Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 13:22, реферат
Античная философия является собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она не развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.
Введение…………………………………………………………………………………….стр.3
1. Жизнь и творчество Аристотеля……………………………………………………......стр.4
2.Критика платоновского учения…………………………………………………………стр.8
3.Литература………………………………………………………………………………...стр.
Зрелые произведения
1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».
2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» ( «Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.
3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.
4.
Биологические труды: «О
5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика». В издании Беккера ему предшествует трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии».
6. Этика: «Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами «Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э.-I в. н.э.
7.
Политика и экономика: «
8.
Риторика и поэтика: «
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей критике мышей», а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения Аристотеля (кроме «Афинской политии») соответственно изданию И. Беккера (1831).
Уже
перечень произведений Аристотеля показывает
энциклопедичность его учения. В
нем не только охвачены все области
тогдашнего знания, но и произведена
его первичная классификация, так
что впервые из философии как таковой
выделены специальные науки. Каждой работе
Стагирита предшествует краткое изложение
и критический разбор предшествующих
учений по данному вопросу. Тем самым осуществляется
первый подход к проблеме, которая затем
решается в духе собственного учения Стагирита.
Последний выступает поэтому и первым
историком науки, хотя его изложение учений
древних требует критического подхода.
Но начнем анализ учения Аристотеля, не
углубляясь в детали его конкретно-научных
представлений.
2. Критика платоновской теории «идей».
Учение Аристотеля – объективный идеализм, правда, непоследовательный, включающий в себя ряд по существу материалистических положений. Это учение сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Аристотель доказывает несостоятельность платоновской гипотезы «идеи», исходя из следующих соображений:
«Критика Аристотелем «идей»
Платона, писал В.И. Ленин, - есть
критика идеализма как
2.
Критика платоновской
теории «идей».
Из рассмотрения философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они,
расходясь в определении того, что представляет собой окружающая нас
действительность (у Платона вещи чувственно воспринимаемого мира
рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего,
у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально
существующее единство формы и материи), обе стоят на позициях объективного
идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по
Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у Платона) или форме
(у Аристотеля). К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму -
богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для
характеристики
этих теорий как объективно-
В своей “Метафизике” Аристотель подверг критике положения учения своего учителя о независимости понятий от вещей по бытию. Аристотель там же указывает и на источник этой ложной мысли: “к учению об эйдосах, согласно которым все чувственно воспринимаемое постоянно течет; так что если и есть
знание и разумение чего-то, то помимо чувственно воспринимаемого должны
существовать другие сущности , постоянно пребывающие, ибо в текучем
знания не бывает”. Но кроме указания исторического источника учения об идеях, Аристотель развивает критику учения Платона об идеях и выдвигает в качестве альтернативы этому учению собственное
учение об отношении чувственных вещей к понятиям.
Возражения Аристотеля против учения Платона об идеях могут быть сведены в
основном к четырем, а именно:
1) предположение
Платона об идеях как
существования чувственных вещей, бесполезно как для познания этих вещей, так и
для объяснения их бытия: “они ничего не дают ... для познания всех остальных вещей (они ведь и не сущности этих вещей, иначе они находились бы в них)”
2) постулируемый Платоном мир идей бесполезен не только для познания, но и
для чувственного существования вещей: “...какое же значение имеют эйдосы для
чувственно воспринимаемых вещей - для вечных либо для возникающих и преходящих.
Дело в том, что они для этих вещей не причина движения или какого-либо
изменения. А с другой стороны, они ничего не дают ... для бытия (раз они не
находятся в причастных им вещах). ...Вместе с тем все остальное не может
происходить из эйдосов ни в одном из обычных значений “из”. Говорить же, что
они “образцы” и что все остальное им причастно, - значит пустословить и
говорить поэтическими иносказаниями. И у
Платона, и у пифагорейцев слово“причастны” вовсе не дает строгого и вразумительного определения отношения между двумя мирами, а является скорее метафорой, что Аристотеля не удовлетворяет (кроме того, такое определение, по его мнению, просто невозможно, так как идеи не есть непосредственные сущности вещей: “... следует,
по-видимому, считать невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали
сущность и то, сущностью чего она есть; как могут поэтому идеи, если они есть
сущности вещей, существовать отдельно от них?
3) третье
возражение Аристотеля по
основывается на рассмотрении учения Платона о логических отношениях идей, а
именно логических отношений между самими идеями и отношений между
идеями и чувственными вещами: логическое отношение идей есть отношение общих идей к идеям частным.
При этом, как считает Платон, общее - сущность частного. Но положение об
отношении общих идей к частным и положение о субстанциональности идей, по
мнению Аристотеля, друг другу противоречат: согласно гипотезе Платона, выходит,
будто одна и та же идея может одновременно быть и субстанцией, и несубстанцией:
субстанцией, так как, будучи по отношению к подчиненной ей частной идее более
общей, она имеется налицо или отображается в этой частной идее как сущность;
несубстанцией - по отношению к более высокой идее, которая и есть ее
субстанция: “далее, согласно предположению, на основании которого мы признаем
существование идей, должны быть эйдосы не только сущностей, но и многого иного
(в самом деле, и мысль едина не только касательно сущностей, но и относительно
всего другого; и имеются знания не только о сущности, но и об ином; и
получается у них несметное число других подобных [выводов]); между тем по
необходимости и согласно учениям об эйдосах, раз возможна причастность эйдосам,
то должны существовать идеи только сущностей, ибо причастность им не может быть
привходящей, а каждая вещь должна быть причастна эйдосу постольку, поскольку он
не сказывается о субстрате (я имею в
виду, например,
если нечто причастно самому-по-
и вечному, но привходящим образом, ибо для двойного быть вечным - это нечто
привходящее). Итак, эйдосы были бы только сущностью. Однако и здесь, [в мире чувственно воспринимаемого], и там, [в мире
идей], сущность означает одно и то же. Иначе какой еще смысл имеет утверждение,
что есть что-то помимо окружающих нас вещей - единое во многом? Если же идеи и
причастные им вещи принадлежат к одному и тому же виду, то будет нечто общее им
(в самом деле, почему для преходящих двоек и двоек, хотя и многих, но вечных,
существо их как двоек в большей степени одно и то же, чем для самой-по-себе
двойки и какой-нибудь отдельной двойки?). Если же вид для идей и причастных к
ним вещей не один и тот же, то у них, надо полагать, только имя общее, и это
было бы похоже на то, как если бы кто называл человеком и Каллия, и кусок
дерева, не увидев между ними ничего общего.”
“А если мы допустим, что хотя общие определения в других отношениях и