Европейская философия Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 02:36, контрольная работа

Описание

Одним из крупнейших философов Нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В разработке своей философии он опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук. Ф. Бэкон увидел противоречие между схоластикой и методологическим основанием развивающегося естествознания. Если Декарт был представителем рационализма в новой философии и выдвинул в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то Бэкон – явился родоначальником другого направления, а именно эмпиризма, требующего исходить из опыта.

Содержание

1.Философия Нового времени XVII
• Особенности и основные проблемы философии Нового времени - как филосо¬фии естествознания и познания.
• Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма и индукции "Идолы разума"
• Европейский рационализм. Р.Декарт. В.Лейбниц. "Теория врожденных идей". "Монадология".
• Английский идеализм и агностицизм.
2. Философия эпохи Просвещения 18 века.
• Просвещение. Основные этапы. Политические и просветительские идеалы эпо¬хи.
• Философия французских материалистов - энциклопедистов
3. Философия И.Канта
• "Докритический период " в философии И.Канта. Натурфилософия.
• " Критический период" в философии И.Канта " Критика чистого разума". «Вещь в себе". Агностицизм.
• "Критика практического разума" И.Канта . Категорический императив.
4. Философская система объективного идеализма Гегеля.
• Учение о развитии "Абсолютной идеи". Логика.
• "Философия природы"
• "Философия духа" , "Философия истории"
• Диалектика и ее законы.
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха
• Критика философии Гегеля.
• "Сущность христианства"
• Антропологический материализм.
• Нравственный идеал "разумного эгоизма".

Работа состоит из  1 файл

Европейская фимлософия Нового времени.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

      Философия Гегеля: идеалистическая  система и диалектический метод 

      Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – крупнейший немецкий философ-идеалист. В его творчестве немецкая идеалистическая  философия конца 18-го – начала 19-го вв. достигла своей вершины.

        Своеобразным введением в гегелевскую  систему является "Феноменология  духа" (1806), одна из наиболее  сложных и наиболее содержательных  работ философа. В ней Гегель, исходя из принципа развития, дает модель бытия во всех  его проявлениях, уровнях и  стадиях развития. Он приходит к выводу, что основой мира является абсолютная идея. При этом Гегель осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.

      Рассматривая  соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, то есть сама выйти из себя и вступить в другие сферы. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и соответственно этапом внутреннего развития идеи, ее иным воплощением.

      Таким образом, природа принципиально  объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта  мысль глубоко идеалистична, но это  не отнимает у нее смысловой эффективности при решении проблем исследования реального бытия, мира, всеобщих законов развития. 

      Так логика Гегеля распадается на:

  • учение о понятии
  • учение о бытии
  • учение о сущности
 

 

      В учении о понятии Гегель пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое понятие. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель потребовал переосмыслить природу понятия. А именно он, отождествлял чистое понятие ("Понятие" с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове.

      Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей.

      Диалектика  развития "чистого понятия" составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления.

      Всякое  развитие протекает, согласно Гегелю, по принципу триады: тезис-антитезис-синтез, выступая сперва в виде чистых логических сущностей затем  в форме инобытия, идеи или природы, и, наконец, в различных формах конкретного духа. В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых: гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизующем единстве.

      Каждое  понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".

      Таким образом, в основе диалектики Гегеля, как особой модели философского подхода  к миру лежат 3 основных закона:

      ·        «закон отрицания отрицания»,

      ·        «закон перехода количества в качество»,

      ·        «закон единства и борьбы противоположностей».

      Эти законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически  смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект.

      В учении о бытии Гегель началом движения всех логических категорий выделял чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно лишённая определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто.   Речь здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его отсутствию - утверждать подобное бессмысленно; Гегель рассматривает не бытие того или иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.

      Человек размышляя, приходит к мысли, что  нужно найти для бытия твёрдое  определение, благодаря которому можно  было бы отличить его от ничто. Но все  такие дальнейшие  и более конкретные определения уже не оставляют  бытие чистым бытием, каково оно есть непосредственно вначале. Такое стремление находить  в бытии или в ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту самую необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше, Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении исчезновения друг в друге, или в становлении.

      Таким образом, имеются три необходимых  момента бытия:

      ·        бытие – тезис,

      ·        ничто – антитезис,

      ·        становление –  их синтез.

      Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом становления  есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как бытие с некой определённостью, т.е. односторонность и конечность наличного бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определённость, которая тождественна с бытием. Гегель придает большое значение категории качества. Это связано с тем, что философ стремится отмежеваться от механицизма, игнорировавшего качественные изменения в мире.

      Завершающей категорией учения Гегеля о бытии  выступает мера. По его мнению, мера есть истина количества и качества.  Эти две категории суть единого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично сущее имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах которых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества. 

      В своих рассуждениях о сущности в «Науке Логики» Гегель довольно чётко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Этот субстрат, лежащий в основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пёструю игру изменений, или видимость,  и в которую переходит бытие.

      Анализируя  философскую систему Гегеля, мы можем  с уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в  тогдашнем естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках, приближённых к практике технико-экономической деятельности, метод развития ещё не выступал  в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан. Произведения Гегеля  с самого начала выполняли важнейшую задачу – сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме.

      Гегелю  удается создать грандиозную  философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные  ее этапы как процесс становления  духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1.Бэкон  Ф. Новый Органон. Афоризмы  об истолковании природы и  царства человека // Мир философии:  книга для чтения. В 2-х ч., ч.1. М., 1991. С.249-254.

2.Вольтер  Ф. Философские сочинения М., 1980.

3.Декарт  Р. Рассуждение о методе // Мир  философии: книга для чтения. В  2-х ч., ч.1. М., 1991. С.497-499.

4.Заиченко  Г.А. Д.Локк  М., 1988.

5.Косарева  Л.М. Социокультурный генезис  науки Нового времени  М., 1989.

6.Кузнецов  Б.Г. Дж. Бруно и генезис классической науки  М., 1970.

7.Ляткер  Я.А. Декарт  М., 1975.

8.Момджян  Х.Н. Французское  просвещение  XVIII в М., 1983.

9.Нарский  И.С. Западноевропейская философия  VXII века  М., 1974.

10.Гегель  Г.В.Ф. Лекции по истории философии   СПб., 1994.

11.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа М., 1994.

12.Гулыга  А.В. Немецкая классическая философия  М., 1986.

13.История  философии в кратком изложении   М., 1991.

14.Любутин  К.Ф. Фейербах. Философская антропология  Свердловск. 1988.

15.Мир  философии: Книга для чтения. В  2-х ч. Ч.1 С.508-512, 521-525: Ч.2. С.240-244.

Информация о работе Европейская философия Нового времени