Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться раскрыть некоторые аспекты философии А. Шопенгауэра.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
- рассмотреть становление иррациональной философии А.Шопенгауэра в эпоху неклассической философии;
- определить основные идеи главного произведения А.Шопенгауэра «Мир как воля и представление»;
- дать характеристику пессимистическому направлению философских воззрений Шопенгауэра;
ВВЕДЕНИЕ стр.3-4
1. А.ШОПЕНГАУЭР И ЕВРОПЕЙСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ стр.5-10
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» стр.11-23
3. ПЕССИМИЗМ А.ШОПЕНГАУЭРА стр.24-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.32
ВВЕДЕНИЕ стр.3-4
1. А.ШОПЕНГАУЭР И ЕВРОПЕЙСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ стр.5-10
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» стр.11-23
3. ПЕССИМИЗМ А.ШОПЕНГАУЭРА стр.24-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.32
Артур Шопенгауэр является одним из самых оригинальных и замечательных мыслителей девятнадцатого столетия. Хотя по-настоящему знаменитым он стал, собственно говоря, только после своей смерти. При его жизни профессиональные ученые и философы преднамеренно замалчивали его, а масса публики, по самому характеру и роду деятельности Шопенгауэра, не могла питать особого интереса к его творениям. Лишь несколько лет спустя после его смерти, с конца шестидесятых годов, интерес к его творениям и к его учению начинает проявляться не только на родине его, в Германии, но и во Франции, и в России.
Сейчас же можно проследить, что внимание к творчеству Шопенгауэра вновь усилилось, и не только в Германии.
Ожидания ядерного и экологического кризиса, террористического акта и очередного «конца света», пробудили вновь неопределенность и неуверенность, те чувства и настроения, которые обуревали великого пессимиста на протяжении всей его жизни, и которые сейчас, в наши неспокойные времена, одолевают многих людей.
А.Шопенгауэр был последним немецким философом, предпринявшим попытку создать всеобъемлющую систему, способную разрешить основополагающие проблемы бытия, разгадать его тайну. Мыслитель, которого недолюбливали не только современники, но и потомки, обвиняя его во многих смертных грехах, оставил человечеству красивейшую аналитическую систему в виде объемного трактата "Мир как воля и представление", предварив ее “обращением к человечеству: передаю я ныне законченный труд свой, в уповании, что он не будет для него бесполезен...”.
Шопенгауэр мечтал о культуре, целью которой был бы человек, ему он и адресовал свою книгу. Современная культура выталкивает человека гуманного из социокультурной среды. Демократическая культура не ставит недостижимых идеалов, она предельно приближена к массам и служит им. Шопенгауэр жаждал "освящения и спасения жизни". Отдельному индивидууму, а не безликой массе должна служить культура, на уникальность каждого отдельного человека должна быть ориентирована. Шопенгауэр утверждал это, как и многие другие истины, исходя из собственного опыта, а не умозрительно, для него свой собственный опыт был превыше всего. Мир по Шопенгауэру, есть “моe ощущение и существует постольку, поскольку есть Я. Всe, что стало мне известно, тоже есть часть меня, будь-то история культуры человечества или собственный повседневный опыт”.
Таким образом, цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться раскрыть некоторые аспекты философии А. Шопенгауэра.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
- рассмотреть становление иррациональной философии А.Шопенгауэра в эпоху неклассической философии;
- определить основные идеи главного произведения А.Шопенгауэра «Мир как воля и представление»;
-
дать характеристику пессимистическому
направлению философских воззрений Шопенгауэра;
В истории философии, как и везде, ничего не начинается на пустом месте. Развитие философской мысли, по крайней мере, европейской, несмотря на перерывы, блуждания из страны в страну, все же представляет собой единый непрерывный процесс. Каждое значительное учение складывается на основе имеющегося мыслительного материала с обязательным использованием унаследованных от прошлого категориальных систем и концептуальных схем. Отношение к ним может варьироваться от некритического восприятия до полного отрицания, но та или иная форма зависимости и взаимодействия сохраняется всегда[5,c 245].
Иррационалистическая философия - своеобразный элемент западно-европейской философии. Она есть результат генезиса иррациональных идей в пространстве культуры. Для выяснения сущности и задач иррациональной философии, следует обратить внимание на смысловые значения понятий "иррациональное" и "иррационализм", неоднозначно используемые в философии.
Под иррациональным принято понимать все то, что выходит за пределы рассудка и разума; алогичное, неинтеллектуальное, противоположное и противоречащее разуму. Иррациональное – это такие явления реальности, которые принципиально недоступны рациональному познанию, несовместимые и несоизмеримые с возможностями разума.
Иррационализм
трактуется в двух смыслах: в широком
смысле, как философское
Существует историко-философский подход в исследовании иррационализма, примененный К. Ясперсом (1883-1969), немецким философом экзистенциалистом, психиатром. Он обосновал и доказал существование многовековой традиции в развитии иррационализма. Такой же подход применил и русский философ Э. Радлов. Специфика историко-философского подхода в исследовании иррационализма заключается в соединении мистицизма и иррационализма, в их единстве, а не разграничении.
Использование историко-философского подхода позволило обозначить следующие исторические типы иррационализма в пространстве культуры:
1.
Религиозный иррационализм,
2. Древнегреческий иррационализм (орфизм, пифагореизм, неоплатонизм и поздний стоицизм);
3.
Средневековый, христианский
4.
Философский иррационализм XIX-
Исследователями особо отмечается значительная роль древнегреческой культуры в развитии иррациональных идей до возникновения философии. Как известно, древние греки обладали высокой степенью мудрости, аналогичной мудрости древнего Востока, но специфичной. Как и на Востоке у греков были развиты такие культурные формы как религия, теология, космогонические мифы (Гомер, Гесиод). Принципиально важную роль в возникновении и развитии иррациональных идей, как правило, отводят искусству, религии и философии.
Они имели одну общую цель – стремились найти объяснение всему существующему, различие же заключалось в выборе средств для достижения цели: в искусстве использовались такие средства как интуиция, мистика и фантазия, в религии – фантазия в синтезе с верой, а в философии – разум.
Не лишены были иррационалистических моментов и учения, принадлежавшие к немецкой идеалистической философии, не говоря уже о романтизме.
Но каковы же были социально-культурные и гносеологические истоки западноевропейского иррационализма XIX-XX?
Хотя на протяжении XIX века в области естественных наук доминирующим оставался принцип рационализма, в области философии всё сильнее проявлялась тенденция к иррационализму. Её развитие было связано с целым рядом фактов. Среди важнейших из них можно назвать следующие.
Во-первых, математизация и дифференциация наук способствовала тому, что каждая «узкая» научная дисциплина становилась всё более «закрытой» и непонятной для всех, кто не специализируется в данной области (в частности, для философов-гуманитариев), приобретая в их глазах характер чуть ли не «эзотерического» знания. Следствием этого стало, с одной стороны, усиление тенденции иррационализма в философии. Крушение прежней механистической картины мира, относящейся к макромиру (которая уже поэтому была более «ясной» и «прозрачной» для человека), также способствовало развитию данной тенденции, достигнувшей своего максимума в конце XX века в таких течениях, как постструктурализм и постмодернизм.
Во-вторых,
использование научных открытий
в военных целях, экологический
кризис, ставший результатом
А. Шопенгауэр обычно считается основоположником иррационалистического направления в буржуазной философии XIX века и прямым предшественником «философии жизни». Однако, хотя он был одним из тех мыслителей, которые положили начало новому — по сравнению с классическим — типу философствования, и его учение знаменует полный отказ от традиций классической буржуазной философии, теоретические истоки его доктрины коренятся именно в идеях и взглядах представителей немецкой классической идеалистической философии иррационализма, непосредственно уходят в построения классиков немецкого идеализма от Канта до Гегеля включительно. Правда, имевшиеся у них элементы иррационализма играли в их учениях подчиненную роль и отнюдь не определяли общий характер немецкого идеализма, пришедшего у Гегеля даже к крайней форме рационалистичности — панлогизму.
