Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 02:36, контрольная работа
Одним из крупнейших философов Нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В разработке своей философии он опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук. Ф. Бэкон увидел противоречие между схоластикой и методологическим основанием развивающегося естествознания. Если Декарт был представителем рационализма в новой философии и выдвинул в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то Бэкон – явился родоначальником другого направления, а именно эмпиризма, требующего исходить из опыта.
1.Философия Нового времени XVII
• Особенности и основные проблемы философии Нового времени - как филосо¬фии естествознания и познания.
• Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма и индукции "Идолы разума"
• Европейский рационализм. Р.Декарт. В.Лейбниц. "Теория врожденных идей". "Монадология".
• Английский идеализм и агностицизм.
2. Философия эпохи Просвещения 18 века.
• Просвещение. Основные этапы. Политические и просветительские идеалы эпо¬хи.
• Философия французских материалистов - энциклопедистов
3. Философия И.Канта
• "Докритический период " в философии И.Канта. Натурфилософия.
• " Критический период" в философии И.Канта " Критика чистого разума". «Вещь в себе". Агностицизм.
• "Критика практического разума" И.Канта . Категорический императив.
4. Философская система объективного идеализма Гегеля.
• Учение о развитии "Абсолютной идеи". Логика.
• "Философия природы"
• "Философия духа" , "Философия истории"
• Диалектика и ее законы.
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха
• Критика философии Гегеля.
• "Сущность христианства"
• Антропологический материализм.
• Нравственный идеал "разумного эгоизма".
Философия Гегеля: идеалистическая система и диалектический метод
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – крупнейший немецкий философ-идеалист. В его творчестве немецкая идеалистическая философия конца 18-го – начала 19-го вв. достигла своей вершины.
Своеобразным введением в
Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, то есть сама выйти из себя и вступить в другие сферы. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и соответственно этапом внутреннего развития идеи, ее иным воплощением.
Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична, но это не отнимает у нее смысловой эффективности при решении проблем исследования реального бытия, мира, всеобщих законов развития.
Так логика Гегеля распадается на:
В учении о понятии Гегель пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое понятие. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель потребовал переосмыслить природу понятия. А именно он, отождествлял чистое понятие ("Понятие" с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове.
Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей.
Диалектика развития "чистого понятия" составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по принципу триады: тезис-антитезис-синтез, выступая сперва в виде чистых логических сущностей затем в форме инобытия, идеи или природы, и, наконец, в различных формах конкретного духа. В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых: гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизующем единстве.
Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".
Таким образом, в основе диалектики Гегеля, как особой модели философского подхода к миру лежат 3 основных закона:
· «закон отрицания отрицания»,
· «закон перехода количества в качество»,
· «закон единства и борьбы противоположностей».
Эти законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект.
В учении о бытии Гегель началом движения всех логических категорий выделял чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно лишённая определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто. Речь здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его отсутствию - утверждать подобное бессмысленно; Гегель рассматривает не бытие того или иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.
Человек размышляя, приходит к мысли, что нужно найти для бытия твёрдое определение, благодаря которому можно было бы отличить его от ничто. Но все такие дальнейшие и более конкретные определения уже не оставляют бытие чистым бытием, каково оно есть непосредственно вначале. Такое стремление находить в бытии или в ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту самую необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше, Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении исчезновения друг в друге, или в становлении.
Таким образом, имеются три необходимых момента бытия:
· бытие – тезис,
· ничто – антитезис,
· становление – их синтез.
Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как бытие с некой определённостью, т.е. односторонность и конечность наличного бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определённость, которая тождественна с бытием. Гегель придает большое значение категории качества. Это связано с тем, что философ стремится отмежеваться от механицизма, игнорировавшего качественные изменения в мире.
Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера. По его мнению, мера есть истина количества и качества. Эти две категории суть единого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично сущее имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах которых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества.
В своих рассуждениях о сущности в «Науке Логики» Гегель довольно чётко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Этот субстрат, лежащий в основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пёструю игру изменений, или видимость, и в которую переходит бытие.
Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках, приближённых к практике технико-экономической деятельности, метод развития ещё не выступал в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан. Произведения Гегеля с самого начала выполняли важнейшую задачу – сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме.
Гегелю
удается создать грандиозную
философскую систему всей духовной
культуры человечества, рассмотрев отдельные
ее этапы как процесс становления
духа. Это своеобразная лестница, по
ступеням которой шло человечество и по
которой может идти каждый человек, приобщаясь
к общемировой культуре и проходя при
этом все стадии развития мирового духа.
На вершине этой лестницы достигается
абсолютное тождество мышления и бытия,
после чего начинается чистое мышление,
то есть сфера логики.
Литература:
1.Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч., ч.1. М., 1991. С.249-254.
2.Вольтер Ф. Философские сочинения М., 1980.
3.Декарт Р. Рассуждение о методе // Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч., ч.1. М., 1991. С.497-499.
4.Заиченко Г.А. Д.Локк М., 1988.
5.Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени М., 1989.
6.Кузнецов Б.Г. Дж. Бруно и генезис классической науки М., 1970.
7.Ляткер Я.А. Декарт М., 1975.
8.Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII в М., 1983.
9.Нарский
И.С. Западноевропейская
10.Гегель
Г.В.Ф. Лекции по истории
11.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа М., 1994.
12.Гулыга
А.В. Немецкая классическая
13.История
философии в кратком изложении
14.Любутин К.Ф. Фейербах. Философская антропология Свердловск. 1988.
15.Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1 С.508-512, 521-525: Ч.2. С.240-244.