Философия Августина и Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:16, реферат

Описание

Цель – определить значение томизма для современной философии.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Философия Августина Блаженного………………………………………….4
Краткая биография и основные творения Августина Блаженного…….4
1.2 Основные положения и значение философии Августина Блаженного..5
Философия Фомы Аквинского (томизм)…………………………………….7
Биография и основные положения философии Фомы Аквинского........7
2.2 Выводы и значение философии Фомы Аквинского................................9
Заключение……………………………………………………………………....11
Список использованной литературы…………………...……………………..12

Работа состоит из  1 файл

Философия Августина и Фомы Аквинского.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

 

 

CoolReferat.com

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖНЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: Философия Августина и Фомы Аквинского

Дисциплина:  Философия

 

 

Выполнила студентка  группы  932                                       Шайхуллина В.И.

 

Научный руководитель                                                           Шумилов С.Н.

 

 

 

Нижнекамск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................3

  1. Философия Августина Блаженного………………………………………….4
    1. Краткая биография и основные творения Августина Блаженного…….4

1.2 Основные положения и значение философии Августина Блаженного..5

  1. Философия Фомы Аквинского (томизм)…………………………………….7
    1. Биография и основные положения философии Фомы Аквинского........7

    2.2 Выводы и значение философии Фомы Аквинского................................9

Заключение……………………………………………………………………....11

Список  использованной литературы…………………...……………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для своего реферата я выбрала следующую  тему: «Философия Августина и Фомы Аквинского».

Данная  тема является актуальной, так как  томизм в наши дни признается как  один из важнейших духовных факторов современности. У этого философского направления много приверженцев не только среди католического мира, но и внецерковных кругах. А значит, томистская школа развивается и в наши дни.

Выбор темы продиктован  важностью данного этапа в  истории философской мысли.

Цель – определить значение томизма для современной философии.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме;
  2. Систематизировать изученный материал;
  3. Раскрыть такие философские направления как томизм и неотомизм.

Многие философы, такие  как Жак Маритен, Дезире Мерсье, Антуан Д.Сертийянж, Жозеф Гредт, Жак Маритен, Этьен Жильсон,  занимались изучением томизма. По данной теме написано много философских трудов, публикаций и книг.

В процессе работы над рефератом использовался  традиционно-описательный метод, основанный на приемах анализа, систематизации, классификации и обобщения исследуемого материала по данной проблеме.

 

 

  1. Философия Августина Блаженного

 

 

    1. Краткая биография и основные творения Августина Блаженного

 

 

         Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.

          Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Творения  блаженного Августина.

1. «Исповедь». В  этом автобиографическом сочинении Августин описывает свою жизнь в терминах мистического и духовного опыта.

2. «Отречение»,  написанное в поздний период  его жизни, представляет собой поправки изложенных ранее взглядов с позиции его изменившегося мировоззрения.

3. «О Граде  Божием». Эта книга представляет  собой апологию христианства, в  которой первые десять книг  посвящены опровержению язычества,  а в книгах XI-XVIII содержится описание двух «градов»: мирского и Божия. Под «градом» разумеется общество. Два града описаны симметрично в противопоставлении друг другу.

4. Ряд сочинений  «Против манихейства».

5. Ряд сочинений  «Против донатизма». Донатисты были  сектой, возникшей в результате гонений на христиан.

6. Ряд сочинений  «Против Пелагия». Пелагий, родом из Британии, был блестящим оратором и писателем, преподававшим гуманитарные дисциплины в Риме.

7. «О Троице»  - богословский трактат, написанный  в более поздний период жизни Августина. Это умозрительное сочинение о тайнах Пресвятой Троицы оказало огромное влияние на западное богословие.

 

 

1.2 Основные положения и значение философии Августина Блаженного

 

      Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

• ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;

• Земное царство  воплощается в государственных  учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

• Земное царство  погрязло в грехах и язычестве  и будет рано или поздно побеждено  Божественным царством;

• в связи  с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

• Церковь —  единственная сила, способная объединить мир;

• бедность, зависимость  от других (ростовщиков, землевладельцев  и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с  ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;

• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

Размышления о  Боге: Бог существует; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;  все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

               Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

• Церковь (часто  подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена  тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);

• обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

• выдвинута  идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность;

• одновременно человеку рекомендовалось  умерщвлять плоть, развивать и возвышать  дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

 

    1. Философия Фомы Аквинского (томизм)

 

 

2.1 Краткая биография  и основные положения философии  Фомы Аквинского

 

 

 Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии  к произведениям Аристотеля.

Фома Аквинский  считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения —  окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину  — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

• случайность  и необходимость: случайное зависит  от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные  степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

• цель: все  в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет  смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к  цели, придает смысл всему, - Бог.

Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

• разделяет  сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

• подразумевает  в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

• подразумевает  в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что  любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и  существование едины только в  Боге, следовательно, Бог не может  быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних  факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

• все состоит  из материи и формы (идеи);

• суть любой  вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя  есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения  вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в  Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

2.2 Основные  выводы и историческое значение  философии Фомы Аквинского

 

 

 Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

• откровение и  разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум  одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум  дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать  рационально (разумом), и то, что разумом  непознаваемо;

• разумом можно  познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются  рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия  и теология — разные науки;

• философия  может объяснить только то, что  познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать  только теология.

 Историческое  значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств  существования Бога;

• систематизирована схоластика;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с  точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

Информация о работе Философия Августина и Фомы Аквинского