Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:36, реферат

Описание

При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями древнеиндийской философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Индии и по сей день.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
3
Становление филосовского сознания в древней индии………..
5
Культура древней Индии…………………………………………….
7
Индуизм………………………………………………………………..
9
Джайнизм………………………………………………………………
14
Буддизм…………………………………………………………………
19
Заключение ……………………………………………………………
28
Библиографические списки………………………………………….
30

Работа состоит из  1 файл

реферат философия индии.docx

— 64.41 Кб (Скачать документ)

Буддийская доктрина, как  и джайнизм, первоначально существовала в устной традиции, обрастая легендами. Фигура Сиддхартхи Гаутамы постепенно приобрела божественный характер. Освоив искусство изнурять тело и научившись самосозерцанию, Гаутама (Шакья-Муни) выработал свое учение, которое включало теорию (догматику), нравственность (аскетику) и практику (созерцание).

1. Центральным пунктом  догматики (теории) буддизма являются четыре истины. Суть первой состоит в том, что жизнь человека неразрывно связана со страданием. Рождение и смерть, болезнь и старость, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность осуществить желаемое - все это ведет к страданию. Причиной страдания является жажда бытия, желание индивидуального счастья. Способ преодоления страдания состоит в абсолютном отрешении от всего, от всех и от самого себя. Человек должен освободиться от 10 "цепей": от уверенности, что его индивидуальность и душа неизменны; от сомнения, что существует легкий путь освобождения от сансары; что разные религиозные обряды ведут к спасению; от страсти и желаний; от ненависти; от любви к земной жизни; от желания будущей жизни на небе; от гордыни; от высокомерия; от неведения.

Освобождение от "цепей" и обретение своей кармы (жребия) обеспечивается истинной верой и решимостью, словом и делом, истинной жизнью и стремлением, истинными помыслами и самопознанием. Путь к устранению "жажды" достаточно сложный. Он предполагает правильное суждение и правильное решение, правильную речь, правильное стремление и правильное усилие, правильное внимание и правильное сосредоточение. При этом отвергается как жизнь чувственного удовольствия, так и жизнь самоистязания, крайней аскезы.

Познавший 4 истины и освободившийся от 10 "цепей" может достигнуть нравственного совершенства, состояния нирваны. (Нирвана это покой, прекращение существования; средство спасения души).

2. Что касается аскетики (нравственности), то вместо жестоких самоистязаний Шакья-Муни вводит неотъемлемое соблюдение нравственной чистоты: охранять все живое; не причинять зла; уважать чужую собственность; быть целомудренным, правдивым, воздержанным в еде и питье; игнорировать светские удовольствия и развлечения; воздерживаться от украшений, жить в добровольной бедности; освободиться от всего, что приносит боль. Только так можно обрести состояние нирваны как полной невозмутимости и бесстрашия, свободы от внешнего мира и даже от мыслей об этом мире.

Аскетика была нормой и  регламентом жизни Гаутамы и  его учеников. Пробуждались они с  первым проблеском утренней зари. Утро проводили в духовных занятиях, беседах. Затем направлялись в ближайший  населенный пункт за подаянием с  чашей в руках и с опущенным  взором, храня молчание. Без просьб протягивали чаши в ожидании подаяния, без слов принимали как отказ, так и богатую милостыню. К  полудню возвращались домой. Одна часть  подаяний предназначалась бедным людям, другая часть выделялась для зверей и диких птиц, и только третья часть разделялась на число участников трапезы, подтверждая правило - жить в добровольной нищете.

3. Практику Шакья-Муни понимает не как деятельность активного освоения мира, а исключительно как созерцание. Практика (созерцание) предлагает: - освобождение от земных желаний и сосредоточенности на мысли о слиянии атмана с Брахманом; - достижение абсолютного покоя и блаженства; - обретение состояния бесстрастия и безразличия; - обретение свободы от страдания.

Эффективность практики (созерцания) усиливается теорией (догматикой) и обеспечивается нравственностью (аскетикой). В результате душа наполняется светом, обретает ясновидение и способность к единению с Брахманом.

Человек в мире повязан  эгоистическими помыслами и делами, а посему он подвержен закону Кармы (воздаяния). Освободиться от действия этого закона, от страданий может только тот, кто в состоянии преодолеть свой эгоизм, кто в своих поступках ориентирован на Брахмана как высшую объективную реальность, задающую канон покоя, воздержания, терпимости, терпения и собранности.

На основании своего духовного  опыта Будда приобрел и поведал  миру убеждение в существовании четырех благородных истин:

1) страдание существует 2) у страдания есть причина 3) страдание может быть прекращено 4) известен путь, ведущий к этому.

