Философия Аристотеля, ее основные идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание

Родился Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в г.Стагира во Фракии, неподалеку от Македонии. Его отец Никомах был врачом при македонском царе Аминте. В 367г. Аристотель приезжает в Афины обучаться у Платона в Академии, где он пробыл 20 лет, вплоть до смерти Платона (347г.). Однако наследником Платона в Академии стал Спевсипп, что вынудило Аристотеля уехать из Афин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЫТИИ 6
ДУША 7
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 8
ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ 9
АРИСТОТЕЛЬ – ОСНОВАТЕЛЬ ЛОГИКИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИЯ .doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

    Значительное  место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью.

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ

    Для Аристотеля этика в отличие от физики и математики есть практическая наука.

    Значительное  место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. При этом, если Сократ основной принцип нравственности искал в «душе» человека, Платон — в мире божественных идей, то Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем как-то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон — несправедлив.

    Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье  для Аристотеля - это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и  не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.

    Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

    Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.

    Добродетелям  можно и нужно научиться. Они  всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: "ничего слишком...". Великодушие есть середина между  тщеславием и малодушием, мужество - середина между безрассудной отвагой  и трусостью, щедрость - середина между расточительностью и скупостью и т.д.  
 

АРИСТОТЕЛЬ – ОСНОВАТЕЛЬ ЛОГИКИ

    В трудах Аристотеля высокой степени  совершенства достигла логика. По сути, именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке.

    1. Закон исключенного противоречия: невозможно, чтобы противоречащие  утверждения были истинными по  отношению к одному и тому  же предмету. Так, по отношению к Сергею не могут быть одновременно истинными два следующих утверждения: "Сергей ниже Татьяны" и "Сергей выше Татьяны".

    2. Закон исключенного третьего: отрицание  и утверждение не могут быть  оба ложными. В нашем примере  одно из двух утверждений "Сергей и Татьяна одинакового роста" или "Сергей и Татьяна неодинакового роста" должно быть истинным. Если истинно второе утверждение, то можно на предмет истинности проверять новые два высказывания: "Сергей ниже Татьяны" и "Сергей выше Татьяны". Сравнение двух последних высказываний является бессмысленным, если Сергей и Татьяна одинаковы по росту.

    3. Закон тождества: А есть А  (Аристотель не приводил такую  формулировку, но она соответствует  его воззрениям). Так, в нашем  случае речь идет об одном и том же Сергее и той же самой Татьяне, причем в одно и то же время.

    Аристотель гордился своим учением о силлогизме (буквально: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе - особенное, третье - вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение:

    (1) Если все люди смертны 

    (2) И все греки - люди,

    (3) То все греки смертны. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    О его облике как человека сохранились  свидетельства Диогена Лаэрция. Так, когда Аристотеля попрекали  за то, что он собрал складчину для нехорошего человека, он ответил: "Я собирал не для человека, а для человечности". Он не раз и подолгу говорил о том, что афиняне открыли людям пшеницу и законы, но пшеницею жить научились, а законами нет. Среди людей, говорил он, одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут.

    Считается, что Аристотель написал более 160 сочинений, известные из которых  можно распределить по следующим  сферам:

    1. Учения о природе - "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении".

    2. Логические сочинения, получившие  название (видимо, от византийских  логиков, чему способствововало  название, данное первооткрывателем  сочинений Аристотеля, Андроником  Родосским (I в.до н.э.) - "орудные  книги") "Органон" - "категории", "Об истолковании", первая и вторая "Аналитики", "Топика" и "О софистических опровержениях".

    3. Трактат "О душе".

    4. Этические сочинения - "Никомахова  этика" и "Большая этика".

    5. Искусство анализируется в "Поэтике".

    6. Типы государственного устройства - в "Политике".

    7. Исторические исследования - "история  Афин" (не сохранилось).

    8. Естественнонаучные сочинения  - "Метеорологика", "История животных"и др.

    На  основании перечисленного можно  сделать вывод, что кругозор Аристотеля был, не только необычайно широк, но также и глубок, ибо он явился основателем, первооткрывателем новых наук, например - логики. Но не только ее. Он открыл, в смысле в полной мере осознал и выразил на языке понятий, собственно философскую сферу исследований - "первую философию". Поэтому необходимо добавить еще один пункт, с точки зрения данного исследования - наиважнейший:

    9. Собственно философские изыскания  - "Метафизика".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke02.shtml

    2. http://www.fillek.ru/antiscnaya/21.html

    3. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1366

    4. http://www.nuru.ru/philos/007.htm

    5. http://ru.wikipedia.


Информация о работе Философия Аристотеля, ее основные идеи