Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:36, реферат

Описание

При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями древнеиндийской философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Индии и по сей день.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
3
Становление филосовского сознания в древней индии………..
5
Культура древней Индии…………………………………………….
7
Индуизм………………………………………………………………..
9
Джайнизм………………………………………………………………
14
Буддизм…………………………………………………………………
19
Заключение ……………………………………………………………
28
Библиографические списки………………………………………….
30

Работа состоит из  1 файл

реферат философия индии.docx

— 64.41 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………….

3

Становление филосовского сознания в древней индии………..

5

Культура древней Индии…………………………………………….

7

Индуизм………………………………………………………………..

9

Джайнизм………………………………………………………………

14

Буддизм…………………………………………………………………

19

Заключение ……………………………………………………………

28

Библиографические списки………………………………………….

30


 

 

 

Введение

 

 

При написании данной работы представляется особенно важными несколько  моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями древнеиндийской  философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность  и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и  распространяются далеко за пределы  Индии и по сей день.

Философия древнего мира зародилась в обществе, которое неспособно решать новые проблемы традиционными способами. Она ориентирована на формирование того идеала, который позволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном; позволяет отдельно взятому  человеку выходить за пределы своей  природы и проектировать свое желаемое "Я". Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как олицетворение его новых форм. Она выражает и закрепляет дух этноса в системе мировоззренческих координат, отличных от мифологических и религиозных. Философия есть душа культуры того народа, который располагает мерой свободы индивидуального самовыражения.

Предпосылкой становления  философии явилось развитие языка, письменности, совершенствование способности  человека к отвлеченному мышлению и  познанию мира.

Рассматривая становление, формирование и развитие философии, следует исходить из того, что философия  зарождается вместе с религией, выступая правопреемницей мифологии. Но если религия как мировоззрение является "скрепами" общества, то философия инициирует развитие общества, выступая одновременно и мудростью, и любовью к мудрости.

Что касается истории философии, то эта отрасль знания представляет собой не описание жизни интересных людей, не комментарии к их изречениям, а является совокупностью системно-рационализированных  концепций рассмотрения и разрешения наиболее актуальных проблем человечества, обеспечивающих преемственность эпох и поколений. Критическое отношение к миру и к самому себе, усиленное сомнением, формировало философию как особый способ освоения мира.

Первые попытки человека осмыслить окружающий миp - живую и неживую природу, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный миp, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось фоpмиpование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили  первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно  обнаружить в литеpатуpных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

В данной работе рассматривается  зарождение и развитие древневосточной  философии Индии.

Индийская философия - одна из наиболее древних в мире: ее история  исчисляется многими сотнями  лет.

 

Становление философского сознания в древней Индии

 

 

Своеобразная история  народов Индии, особенности ее социального  устройства, нашедшие отражение в  существовании каст, вызвали специфическое  развитие философских и общественно-политических взглядов у этих народов. Общественная и политическая жизнь Индии, а  поэтому естественные и общественные науки в силу сложившихся исторических условий, развивались сравнительно медленно. К тому же в Индии одна из форм родового политеизма, так называемое ведийское мировоззрение, с крушением  родового строя частично сохранилась  в философско-религиозных взглядах брахманистов, защищавших кастовое устройство общества и признававших древние веды священным писанием. Социальные группы, выступавшие против кастовости общества, боролись против кастовой идеологии и ее носителей. Особой остроты идеологическая борьба достигла к VI-V вв. до н.э. Таким образом, признание или непризнание вед священным писанием стало, в известной степени, пробным камнем для философских направлений Индии, а религиозные вопросы стали предметом рассмотрения почти всех философских школ. История индийской философии, как и любой другой философии, есть история материализма и его борьбы с идеализмом. Идеалисты, отражавшие интересы эксплуататорских классов, в борьбе против материалистов (чарваков - в древнеиндийской философии) искажали их учения. Мыслители-материалисты подвергались преследованиям, а их сочинения уничтожались.

