Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:36, контрольная работа
Философская мысль Средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V—XV вв.). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. И хотя чаще всего начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.), такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи.
Введение
1. Что такое схоластика и ее виды
2. Фома Аквинский - Систематизатор средневековой схоластики
Заключение
Список Литературы
Министерство Сельского Хозяйства Российской Федерации
Федеральное
Государственное
Высшего Профессионального Образования
«Ижевская
Государственная
Факультет
Непрерывного Профессионального Образования
Контрольная работа по дисциплине Философия
На Тему «Ф.Аквинский – систематизатор
средневековой схоластики»
Проверил: Профессор Платонова С.И.
Выполнил: студент 2 курса
Н.В Дубовцева ( Экономика АПК,
Группа
50, шифр 10050148
Ижевск
2011
Содержание
Введение
1. Что такое схоластика и ее виды
2. Фома Аквинский - Систематизатор средневековой схоластики
Заключение
Список Литературы
Введение.
Философская мысль Средних
Что же касается философской
мысли Средних веков, то
она уходит своими корнями
в религии единобожия (монотеизма).
К таким религиям принадлежат
иудаизм, христианство и мусульманство,
и именно с ними связано развитие как европейской,
так и арабской философии Средних веков.
Средневековое мышление по существу своему
теоцентрично: реальностью, определяющей
все сущее, для него является не природа,
а Бог.
СХОЛАСТИКА
(греч. schola —
ученая беседа, школа и лат.
scholastica — ученый) — интеллектуальный
феномен средневековой и
I. Классическая (средневековая) схоластика, в свою очередь распадающаяся на этапы:
1) ранняя схоластика (11—12 вв.). Представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский, Иоанн Росцелин, Гийом из Шампо, Петр Абеляр, Гийом из Конша, Жильбер Порретанский, Алан Лилльский, Иоанн Солсберийский и др.;
2) зрелая или поздняя схоластика (13—14 вв.). Представители: Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дуне Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский, Николай Орем, Уилльям Оккам, Жан Буридан, Раймунд Луллий и др.
II. Неосхоластика или "вторая
схоластика" — ряд течений
католической философской
1) контрреформации (15—16 вв.). Представители: Томмазо де Вио Гаэтанский, Франческо де Сильвестри Феррарский, Франческо де Виттория, Суарес, Габриэль Васкес и др.;
2) отчасти "католической реставрации" (18—19 вв.)
3) неотомизма. (Новейший философский словарь).
Фома Аквинский - Систематизатор средневековой схоластики
Одним из наиболее выдающихся
представителей зрелой
Его философия представляет
Фома Аквинский известен как основатель томизма – одного из главных направлений ортодоксальной схоластики. Он был крупнейшим систематизатором всей философско-теологической схоластики и ее обоснователем. В этом и состоит его заслуга в истории философии. Его учение было рекомендовано изучать во всех католических учебных заведениях как единственно правильное.
В период схоластики, по мере
усиления процессов
Постижение Бога у Фомы возможно
лишь через изучение его
творения. Мир у Фомы предстает
как иерархическая система из
четырех ступеней. Первая – это неживая
природа. Над ней возвышается мир растений
и животных. Из него вырастает высшая ступень
– мир людей, который образует переход
к сверхъестественной и духовной сфере.
Наисовершеннейшей реальностью, вешиной,
первой абсолютной причиной, смыслом и
целью всего существующего является Бог.
(Мусский И.А. 2000)
Фома пытался обосновать
Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Материя – только восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Кроме того, форма выступает в роли целевой причины образования вещи. А причиной индивидуального своеобразия вещей (принципом индивидуации) является «получившая напечатление» материя того или иного индивида. Опираясь на позднего Аристотеля, Фома Аквинский канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Это последнее положение поставило точки над i в одном из самых острых вопросов христианской схоластики. Формирующееся христианство, а значит, и схоластика не могли не быть озабочены истолкованием своего отношения к материи, так как третья ипостась верховного абсолютного божества – Иисус Христос – был, по Библии, явлен в образе человека, т.е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу. Сам факт этого объединения не давал возможности полностью игнорировать материю как «ничто» (чего требовал догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи Фомы Аквинским с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание». (Спиркин А.Г., 1999)
Хотя Фома и проводил различия между бытием и сущностью (ибо только в Боге бытие и сущность совпадают), однако считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий. А отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет разума, а с другой — иерархическая структура тварного мира. В номинализме определяющее значение получает идея божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли.
Различая бытие (существование)
и сущность, Фома тем не менее
не противопоставляет их, а вслед
за Аристотелем подчеркивает
их общий корень. Сущности, как субстанции,
обладают, согласно Фоме, самостоятельным
бытием, в отличие от акциденций (свойств,
качеств), которые существуют только благодаря
субстанциям. Отсюда выводится различение
так называемых субстанциальных и акцидентальных
форм. Субстанциальная форма сообщает
всякой вещи простое бытие, а потому при
ее появлении мы говорим, что нечто возникло,
а при ее исчезновении - что нечто разрушилось.
Акцидентальная же форма - источник определенных
качеств, а не бытия вещей. Различая вслед
за Аристотелем актуальное и потенциальное
состояния, Фома рассматривает бытие как
первое из актуальных состояний. Во всякой
вещи, считает Фома, столько бытия, сколько
в ней актуальности. Соответственно он
выделяет четыре уровня бытийности вещей
в зависимости от степени их актуальности,
выражающейся в том, каким образом форма,
т. е. актуальное начало, реализуется в
вещах. (Боргош Юзеф, 1975)
Особое место в учении Фомы
Аквинского занимают «
В вопросе божественного
В вопросе о трактовки души Фома же исходит из Аристотеля. Он различает вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души - питание и размножение. Далее идет сенситивная душа, которой обладают животные. Функциями этой души являются чувственное восприятие, стремление и произвольное движение. И только человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление. При этом разумная душа человека заодно выполняет и функции двух низших душ.
Душа человека, согласно Фоме, есть
чистая форма без материи,
она духовна, бестелесна и
Фома Аквинский считал, что с
помощью научно-философских
Информация о работе Ф.Аквинский – систематизатор средневековой схоластики