Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:02, реферат
Задача исследования философии и её роли в научном познании заключается в развёртывании таких представлений о науке как в взаимосвязь философии и частных наук, функции философии в научном познании, роль философии в научном познании, модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании.
Цель: определить роль философии в научном познании.
Введение.……………………………………………………………..………….3
1.Взаимосвязь философии и частных наук……………………………………4
2.Функции философии в научном познании…………………………………..6
3. Роль философии в научном познании………………………………………11
4.Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании………………………………………………………………14
Вывод…………………………………………………………………………… 16
Литература………………………………………………………………………17
Содержание
Введение.………………………………………………………
1.Взаимосвязь
философии и частных наук………………
2.Функции философии
в научном познании………………………………
3. Роль философии
в научном познании………………………………
4.Две модели
решения вопроса о
Вывод…………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Сказанного уже достаточно, чтобы понять, что наука – это вполне достойный объект изучения. В наше время она оказалась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию.
Философия
и её роль в научном познании занимают
в этом ряду особое место. Философия
науки ставит задачу раскрыть природу,
условия и характер научных знаний.
Предметом философии науки
Задача
исследования философии и её роли
в научном познании заключается
в развёртывании таких
Цель:
определить роль философии в научном
познании.
Взаимосвязь
философии и частных
наук
Решение
вопроса о соотношении
а) абсолютизация одной из этих сторон (метафизический подход);
б) взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон (диалектический подход).
Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы: спекулятивное (лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение и позитивизм (лат. – положительный).
Если
рассматривать вопрос о соотношении
философии и науки
а) диалектически- идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель);
б) диалектико- материалистический подход (Энгельс и последующее развитие этого подхода).
Говоря
о необходимости союза
Общий механизм взаимосвязи философии и частных наук, состоит в следующем: "…философия своим развитием обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [2, с. 98].
Оригинальные и интересные идеи о соотношении науки и философских учений высказал выдающийся естествоиспытатель и мыслитель В.И. Вернадский [3, с. 195].
Выделим основные из них:
1. Положение философии в структуре культуры очень своеобразно. Она неразрывно и многообразно связана с религиозной, социально-политической и научной жизнью; существует все растущий диапазон её понимания.
2. Можно быть хорошим философом без всякой ученой подготовки. Наряду с этим философии можно и нужно учиться, но нельзя спомощью только учения сделаться философом.
3. Факт, против которого спорить не приходиться, состоит в том, что одновременно сосуществуют многие различные, независимые и разнообразные, сходные и несходные, противоречащие философские системы и концепции, и что выбор между ними на основе истинности одной из них не может быть логически сделан. Сила философии – в её разнородности и в большом диапазоне этой разнородности. Поэтому не может быть и речи о согласовании философских концепций и о нахождении какого-нибудь единого, общего, всеобнимающего представления.
4. В основе философии лежит примат человеческого разума, философия всегда рационалистична. Размышление и углублённое проникновение в аппарат размышления – в разум, неизбежно входят в философскую работу. Для философии разум есть верховный судья, законы разума определяют её суждения. Это есть верховное начало знания.
5. Глубочайший анализ разума – эта основная база философии – не может служить мерилом современного научного знания, так как оно в своём научном аппарате, неизбежно захватывающем будущее ноосферы (сферы разума), имеет научную эмпирическую базу, значительно более мощную и прочную, чем указанная база философии.
6. Учёный не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения, какое он придаёт основной части своего специального знания – анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т.п.
7. Наука и философия находятся непрерывно в теснейшем контакте, так как в известной части касаются одного и того же объекта исследования – внешней им реальности. Граница между философией и наукой – по объектам их исследований – исчезает, когда дело идет об общих вопросах естествознания ("философия науки").
8. Современная
философская мысль Запада пока слабо отразила
вхождение в научную западную мысль чуждой
ей философии Востока, великих живых восточных
философских построений. Можем сказать
что сила философии – в её разнородности.
Поэтому не может быть и речи о согласовании
философских концепций и о нахождении
какого-нибудь единого представления.
Функции
философии в научном
познании
Как подведение итога всему сказанному выше, в этом параграфе будут рассмотрены функции философии в научном познании.
1.
Философия разрабатывает
Иначе говоря, философия даёт общее видение мира, на основе которого строятся видения частнонаучного характера как элементы более широкого целого – философского осмысления реальности. Именно оно позволяет увидеть место и роль частнонаучных представлений, «прописать» их в качестве необходимых моментов, сторон общей картины мира. Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее). Философия, осуществляя свою познавательную работу, всегда предлагает человечеству некоторые возможные варианты его жизненного мира. В этом смысле она обладает прогностическими функциями.
Таким образом, важнейшее предназначение философии в культуре – понять не только каков в своих глубинных структурах и основаниях наличный человеческий мир, но каким он может и должен быть. При этом категориальные структуры философии обеспечивают новое видение как объектов, преобразуемых в человеческой деятельности, так и самого субъекта деятельности, его ценностей и целей [1,с.187].
Сегодня
говорить о чисто объективной
картине мира, не учитывая места
субъекта в нём, невозможно.
2.
Философия "вооружает"
Кроме
того, любое познание мира, в том
числе научное, в каждую историческую
эпоху осуществляется в соответствии
с определённой "сеткой логических
категорий". Переход науки к
анализу новых объектов ведёт
к переходу к новой категориальной
сетке. Если в культуре не сложилась
категориальная система, соответствующая
новому типу объектов, то последние
будут восприниматься через неадекватную
систему категорий, что не позволит
раскрыть их сущностные характеристики.
Развивая свои категории, философия
тем самым готовит для
3.
Философия даёт науке наиболее
общие принципы, формулируемые на
основе определённых категорий.
Этот
метод, однако, не может заменить специальных
методов частных наук, это не универсальный
ключ, открывающий все тайны
Так, например, принципы диалектики образуют определённую субординированную систему и, взятые в их совокупности, представляют собой методологическую программу самого верхнего уровня. Они задают лишь общий план исследования, его стратегию (поэтому их называют стратегическими), ориентирую познание на освоение действительности в её универсально всеобщих характеристиках. Их эвристическая мощь зависит как от их содержания, так и от их умелого правильного применения. Философско-методологическая программа не должны быть жёсткой схемой, "шаблоном", стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а лишь общим руководством для исследования. Не являются философские принципы и механическим «набором норм», «списком правил» и простым внешним «наложением» сетки всеобщих категориальных определений и принципов на специально научный материал.
Совокупность
философских принципов –
4.
От философии учёный получает
определённые
Философия
играет роль критической «селекции»,
т.е. аккумуляции мировоззренческого
опыта и его передачи (трансляции)
последующим поколения. Тем самым
она предлагает учёному различные
варианты миропонимания («возможные миры»,
«мировоззренческие образы»), которые
всегда являются интеграцией всех форм
человеческого опыта –
Информация о работе Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании