Философия Аристотеля, ее основные идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание

Родился Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в г.Стагира во Фракии, неподалеку от Македонии. Его отец Никомах был врачом при македонском царе Аминте. В 367г. Аристотель приезжает в Афины обучаться у Платона в Академии, где он пробыл 20 лет, вплоть до смерти Платона (347г.). Однако наследником Платона в Академии стал Спевсипп, что вынудило Аристотеля уехать из Афин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЫТИИ 6
ДУША 7
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 8
ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ 9
АРИСТОТЕЛЬ – ОСНОВАТЕЛЬ ЛОГИКИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИЯ .doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Гуманитарный факультет, специальность: психолог 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по истории психологии

Философия Аристотеля, ее основные идеи 
 
 
 
 
 
 

студентки II курса заочного отделения

Якубовой И.В. 

Преподаватель: Горохов А.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гатчина

2010

ПЛАН

    ВВЕДЕНИЕ 3

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЫТИИ 6

    ДУША 7

    ТЕОРИЯ  ПОЗНАНИЯ 8

    ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ 9

    АРИСТОТЕЛЬ – ОСНОВАТЕЛЬ ЛОГИКИ 11

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Родился Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в г.Стагира во Фракии, неподалеку от Македонии. Его отец Никомах был врачом при македонском царе Аминте. В 367г. Аристотель приезжает в Афины обучаться у Платона в Академии, где он пробыл 20 лет, вплоть до смерти Платона (347г.). Однако наследником Платона в Академии стал Спевсипп, что вынудило Аристотеля уехать из Афин. С 342/343 г. он - учитель Александра, впоследствии вошедшего в историю под именем Македонский. Однако обучение Александра длилось всего три года, так как в 335г. погиб его отец Филипп, и он вынужден был заняться государственными делами. После того как Александр ушел в персидский поход, Аристотель возвращается в Афины, где открывает собственную школу - Ликей (неподалеку был храм Аполлона Ликейского). А так как он беседовал, прогуливаясь по аллеям сада, впоследствии его учеников стали называть "перипатетиками" ("прогуливающимися"). Однако после смерти Александра в 323г. положение Аристотеля ухудшилось, так как его подозревали в промакедонских взглядах. Формально его, как ранее и Сократа, обвиняют в нечестии (восхваление и обожествление своего друга Гермия). Не дожидаясь суда, Аристотель покидает Афины и поселяется на о.Эвбея, где через год умирает (323г.). Его сочинения сохранились почти полностью и оказали в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии и науки, но европейской культуры в целом.

    Аристотель, будучи величайшим из учеников Платона, в то же время был не согласен с философской концепцией платонизма, что нашло выражение в следующих  его словах: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истине». 
 

РАЗДЕЛЫ ФИЛОСИФИИ

    Объектом  критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Несмотря на критику платонизма по ряду основных пунктов, Аристотель во многом обязан своим философским учением именно Платону.

    Аристотель  первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет:

      первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах

    вторую философию, предметом которой является природа.

    Предмет первой философии, исторически получивший название «метафизика», не природа, а то, что существует сверх нее — сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй.

    Однако  Аристотель не сразу и не вдруг формулирует понятие "первой философии ". Как истинный ученый, он предварительно анализирует всю предшествовавшую философскую традицию, выявляя то ценное, что было открыто в ней, и критикуя все то, что, с его точки зрения, не соответствует, не согласуется с логикой и не соответствует истине. Аристотеля, в противовес Платону, часто называют эмпириком. Этому восприятию способствовал и сам Аристотель масштабом той критики теории идей, которую он развернул на страницах "Метафизики" против своего бывшего учителя. Познание начинает с чувственности, но не исчерпывается и не заканчивается им. Более того, о чувственности можно говорить как о начале познания, не в смысле важности и ценности - эти категории принадлежат не суждениям об эмпирии, но "первой философии", которая и венчает как гносеологию, так и онтологию Аристотеля. "То, что первее для уразумения через определение, различно от того, - заявляет Аристотель, - что первее для чувственного восприятия"

    Метафизика  Аристотеля явилась результатом систематической переработки и критического анализа, обобщения и синтеза почти всех результатов предшествовавшей метафизики греков. Можно сказать, что Аристотель является по сути первым историком античной философии. Все, что было сделано до него в этой области - касалось лишь отдельных взглядов и идей, целостного анализа не предпринял никто. Даже Платон, коснувшийся в своих диалогах почти всех философских концепций, тем не менее не дал их систематического анализа, не дал никакой истории идей. То же, что смог осуществить Аристотель как историк античной философии, поражает глубиной мысли и точностью оценок. Ни один современный исследователь не может и сейчас без них обойтись.

    Принципиально важным является признание Аристотелем, возможно впервые в истории философии, что в развитии данной науки есть своя закономерность и необходимость. После того как оказалось, что начала натурфилософии "были недостаточны, чтобы вывести из них природу существующего, сама истина... побудила искать дальнейшее начало". Получается, что философия развивается исходя из внутренней закономерности, через обнаружение противоречий и попытку их преодоления. Исходя из этого и того фактического философского материала, который проанализировал Аристотель, его можно назвать одним из основателей истории философии.

    Аристотель  считал, что одному человеку истину познать сложно, но вместе с тем  каждый, размышляющий об этом, не терпит полную неудачу. Каждый вскрывает нечто  от истины, внося тем самым свой вклад в ее познание, когда же достижения многих складываются, то получается заметная величина. Вместе с тем Аристотель далек от того примитивного взгляда, что истину можно познать в простом историческом развитии философии путем количественного накопления знаний. Тем не менее, он достаточно высоко оценивал свое собственное философствование.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЫТИИ

    Критически  оценивая предшествовавшие философские  взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена.

    Иначе говоря, природа — это первичная  реальность, которая непротиворечива  и неизменна. «Природой называется тот материал, из которого или состоит, или возникает какая-либо из вещей».

    Аристотель  рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз  он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму.

    В бронзовой статуе материя - это бронза, а форма - очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя - это кости и мясо, а форма - душа. Для животного формой является животная душа, для растения - растительная душа. Что важнее - материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия.

    Всего причин четыре:

    формальная - сущность вещи;

    материальная - субстрат вещи;

    действующая - то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая - во имя чего совершается действие.

    Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Однако она пассивна и бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Движущая причина (движение) проходит путь от материи вообще к конкретной материи. Под материей вообще Аристотель донимает возможность бытия, «бытие как потенцию». Человек же всегда имеет дело с конкретным проявлением материи, т.е. вещью. Иначе говоря, вещи — это реальная действительность, а то, из чего они состоят (материя) — это, возможное, потенциальное бытие.

    Форма выполняет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма предстает как сумма свойств, отличающих один предмет от другого и является сущностью как предмета, так и бытия в; целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. Таким образом у Аристотеля, в отличие от Платона, сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга. Вещь существует лишь, если есть форма. В то же время Аристотель допускает существование «материи вообще» как некой, актуальности, из которой, когда ей придается форма, возникают конкретные вещи. Также, полагает он, существует и «форма вообще» — это не что иное, как «форма форм» или Бог.

    Развивая  свои взгляды о бытии, Аристотель резко критикует учение Платона  о существовании идей как абсолютно  самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, идеи, о которых  говорит Платон, представляют собой  лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Позиция Платона, считает Аристотель, затрудняет постижение реальной сущности вещей и не дает возможности понять природу изменчивости чувственно воспринимаемого мира. Сам же Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию.

ДУША

    Аристотеля, помимо прочего, можно назвать и  основателем психологии, так как он выделяет ее предмет, душу в качестве необходимого объекта размышления. Так, он пишет, что "познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы", а потому ему необходимо отвести "одно из первых мест. Так он пишет, что душа фактически ничего не испытывает и не действует без тела и все ее состояния имеют свою основу в материи: "душа не существует без материи".

    Душа  человека, как его сущность или  форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела... Ведь душа есть причина как источник движения, как цель, как сущность одушевленных тел». Тело есть материя органического существа. Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа над телом, разум над чувствами.

    Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделял три вида души.

    Первая  из них — растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.

    Вторая  — чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений.

    И, наконец, третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже  «познает и думает».

    Есть  у него и более подробная классификация, где можно выделить пять видов или частей души: душа "питающая", "ощущающая", как энергия "стремления", "движения" и "мышления". В основу всего познания, как и в "Метафизике", Аристотель полагает ощущение: "существо, не имеющее ощущений, - говорит он, - ничему не научится и ничего не поймет".

ТЕОРИЯ  ПОЗНАНИЯ

    Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма (от др.-греч. опыт — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание, общего. Отсюда опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее.

    Над наукой надстраивается философия, совпадающая  во многом с логикой. Знание же законов  мышления (логики) Аристотель сопоставлял  с мудростью. Он по праву считается  основателем формальной логики, которая успешно работает уже более двух тысячелетий.

    Под диалектикой Аристотель понимал  средство разрешения противоречия, с  которым сталкивается знание на уровне единичного. Сущность не может быть противоречивой, по Аристотелю. Поэтому  на уровне сущностей диалектика исчезает. Диалектика есть низший уровень логики и связана она с движением от знания единичного к знанию общего. На уровне сущности действует не диалектика, а логика (аналитика).

Информация о работе Философия Аристотеля, ее основные идеи