Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 02:36, контрольная работа
Одним из крупнейших философов Нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В разработке своей философии он опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук. Ф. Бэкон увидел противоречие между схоластикой и методологическим основанием развивающегося естествознания. Если Декарт был представителем рационализма в новой философии и выдвинул в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то Бэкон – явился родоначальником другого направления, а именно эмпиризма, требующего исходить из опыта.
1.Философия Нового времени XVII
• Особенности и основные проблемы философии Нового времени - как филосо¬фии естествознания и познания.
• Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма и индукции "Идолы разума"
• Европейский рационализм. Р.Декарт. В.Лейбниц. "Теория врожденных идей". "Монадология".
• Английский идеализм и агностицизм.
2. Философия эпохи Просвещения 18 века.
• Просвещение. Основные этапы. Политические и просветительские идеалы эпо¬хи.
• Философия французских материалистов - энциклопедистов
3. Философия И.Канта
• "Докритический период " в философии И.Канта. Натурфилософия.
• " Критический период" в философии И.Канта " Критика чистого разума". «Вещь в себе". Агностицизм.
• "Критика практического разума" И.Канта . Категорический императив.
4. Философская система объективного идеализма Гегеля.
• Учение о развитии "Абсолютной идеи". Логика.
• "Философия природы"
• "Философия духа" , "Философия истории"
• Диалектика и ее законы.
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха
• Критика философии Гегеля.
• "Сущность христианства"
• Антропологический материализм.
• Нравственный идеал "разумного эгоизма".
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Филиал
Тобольский индустриальный институт
Кафедра
гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
на тему:
«Европейская
философия Нового времени»
Выполнил: студент группы ЭСз - 09-1
Коробейников К.Н.
Проверила: к. филос.н., доцент
Собольникова
Е.Н.
Содержание
1.Философия Нового времени XVII
• Особенности и основные проблемы философии Нового времени - как философии естествознания и познания.
• Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма и индукции "Идолы разума"
• Европейский рационализм. Р.Декарт. В.Лейбниц. "Теория врожденных идей". "Монадология".
• Английский идеализм и агностицизм.
2. Философия эпохи Просвещения 18 века.
• Просвещение. Основные этапы. Политические и просветительские идеалы эпохи.
• Философия французских материалистов - энциклопедистов
3. Философия И.Канта
• "Докритический период " в философии И.Канта. Натурфилософия.
• " Критический период" в философии И.Канта " Критика чистого разума". «Вещь в себе". Агностицизм.
• "Критика практического разума" И.Канта . Категорический императив.
4. Философская система объективного идеализма Гегеля.
• Учение о развитии "Абсолютной идеи". Логика.
• "Философия природы"
• "Философия духа" , "Философия истории"
• Диалектика и ее законы.
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха
• Критика философии Гегеля.
• "Сущность христианства"
• Антропологический материализм.
• Нравственный
идеал "разумного эгоизма".
Основные понятия:
механистическая
картина мира, детерминизм, деизм, пантеизм,
метафизика, гносеология, сенсуализм,
эмпиризм, индукция, рационализм, дедукция,
агностицизм, монадология, априоризм,
рационализм, идеализм, натурфилософия,
деизм, агностицизм, категорический императив,
Абсолютная Идея, Абсолютный Дух, диалектика,
законы диалектики, гносеология, антропологический
материализм, "разумный эгоизм"
Введение
Одним
из крупнейших философов Нового времени
был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В разработке
своей философии он опирался на достижения
прежней натурфилософии и результаты
опытных наук. Ф. Бэкон увидел противоречие
между схоластикой и
Не отвергая значения дедукции в получении нового знания, Ф. Бэкон выдвигал на передний план индуктивный метод научного познания, от изучения единичных фактов к общим положениям с опорой на результаты эксперимента.
Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство.
Пытаясь сделать метод индукции по возможности более строгим и тем самым создать "истинную индукцию", Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его.
По мнению Ф. Бэкона, исследованию природы и развитию философии мешают заблуждения, предрассудки, познавательные «идолы». Он называл "идолами" - различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека. Существуют, по Бэкону, «идолы» четырех родов:
Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и преодолевать их. Построение понятий «через истинную индукцию, - утверждал Ф. Бэкон, -есть, несомненно, подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолы».
Предметом философии, по Бэкону, являются:
Философия - концентрирует внимание на природе (богословие, с его точки зрения, остается за пределами науки); задача «естественной философии» —познать единство природы, дать «копию Вселенной».
Философы делятся на три группы:
Одних можно сравнить с пауками, которые ткут паутину своей системы лишь из индивидуального сознания; их представления и утверждения не подтверждаются опытом.
Вторые могут быть уподоблены муравьям, они собирают в свой философский муравейник все, что встречается им на пути; это грубые эмпирики.
Истинный философ подобен пчеле, которая облетает цветы, собирает различные соки и перерабатывает их в мед; иначе говоря, подлинный философ должен перерабатывать в своем мышлении данные опыта и восходить к предельным обобщениям.
Однако
при всем влиянии Бэкона нельзя не
отметить, что английский философ
сделал несколько односторонний
акцент на эмпирических методах исследования,
недооценив при этом роль рационального
начала в познании и прежде всего - математики.
Поэтому развитие нового естествознания
в XVII в. пошло не совсем по тому пути, какой
ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод,
как бы тщательно он ни был отработан,
все же не мог дать всеобщего
и необходимого знания, к какому стремится
наука. И хотя бэконовский призыв обратиться
к опыту был услышан и поддержан, экспериментально-
Рационализм Философии Просвещения
XVII
и XVIII столетия характеризуются
широкой разработкой
Для
данной философской традиции, характерным
является представление о философии
как о форме рационально-
В
ее основе лежит систематическое
и целостное объяснение мира, которое
основывается «на глубоком чувстве
естественной упорядоченности
Человек
при этом рассматривался как особый
субъект познания, очищенный от, своих
личностных характеристик и выступающий
в качестве конструирующего мыслящего
начала.
Роль разума (разума познающего субъекта) в классической философии столь высока, что реальность (как нечто независимое от человека) и ее конструирование умом совпадают и случаи непонимания действительного положения дел являются результатом обмана или невежества. Поэтому философское размышление есть особая рефлексия, разновидность систематического мышления, познавательное пространство которого ничем не ограничено. Это особое размышление мыслителя над предельными основаниями устройства мира, месте человека в нем, над познанием и его границах, над нравственными, ценностными, рациональными ориентирами человеческой деятельности.
Соответственно
такое представление о
Рационализм Рене Декарта
Рационализм философии Просвещения наиболее ярко был выражен Р. Декартом (1596 — 1650). Декарт, начал с радикального сомнения в старых традициях философии и науки. Оно носит у него не просто разрушительный характер. Как справедливо отмечает В.Ф. Асмус: "Цель Декарта - не в том, чтобы уничтожить доверие к знанию, а в том, чтобы очистить знание от всех сомнительных и недостоверных элементов ". Декартовское сомнение призвано снести все здание прежней, традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной в самом своем существе.
Антитрадиционализм - вот основная черта философии Декарта. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт: "Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... ". Т.о. критерием истины у Декарта выступает познающий разум, который сделает людей "хозяевами и господами природы".