Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:35, реферат
Фундаментом любой религии является вера, которую, как и религиозный опыт, лежащей в её основе нельзя теоретизировать. Опыт всегда практичен, а критерием его истинности может являться только сердце человека. Но человеческий разум требует своих доказательств. Люди пытались, пытаются и будут продолжать пытаться ответить на вопросы: существует ли Бог, есть ли какие-то научные доказательства Бога?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
ПО ФИЛОСОФИИ
на тему:
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
Выполнил (а): студент, группа Э-117, ОЭФ
Никоноров Владимир Сергеевич
Научный руководитель: к.ф.н., доцент
Хан Татьяна Васильевна
Санкт - Петербург
2012
Фундаментом любой религии
является вера, которую, как и религиозный
опыт, лежащей в её основе нельзя
теоретизировать. Опыт всегда практичен,
а критерием его истинности может
являться только сердце человека. Но человеческий
разум требует своих
Аргументы за и против
существования Бога
Сегодня, как многие верующие, так и не верующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Первые считают, что постичь Бога можно, только сердцем, вторые же убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то Его нет, так как лишь наука объективна.1
Каждый индивидуально определяет, стоит ли превращать веру в знание, то есть принимать Бога, как истину или же попробовать найти доказательства Его существования, например, с помощью законов логики или эмпирическим путём.
Бог – в религиях мира и философских системах Высшее Существо, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон. Идея Бога постепенно кристаллизировалась в различных религиозных традициях человечества. В религиозных учениях, объединенных принципом теизма, утверждается личное бытие этого Существа, его личное отношение, а именно, любовь к сотворенным существам, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения. Учение о Боге имплицирует тезис, о том, что бытие в своем абсолютном пределе и на вершине ценностной вертикали – личностно.2
Исходная теория развития – представления первобытных народов о силах, действие которых по-разному локализуется на панораме мирового целого. Эта локализация может быть связана с определенными местами, обладающими особым географическим положением.3 Наряду с этим в весьма архаических культурах обнаруживается представление о более высоких существах или существе космического масштаба, с которыми связывается начало мира. Довольно часто это представление остается вне разработки в культе и мифе и является более или менее тайным.
Согласно доктрине христианства, Бог является источником бытия первоначальной сущностью и предшествующей миру сущностью, вездесущей, всемогущей и всезнающей, создателем всего материального и нематериального, всех живых существ и мира.
Основные христианские деноминации: католицизм, православие протестантизм сходятся в общих вопросах понимания Бога. Расхождения имеются лишь во второстепенных вопросах.
Христианство исходит из библейского образа, осложняя его тремя взаимосвязанными новыми компонентами, два из которых относятся в узком смысле к вере, один – к религиозной культуре, мыслительному оформлению веры. Во-первых, это учение о том, что единство Единого Бога троично. Во-вторых, это учение о воплощении и «вочеловечении», о Богочеловечестве Иисуса Христа, в котором парадоксально соединились несоединимые «природы» Бога и человека. В-третьих, это последовательное продумывание и переосмысление библейского образа Бога в терминах и концептах греческой философской мысли, впервые создающее в собственном смысле слова «догматику».
Для всего отношения к Богу христианской мысли характерно соотношение двух измерений: библейского опыта, менее всего теоретизирующего, передающегося на языке скорее экспрессивном, чем концептуальном, и теоретических концептов. Соотношение это не раз оказывалось конфликтным. 4
Перед тем, как перейти непосредственно к рассмотрению проблемы божьего бытия, не случайно была кратко рассмотрена христианская концепция Бога, ведь именно в христианской культуре существует многовековая традиция доказательств бытия Бога.
Первые попытки доказать бытие Бога берут своё начало в Средние века. Так как в период Средневековья роль церкви в жизни общества была всеобъемлющей, религия и церковь заполняли всю жизнь человека от рождения до смерти. Общество того времени можно смело называть христианским. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, позднее ряд её функций стало выполнять государство.5
Этим можно объяснить тот факт, что главной характеристикой средневековой философии является теоцентризм, то есть Бог находится в центре изучения. Философия же выполняет вспомогательную функцию и зовётся служанкой богословия.
Богословские сочинения были нацелены на рациональное обоснование догматов христианской веры, философия же играет роль методологической основы, основными изучающимися проблемами были: соотношение философии и теологии, спор об универсалиях и различные способы доказательства Бога. Доказательства бытия Бога – это система аргументов в теологии и религиозной философии, призванная логически обосновать существование Бога и, как следствие разумность и необходимость религиозной веры. Они были сформулированы в сочинениях разных авторов, но наиболее значимыми следует считать работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.
