются
с новой структурой ("сеткой отношений"),
заимствованной из другой системы знаний
(в данном случае из механики сплошных
сред). В результате такого соединения
происходит трансформация аналоговой
модели. Она превращается в теоретическую
схему новой области явлений, схему на
первых порах гипотетическую, требующую
своего конструктивного обоснования.
С развитием науки меняется стратегия теоретического поиска. В частности, в современной физике теория создается иными путями, чем в классической. Построение современных физических теорий осуществляется методом математической гипотезы. В отличие от классических образцов, в современной физике построение теории начинается с формирования ее математического аппарата, а адекватная теоретическая схема, обеспечивающая его интерпретацию, создается уже после построения этого аппарата. Новый метод выдвигает ряд специфических проблем, связанных с процессом формирования математических гипотез и процедурами их обоснования.
Первый
аспект этих проблем связан с поиском
исходных оснований для выдвижения
гипотезы. В классической физике основную
роль в процессе выдвижения гипотезы
играла картина мира. По мере формирования
развитых теорий она получала опытное
обоснование не только через непосредственное
взаимодействие с экспериментом, но
и косвенно, через аккумуляцию
экспериментальных фактов в теории.
И когда физические картины мира
представали в форме развитых
и обоснованных опытом построений,
они задавали такое видение исследуемой
реальности, которое вводилось коррелятивно
к определенному типу экспериментально-
В физике эта схема деятельности выражалась в представлениях о том, что следует учитывать в измерениях и какими взаимодействиями измеряемых объектов с приборами можно пренебречь. Указанные допущения лежат в основании абстрактной схемы измерения, которая соответствует идеалам научного исследования и коррелятивно которой вводятся развитые формы физической картины мира.
При столкновении с новым типом объектов, структура которых не учтена в сложившейся картине мира, познание меняло эту картину. В классической физике такие изменения осуществлялись в форме введения новых онтологических представлений. Однако последние не сопровождались анализом абстрактной схемы измерения, которая составляет операциональную основу вводимых онтологических структур. Поэтому каждая новая картина физической реальности проходила длительное обоснование опытом и конкретными теориями, прежде чем получала статус картины мира. Современная физика дала образцы иного пути построения знаний. Она строит картину физической реальности, эксплицируя схему измерения, в рамках которой будут описываться новые объекты. Эта экспликация осуществляется в форме выдвижения принципов, фиксирующих особенности метода исследования объектов (принцип относительности, принцип дополнительности).
Сама
картина на первых порах может
не иметь законченной формы, но вместе
с принципами, фиксирующими "операциональную
сторону" видения реальности, она
определяет поиск математических гипотез.
Новая стратегия теоретического
поиска сместила акценты и в философской
регуляции процесса научного открытия.
В отличие от классических ситуаций,
где выдвижение физической картины
мира прежде всего было ориентировано
"философской онтологией", в
квантово-релятивистской физике центр
тяжести был перенесен на гносеологическую
проблематику. Поэтому в регулятивных
принципах, целенаправляющих поиск
математических гипотез, явно представлены
(в конкретизированной применительно
к физическому исследованию форме)
положения теоретико-
В
ходе математической экстраполяции
исследователь создает новый
аппарат путем перестройки
Такая модель, как правило, содержит неконструктивные элементы, а это может привести к противоречиям в теории и к рассогласованию с опытом даже перспективных математических аппаратов.
Таким образом, специфика современных исследований состоит не в том, что математический аппарат сначала вводится без интерпретации (неинтерпретированный аппарат есть исчисление, математический формализм, который принадлежит математике, но не является аппаратом физики). Специфика заключается в том, что математическая гипотеза чаще всего неявно формирует неадекватную интерпретацию создаваемого аппарата, а это значительно усложняет процедуру эмпирической проверки выдвинутой гипотезы. Сопоставление следствий из уравнений с опытом всегда предполагает интерпретацию величин, которые фигурируют в уравнениях. Поэтому опытом проверяются не уравнения сами по себе, а система: уравнения плюс интерпретация. И если последняя неадекватна, то опыт может выбраковывать вместе с интерпретацией весьма продуктивные математические структуры, соответствующие особенностям исследуемых объектов.
Чтобы
обосновать математическую гипотезу опытом,
недостаточно просто сравнивать следствия
из уравнений с опытными данными.
Необходимо каждый раз эксплицировать
гипотетические модели, которые были
введены на стадии математической экстраполяции,
отделяя их от уравнений, обосновывать
эти модели конструктивно, вновь
сверять с созданным
Длинная
серия математических гипотез порождает
опасность накопления в теории неконструктивных
элементов и утраты эмпирического
смысла величин, фигурирующих в уравнениях.
Поэтому в современной физике
на определенном этапе развития теории
становятся необходимыми промежуточные
интерпретации, обеспечивающие операциональный
контроль за создаваемой теоретической
конструкцией. В системе таких
промежуточных интерпретаций
Таким образом, эволюция физики сохраняет на современном этапе некоторые основные операции построения теории, присущие ее прошлым формам (классической физике). Но наука развивает эти операции, частично видоизменяя их, а частично воспроизводя в новых условиях некоторые черты построения математического аппарата и теоретических моделей, свойственные классическим образцам.
Процесс формирования теоретического знания осуществляется на различных стадиях эволюции науки различными способами и методами, но каждая новая ситуация теоретического поиска не просто устраняет ранее сложившиеся приемы и операции формирования теории, а включает их в более сложную систему приемов и методов.