Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:02, реферат

Описание

Задача исследования философии и её роли в научном познании заключается в развёртывании таких представлений о науке как в взаимосвязь философии и частных наук, функции философии в научном познании, роль философии в научном познании, модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании.
Цель: определить роль философии в научном познании.

Содержание

Введение.……………………………………………………………..………….3
1.Взаимосвязь философии и частных наук……………………………………4
2.Функции философии в научном познании…………………………………..6
3. Роль философии в научном познании………………………………………11
4.Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании………………………………………………………………14
Вывод…………………………………………………………………………… 16
Литература………………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 38.34 Кб (Скачать документ)

Две модели решения вопроса  о методологической роли философии в  научном познании 

     Во-первых, умозрительный-философский подход (натурфилософия, историософия и т.п.), при котором исходные положения научных теорий выводятся конкретно из философских принципов, минуя анализ специального — фактического и концептуального — материала данной науки (Шеллинг, Гегель).

     Во-вторых, позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». В первой модели роль философии в частно-научном познании абсолютизируется, во второй - принижается либо даже совсем отвергается. И хотя обе крайности дали определенные положительные результаты, но указанная неувязка не была решена. История философии указывает, что действие гносеологии на процесс развития науки и её результаты ярко проявляется в следующих главных моментах:

     1. Философия влияет на научное  познание так либо по другому на всех его стадиях, но в наивысшей мере — при построении теорий, в особенности базовых. Схожее почаще всего наблюдается в периоды «крутых ломок» понятий и принципов, характерных для научных революций. Разумеется, указанное влияние может быть как положительным, так и нехорошим. Все зависит от того, какой философией — «хорошей» либо «плохой» — управляется ученый. «Дурная философия, — говорил В. Гейзенберг, — исподволь губит хорошую физику».[2, с.179]

     2. На развитие научного познания  философия значительно влияет  собственной умозрительно-прогнозирующей  функций: в её недрах вырабатываются  идеи, научная значимость которых  подтверждается через века (к  примеру, идеи атомизма античности). не считая того, принципы философии при переходе от умозрения к теоретическому исследованию выполняют селективную функцию. Из множества умозрительных конструкций ученый выбирает те, которые согласуются с его своими философскими представлениями.

     3. Философские принципы на процесс  научного исследования постоянно  воздействуют не прямо и конкретно,  а сложным, опосредованным методом  — через способы, формы и  концепции остальных методологических  уровней. Причем, реализация философских  принципов в научном познании  значит совместно с тем их  переосмысление, углубление, улучшение  и развитие.

     4. Философские способы не постоянно  дают о себе знать в процессе  исследования в явном виде. Они  могут учитываться и применяться  или стихийно, или сознательно.  Но в хоть какой науке есть  элементы всеобщего значения (к  примеру, законы, категории, понятия,  предпосылки и т. п.), Которые  и делают всякую науку прикладной  логикой, пронизанной философским  компонентом.

     5. Принципы философии реально работают  в науке в виде всеобщих  регулятивов, универсальных норм, образующих в собственной совокупности методологическую программу самого верхнего уровня. Данная программа не обязана быть твердой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а только совсем гибким и динамичным общим управлением для исследования.

     6. Философия разрабатывает определенные  универсальные модели действительности, через призму которых ученый  глядит на предмет исследования, выбирает всеобщие познавательные  средства — категории, принципы, понятия и т. П., Определенные  мировоззренческие и ценностные  установки, смысложизненные ориентиры (в особенности в гуманитарных науках), вооружается знанием общих закономерностей самого познавательного процесса и т. п.

     7. Философско-методологические принципы  выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, критерия  истины, о чем уже шла речь. Способ существует, развивается  лишь в сложной диалектике  субъективного и объективного, при  определяющей роли последнего. Совместно  с тем он сразу субъективен,  но не как совокупность умозрительных  приемов, правил и процедур, а  как продолжение и завершение  объективности, из которой он  вырастает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод 

     В реферате описана роль философии  в научном познании. Функции философии  в научном познании проявляются  в том, что она выступает и  как мировоззрение, и как идеология. Этим объясняется и её специфическое  воздействие на науку в социальном контексте.

     Были  также рассмотрены: взаимосвязи  философии и частных наук, функции  философии в научном познании. Все сказанное показывает, какие  функции выполняет философия  в научном познании, сама являясь  важнейшей составной частью научного познания мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Горохов В.Г., Розин В. М. Введение в философию  техники //Учебное пособие /под  ред. В.Г. Горохов, В. М.Розин  - М.: ИНФРА – М, 1998. – С.224

2. Гегель Г.В. //Энциклопедия философских наук: в 3 т. Наука логики / под ред.  Г.В. Гегеля – М.: «Мысль», 1974. –  Т.1. – С. 454

3. Кохановский В.П. Философия и методология науки // Учебник для высших учебных заведений /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – С.574

Информация о работе Две модели решения вопроса о методологической роли философии в научном познании