В философско-религиозной  системе буддизма ключевыми можно  считать такие понятия, как нирвана, дхарма, карма, в основном унаследованные буддистами от предшественников.

Дхарма - формула буддийского символа веры, которая содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы (дхарма) бытия, их причинную связь и методы окончательного подавления их действенности, т.е. превращения динамичных элементов бытия в состояние вечного покоя.

Итак, буддизм создал своеобразное учение о спасении, суть которого сводится к тому, что Будда, предавшись созерцанию, узрел человеческое бытие, наполненное  постоянным страданием, и познал причину  страдания.

Вместе с тем он провидел и вечный покой, и путь, который  ведет к нему - конечная цель предначертана  ясно: это покой без возвращения  в суету, покой, в котором суета  и страдания мирские исчезают навеки.

Это и есть состояние нирваны, которая является целью верующего;

достигнув ее, человек обретает спасение.

Буддизму удалось подорвать  влияние брахманизма в стране, где он был более тысячи лет преобладающей религией. Однако возможность приобщения к буддизму только в форме монашества ограничивала число его приверженцев.

Подытоживая изложение основ  вероучения и культа буддизма, выделим  следующие выводы:

1. Буддизм как мировая  религия возник в Древней Индии  в качестве оппозиционной брахманизму религиозно-философской системы, подготовленной объективным развитием культуры этой страны.

2. Основатель новой религии  принц Гаутама переосмыслил основные  религиозно - философские положения  предшествующей культуры. На основе "четырех благородных истин" он сформулировал основы (догматы) буддизма и указал путь спасения верующих. Для достижения спасения (нирваны) необходимо каждому верующему все интеллектуальные и физические усилия направить на выполнение предписаний Будды.

3. Буддизм не является  единым целостным учением и  с момента своего возникновения разделился на два основных течения: хинаяну и махаяну.

Хинаяна, или "малая (узкая) колесница", предполагает достижение спасения (нирваны) путем отказа от мирской жизни, пострижения в монахи и неукоснительного выполнения всех предписаний Будды. В результате каждый избравший этот трудный путь, может стать Буддой, т.е. просветленным.

4. Другое направление в  буддизме, махаяна (путь "большой колесницы"), предлагает обновленный взгляд на достижение спасения верующих, не требуя монашеских обетов. На место личного спасения верующего (по хинаяне), когда каждый должен был стремиться стать Буддой, махаяна выдвигает тезис о возможности спасении личного "Я" через спасение другого. На вакантное место Абсолюта (Бога) махаяна выдвигает личность самого учителя, Гаутаму, т.е. происходит обожествление Будды.

Кроме этого, махаяна вводит в религиозный обиход персону "Ботхисатвы", того, кто достиг спасения (нирваны), но осознав, что миру необходимо указать путь для спасения, остается в круговороте бытия-страдания. В терминах буддийско-философской системы картина мира представляется в таком виде: все сущее состоит из дхарм, различные комбинации которых дают все многообразие живых существ, в том числе и людей; жизнь постоянно находится в круговороте перерождения (сансаре); тот облик, который получает каждое существо, зависит от хороших или плохих поступков, совершенных в прошлых или в настоящей жизни; жизнь наполнена страданиями от жажды бытия и удовлетворения или неудовлетворения желаний; чтобы прекратить страдания, необходимо вырываться из колеса перерождения, а для этого надо стать на путь спасения, указанный Буддой; для того чтобы, достигнув нирваны, человек стал просветленным, т.е. Буддой, необходимо либо отречься от мирской суеты, вести монашеский образ жизни в соответствии с учением Гаутамы (хинаяна); либо, согласно махаяне, есть путь "большой колесницы", где достижение нирваны не связано с уходом от мирских дел и принятием обета монашества; в этой системе Будда обожествляется, а достигшие нарваны, но оставшиеся в миру ботхисатвы, ведут к спасению.

В Дхаммападе есть замечательные изречения, которые волнуют человека и сегодня. Там много чудесного и мудрого. Вот несколько изречений оттуда:

"Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью". "Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата".

Или еще: "Пусть мудрец усилием, серьезностью, самоограничением и воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить потоком".

"Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так и мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал".

"Один день в жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни".

Будда говорил: "Как неизмеримый океан имеет один вкус - вкус соли, так и мое учение имеет один вкус - вкус спасения". Спасение от этой жизни. Надо сказать, что тот, кто получал отрешение через созерцание и практику буддизма, действительно спасался от горя этого мира. Можно достичь огромного самообладания. Однажды в Индокитае некоторые буддийские монахи пытались протестовать против разных злоупотреблений, и один из них сжег себя публично. На фотографиях, последовательно: вот монах сидит в позе лотоса, его обливают бензином, потом поджигают, а он остается неподвижным; у него горит лицо, и он сидит неподвижно, пока уже сгоревший не падает на землю.

Какова же цель буддийского  самоотречения? Эту цель Будда называл  нирваной. Он никогда не разрешал себе давать ей определение. Нирвана - это  полное угасание страстей и даже самосознания, угасание бытия. Но не подумайте, что  здесь возникает "ничто", подобное смерти. Это просто иное, совершенно иное бытие. Откуда взялось это бытие? Будда предпочитал на этот вопрос не отвечать.

Распространение древнеиндийской  философии в современном мире.

На протяжении большей  части своей истории индуизм  был преимущественно национальной религией. Однако во второй половине XIX века начался процесс распространения  индуизма за пределами Индии и  превращения индуизма в мировую  религию, имеющую последователей среди  различных народов. Этот процесс  усилился после обретения Индией государственной независимости  в 1947 году. В настоящее время в  ряде стран, в том числе и в  России, сформировались индуистские  общины, включающие и выходцев из Индии, постоянно или временно проживающих  в этих государствах, и представителей народов, не связанных своим происхождением с Индией.

В Российской Федерации постепенно сложился широкий спектр индуистских  религиозных и духовно-просветительских организаций и групп. Наиболее крупные  и авторитетные из них, например, Орден  Рамакришны и Общество сознания Кришны, уже получили признание и в Индии, и в России, стали известны своей активной религиозной, духовно-просветительской и благотворительной работой. Благодаря этому, наряду с христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом, в России представлен и индуизм в качестве одной из древних религий, обладающий огромным духовно-нравственным и миротворческим потенциалом.

В последней четверти XX столетия в России появилось немало религиозных  и духовно-просветительских организаций, позволяющих удовлетворить растущий интерес россиян к религии  и культуре Индии. Во многих городах  России открылись культурные центры и храмы различных течений  индуизма, проводятся выставки и фестивали, издаются переводы священных текстов, действуют учебные заведения, где  углубленно изучаются различные  аспекты индийской духовности, и  т.д.

Индуизм является древнейшей из живых религий, занимая третье место по числу последователей после  христианства и ислама. В настоящее  время общая численность приверженцев индуизма составляет свыше 1 млрд. человек, которые проживают в более  чем 80 странах мира.

 

Заключение

 

 

Индия привлекает необычными памятниками архитектуры, блеском  храмов и, конечно, переплетением и мирным сосуществованием множества религий на такой маленькой территории.

Индийская мысль подошла  к великому открытию. Раньше человек  искал, и не без основания, божественное в природе, в окружающем видимом мире. Созерцатели, аскеты Индии открыли его внутри себя, внутри своего духа. Молчание, концентрация духа, особые духовные упражнения, которым учились, передавая этот опыт из поколения в поколение, привели человека к тому, что он открыл великое внутреннее измерение бытия.

Можно сказать, что за сто  тысяч лет существования человека это была самая великая революция.

Важной стороной духовной жизни индийского общества является глубокое, почтительное уважение к человеку, обладающему знаниями, доходящее до создания своеобразного культа учителя.

В заключение я приведу  некоторые цитаты из великой литературы Индии, которая называется Упанишады (слово упанишады означает "сидеть возле, где-то рядом" и происходит от обычая ученика сидеть у ног учителя).

"Важно почитать Высшее в себе и в людях, чтобы в конце концов вернуться к нему.

Какой к этому путь? Прежде всего - познание. Знать, что внутри тебя содержится некая божественная тайна. Вот притча из одной Упанишады. "Где найти единое?" - спрашивает ученик. И учитель говорит: "Дай мне плод смоковницы". - "Вот он". - "Разломи его". Тот разламывает. - "Что ты в нем видишь?" - "Зерна, господин". - "Разломи одно. Что ты видишь?" - "Ничего, господин". "Вот это "ничего", невидимое, и есть основание бытия. Его облик невозможно увидеть, никто не видел его глазами. Его восприемлют сердцем, умом, мыслью. Тот, кто знает это, становится бессмертным. Если прекращаются пять знаний - пять чувств - вместе с мыслью, если бездействует рассудок, - это, говорят, и есть высшее состояние. Человек должен быть свободен. Все наши страдания могут быть побеждены, и мы можем найти спасение - мокшу.

Информация о работе Древнеиндийская философия