Мыслители Древней Индии  отмечают сложность стpуктуpы человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, pаздpажение, успокоение и т.п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует считать хаpактеpистику различных состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся  с многочисленными религиями, которые  взаимодействуют между собой. Среди  них выделяются основные - брахманизм и его формы, индуизм и джайнизм, буддизм и ислам.

 

Культура  Древней Индии

 

 

Я Время, продвигаясь, миры разрушаю, Для их погибели здесь возрастая, И без тебя погибнут все воины, стоящие друг против друга, В обеих ратях...

Раз и не колеблясь!

Индийская цивилизация - ровесница  цивилизаций Ближнего Востока, Вавилона, Египта, Ассирии, хотя, может быть, и не самая древняя из них. Она сложилась из двух главных компонентов. Первый компонент - это массив традиционной культуры индийского субконтинента. Мы будем называть его дравидийским компонентом. Дравиды - коренные жители Индии (но, разумеется, там было множество других народов, с разными самоназваниями, например живущие там по сей день тамилы). Жители густых лесов Индии обладали очень своеобразными языческими традициями, с представлением о переселении душ, уникальным в истории человеческой культуры, с их сонмом местных богов, обоготворением растений, животных, со взлетом цивилизации. Самое поразительное, что мы даже не знаем названий тех великих культурных центров, которые эта древняя индийская цивилизация создала. Мы называем их Мохенджо-Даро, Хараппа, но это названия позднейших курганов и руин, которые были раскопаны через тысячелетия европейскими и индийскими археологами. Там находят города с прекрасной канализацией, ваннами, находим росписи, монеты, указывающие на наличие торговли. Там уже существовала письменность, искусство. Осталось от этого очень мало. Но то, что найдено в Мохенджо-Даро, свидетельствует, что исчезнувшее древнее государство активно торговало с Месопотамией и Ближним Востоком. Индия - одна из самых удивительных стран; она всегда засасывала всех завоевателей. Приходили греки - она их принимала и переваривала, создавался новый греко-индийский стиль в искусстве, в живописи, особенно в скульптуре. Приходили мусульмане - она их тоже усваивала. Культура Индии, перед которой мы останавливаемся с восхищением и изумлением, сохранила невредимыми многие свои черты до сих пор; люди хранили ее необычайно долго - столетиями и тысячелетиями, тогда как мы в Европе наломали столько дров, что только по старым камням иной раз узнаем, чем мы были раньше.

 

Индуизм

 

 

Индуизм – древнейшая религиозная  система Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Он распространен также  в сопредельных областях – Бангладеш, Непале, Пакистане и Шри-Ланке; переселившиеся из Индии и этих областей последователи  индуизма компактно проживают также  в Гайане (Южная Америка), на островах Фиджи (Тихий океан), а также на Юге Африки (ЮАР и остров Мавридий). Исторически термин "индуизм" означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности (т. н. ведическая эпоха – рубеж II и I тысячелетий до н. э) и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней.

Индуистские священные и  авторитетные тексты формировались  на протяжении примерно трех тысячелетий. К ним относится комплекс ведической литературы (Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады), древнеиндийский эпос (Махабхарата и Рамаяна), а также шастры, пураны, сутры и карики – более поздние тексты философского мифологического содержания. Памятники индуистского канона и классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространенной является двучленная классификация, подразделяющая тексты на две группы: шрути ("услышанное") и смрити ("запомненное"). Вся совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется текстам дополнительным (смрити). Традицию шрути открывают четыре Веды – "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа" и "Атхарваведа". Они представляют собой сборники (самхиты) гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и магических заклинаний, т.е. текстов, различных по объему, составу, времени создания, жанру и назначению. К Ведам примыкает комплекс текстов, опирающихся на них и развивающих их отдельные стороны – брахманы, араньяки и упанишады.

На всем протяжении своей  истории индуизм представляет собой  комбинированный политеизм. В индуистском  пантеоне насчитывают 3333 бога. Принцип справедливого воздаяния (карма) может осуществляться совокупной волей богов, всемирным законом (драхма) либо всемогущим верховным богом (Ишвара), являющимся посюсторонним проявлением высшей, потусторонней реальности (сагуна-брахман); с другой стороны, осуществление этого принципа может быть ограничено противоборством добрых и злых богов (дева и асуры), игрой переменчивых и стоящих над справедливостью богов (лила) либо всемирным законом чистой причинности (рита).