Тем не менее, эти элементы там были, а, следовательно, была и возможность их раздувания и абсолютизации. Случилось так, что исследования духовной, в частности познавательной деятельности, которые велись великими немецкими идеалистами, привели к выводу о существовании таких моментов, которые никак нельзя было признать рациональными.
Уже у Канта чувственное восприятие как результат человеческой чувственности непознаваемой «вещью в себе» выступало как нечто, само по себе недоступное никакому дальнейшему познанию и в этом смысле иррациональное. Его антиномии как столкновение одинаково строго, по мнению Канта, доказанных тезиса и антитезиса сами по себе представляют собой некий достаточно иррациональный феномен, свидетельствующий о выходе разума за границы дозволенного, рационального мышления.
Фихте в этом отношении пошел значительно дальше Канта. Во-первых, вопреки идеалистическому рационализму, он был вынужден признать наличие элемента бессознательного в духовной деятельности субъекта.
После же того, как сфера бессознательного была обнаружена, к ней обратился не только Шеллинг — она стала предметом самого пристального внимания философов, а затем и психологов XIX в. В то же время она явилась основой «философии бессознательного» Э. Гартмана, а затем и неизмеримо более влиятельного в XX веке учения Фрейда и неофрейдистов.
У Фихте, по сути дела, иррациональный характер присущ бессознательной творческой деятельности, порождающей природу в качестве своего не-Я. Кроме того, вслед за Кантом, Фихте признает приоритет практического разума над теоретическим, однако у него это признание означает примат воли над интеллектом и распространяется даже на его познавательную деятельность. Правда, в данном случае он понимается преимущественно в том смысле, что само стремление к истине имеет значение нравственного принципа.
Автономия нравственности у Фихте означает автономию воли, и хотя эта воля понимается как добрая воля, все же само признание ее абсолютной свободы («беззаконности» воли) чревато возможностью ее перерождения и превращения в слепую и злую волю. «Фихте обнаруживает тот самый феномен слепой и беззаконной воли, которую впоследствии Шопенгауэр сделал исходным принципом своей философии» [2, c.113].
В учении Шеллинга иррациональные моменты, имевшиеся у Фихте, были развиты дальше и сильнее даже в первый период его философского творчества. Хотя Шеллинг перешел от абсолютного субъекта («Я») Фихте к исходному тождеству субъекта и объекта, он мог объяснить возникновение (из этого тождества) различия лишь сославшись на некий иррациональный (т. е. рационально непостижимый и невыразимый в логических понятиях) творческий акт, заложив таким образом в самый фундамент бытия иррациональное начало.
Но иррационализм XIX в. был подготовлен не только в рамках классического идеализма Канта, Фихте и Шеллинга. Он впитал в себя иррационалистические идеи и немецкого романтизма, с которым были теснейшим образом связаны Фихте и Шеллинг. Романтический иррационализм Шлегеля, Новалиса и других явился прямой реакцией на буржуазный рационализм просветителей, решающим образом скомпрометированный практическими социальными результатами Французской революции 1789 г.
Таким
образом, в результате совместного
действия этих факторов сложилась весьма
благоприятная почва для превращения
иррационализма из тенденции, присущей
в слабой степени некоторым представителям
классической немецкой философии, но составляющей
уже существенную черту философии романтизма,
в одно из определяющих течений философской
мысли XIX в. Именно на этой почве выросло
учение Шопенгауэра. При этом оно сохранило
и свойственный романтизму некоторый
антибуржуазный налет в виде критики буржуазных
нравов и социального неравенства[5, c.245-250].