Фома Аквинский, используя
логику Аристотеля, сформулировал пять
доказательств Божьего бытия, отвергая
онтологическое доказательство. Они
построены по одной и той же
схеме: заключение от следствия к
причине, то есть от поиска в мире таких
закономерностей или явлений, реальность
которых свидетельствует о
Второе имеет название космологическое и исходит из того, что каждое явление имеет свою причину. Исходя из этого, есть некая «лестница причин», поднимаясь по которой мы приходим к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех вещей и явлений.6
Третье доказательство строится на взаимоотношении между такими понятиями как случайное и необходимое. Случайное зависит от необходимого, а первой необходимостью является Бог. Четвертым доказательством служат степени качеств, которые есть везде, потому должна существовать наивысшая степень совершенства и ею является Бог. Последнее, пятое доказательство - темологическое, всё в природе направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует Разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является Бог.7 В процессе богопознания, Фома Аквинский возвысил разум до уровня веры. По сей день во всех католических университетах его систему предписано преподавать как единственную истинную философию. Следовательно, его идеи имеют ценность не только историческую, но и звучат современно, продолжая обладать силой формирования мировоззрения и мировосприятия людей.
Ансельм Кентерберийский пытался доказать Божье бытие посредством рационалистических рассуждений. Во всех своих положениях он исходил из основных положений реализма, утверждавшего существование общего от вещей. Онтологическое доказательство бытия Бога, состояло в следующем рассуждении: поскольку понятие Бога предполагает идею божественного совершенства, то значит, Бог должен обладать свойством существования, так как в противном случае это понятие не мыслилось бы как понятие «Бог». Бог есть то, превыше чего и больше чего нельзя ничего мыслить, значит, Бог существует. 8
Ансельм формулирует четыре доказательства бытия Бога. В трех из них существование Творца он доказывает, исходя из рассмотрения творений. В основе этих доказательств лежат две предпосылки:
1) все творения отличаются
друг от друга степенью
2) вещи, наделенные совершенством
в разной степени, получают
свои относительные
Если говорить в общем, то все доказательства божьего бытия можно рассмотреть в 4 основных аспектах.
Первое доказательство -
космологическое. Космологическ
Первые варианты были сформулированы
Платоном и Аристотелем. Согласно этому
доказательству, всякое движение и
всякое начало в мире имеют свою
внешнюю причину. Следовательно
Г. Лейбниц и X. Вольф обосновывали существование
Бога необходимостью наличия безусловной
сущности, «причины всякого бытия», не
сводимой к конечным причинам.
Интересны рассуждения о
невозможности множества
Космологическое доказательство обычно опирается на два логических закона: закон причинности и закон достаточного основания. Первый требует признания первопричины мира, а второй утверждает, что ничто, кроме высочайшей премирной причины, не может быть признано на достаточном основании истинною первопричиною мира.11
Все в мире имеет свою причину. Каждая причина, в свою очередь, является следствием другой причины. При этом все в мире имеет причину своего бытия вне себя. Ничто не самобытно. Поэтому и весь мир, как целое, тоже не самобытен и должен иметь причину своего бытия, причем эта причина должна быть вне этого мира. Такой причиной может быть только премирное высочайшее Существо – Бог.
Это доказательство было предметом критики Канта и многих других философов. Главное возражение против этого доказательства сводилось к тому, что у нас нет основания, искать причину мира явлений в ином, сверхчувственном мире, может быть, закон причинности действителен только в мире явлений. Затем, по мнению Канта, нет также достаточного основания, отрицать возможность самобытности мира явлений.
Современная физика в лице
гениальных ученых Планка и Джинса
категорически отрицает возможность
самобытности мира явлений и тем
самым вновь реабилитирует, в
достаточной степени, космологическое
доказательство. Что же касается вопроса
о причинности, то если нет безусловной
необходимости признавать ее действующей
в сверхчувственном мире, то нет
никакой безусловной
Некоторые исследователи
указывали, что космологическое
доказательство не доказывает личного
Бога. Это верно. Космологическое
доказательство на это и не претендует.
Оно утверждает только, что есть
достаточные основания к
Конечно, с точки зрения Православия, человек не просто звено в цепи причин и следствий. Несмотря на обусловленность жизни человека внешними обстоятельствами, воспитанием и культурой общества и т.п., в первую очередь человек есть образ Божий, а значит, он онтологически обладает свободой.
Второе – онтологическое.
Предпосылки к данному
Другой великий
Онтологическое доказательство, о чём уже было сказано, сформулировано Ансельмом Кентерберийским, пытавшимся рационально обосновать христианские догматы. Его называют внутренним доказательством, так как оно заимствуется из нашего внутреннего опыта. Значение внутреннего доказательства очень велико, так как не будь в сознании человека идеи Бога и внутренней убеждённости в Его реальности, вместе с огромным практически важным нравственным значением этого убеждения, не было бы импульса к тщательным доказательствам Бога вообще.