Пантеон индийских богов  был сформирован в рамках т. н. ведической религии – в глубочайшей  древности, когда соединялись религиозные  представления арийских племен, завоевавших  долину Ганга, и дравидских племен, живших в этой долине до завоевания. Вторая ступень в развитии религиозных  учений Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму, - брахманизм. Она названа  по имени жреческой варны – брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам. Брахманизм сложился в основных чертах в период приблизительно с 8 по 2 в. До н.э. в двуречье между Джамной и Гангой как результат взаимодействия ведийской религии с местными верованиями. Центральным моментов вероучительных изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и видимого мира к некоей единой сущности, а также упорядочение религиозной доктрины. В пантеоне на первый план выходит праджапати – бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной творческой силой, первоосновой всего сущего, порождающей весь мир и хранящей его. Эта идея получила дальнейшее развитие в концепции индуистской верховной божественной триады тримурти, включающей Брахму, Шиву и Вишну.

Брахма - один из трех верховных  богов индуизма, творец и отец других богов, прародитель (Питхама) небожителей, демонов и смертных. Упоминается уже в Ведах, но во главе пантеона становится только в послеведийский период, оттесняя Индру и других древних богов. В эпосе Брахма выступает как всеведущий и мудрый глава богов, которым он дарует власть над различными сферами мироздания, зиждитель и хранитель космического и морального порядка, установивший основные социальные институты на земле. Брахма выступает также персонификация судьбы, дарует благополучие и победу, он исполняет все желания великих подвижников, подчиняясь магической силе аскезы (тапаса). В позднем эпосе и упанишадах закон кармы умаляет роль Брахмы, так же как возросшее значение Вишну и Шивы, оттесняющих Брахму на второй план. Брахма воплощает священное слово Вед и рассматривается как персонификация Брахмана, Мировой Души; позднее с Брахманом больше ассоциируется приобретающий универсальную сущность Вишну. В концепции Тримурти, характерной для уже сформировавшегося индуизма Брахма теряет функции значимого для человеческой судьбы воздаяния, что ведет к свертывания поклонения ему. Брахма остается творцом мира и блюстителем этически нейтральной космической меры, тогда как Шива и Вишну берут на себя функции соответственно наказания проступков и поощрения праведности, благодаря чему поклонение им формирует отдельные направления внутри индуизма-шиваизм и вишнуизм.

В период брахманизма формируется  и центральная индуистская доктрина о тождестве атмана и брахмана и об обнаружении этого тождества как конечной цели человека. Брахман (от санскр. корня "расти") в упанишадах есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая которую человек достигает джняны (высшего знания, фюсиса) и мокши. Брахман оказывается в духовном опыте тождественным Атману, т.е. индивидуальному духу. Описывается исключительно апофатически: то, что вне времени, пространства, слов, образа, нетленное, не становящееся, немыслимое, невидимое и пр., т.е. в итоге "не то, не то" (нети, нети). Атман (санскр. возвратное местоимение "сам", "себя" и др.) - подлинное человеческое "я", понимаемое в отрыве от преходящих наслоений социальных, психологических, физиологических и т.п. В самом широком смысле атман чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собой, т.е. его сущность. В основных религиозно-философских школах индуизма (даршанах) атман понимается как духовная субстанция, т.е. сверхчувственная вещь, при этом обычно и нетождественное сознанию. В вайшешике - это вечная, всепроникающая субстанция, носитель ощущений, желаний, волевых усилий, познания, праведности и неправедности: в санхьее и йоге - это вечный свидетель материальных, в т. ч. психических и интеллектуальных, процессов, чистое бессодержательное сознание; в адвайта-веданте - абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самоуглубления и тождественный абсолютному началу мира - Брахману. Одно из "великих речений" упанишад – "тат твам аси" (ты еси то). Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Арунея. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с последним основанием мироздания, атмана с брахманом.

Информация о работе Древнеиндийская философия