Философия Аврелия Августина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:58, контрольная работа

Описание

Аврелий Августин - бесспорно один из самых блистательных умов того недолгого периода в истории европейской культуры, который можно назвать христианской античностью. Примерными хронологическими границами этого полутора векового периода являются издание Миланского эдикта в 313 г. и падение Западной Римской империи в 476 г. Миланский эдикт императора Константина Великого по существу превратил христианство в государственную религию Римской империи, и с момента его издания начинается ассимиляция христианства в мир европейской античной культуры, в частности работа по осмыслению христианского мироощущения в контексте классической античной философии. Одним из главных исполнителей этой работы был Августин.

Содержание

Введение 3

1. Аврелий Августин 5

1.1. Биография Аврелия Августина 5

1.2. Учения Августина 6

2. Философия Августина 14

2.1. Новое измерение философии 14

2.2. «…верю, что бы понимать» 17

Заключение 20

Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

философияF.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    О свободе и божественном предопределении

    Первые  люди до грехопадения обладали свободной  волей - свободой от внешней (в т.ч. сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон - чувство долга перед Богом.

    После грехопадения люди лишились свободной  воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить.

    Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям  вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воли ("Не моя воля, но твоя да будет" Лк.). Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как свою собственную.

    Каждый  человек следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную спасает свою душу и допускается в Небесное царство.

    Предопределение (лат. praedeterminatio) - один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе.

    Люди  способны творить благо лишь с  помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди - существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.

    Можно подумать, будто бы есть предопределение  ко злу со стороны Бога, - так как все существующее окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества. Это значит, что упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели.

    Эту идею абсолютного предопределения  и развивал Августин, правда в его  учении имелись различные смягчающие оговорки. Вопрос о предопределении был решен догматически: мы не можем знать всего во что верим ("Уверуй, чтобы уразуметь" - кредо Августина).

    О вечности, времени и памяти

    Время - мера движения и изменения. Мир  ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.

    Размышляя о времени, Августин приходит к концепции  психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования - действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее - нашей надежде.

    Настоящее - это стремительное изменение  всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее.

    Таким образом, прошлое - это воспоминание, настоящее - созерцание, будущее - ожидание или надежда. При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени.

    Начало  творения мира - вместе с тем и  начало времени.

    Время обладает длительностью, которая характеризует  продолжительность всякого движения и изменения.

    Вечность - она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, т.к. промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность - мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

    Добро и зло - теодицея

    Говоря  о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло?

    Августин  доказывал, что все сотворенное  Богом в той или иной мере причастно  к абсолютной доброте - все- благости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

    Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: "Всякая природа, которая может стать лучше - хороша".

    Бывает  и так, что мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению.

    Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро. 

    Истина  и достоверное знание

    Августин  говорил о скептиках: "им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно". Критикуя скептицизм он выдвинут против него следующее возражение: если бы истина не была известна людям, то как определялось бы, что одно правдоподобнее (т.е. более похоже на истину), чем другое.

    Достоверное знание - это знание человека о своем  собственном бытие и сознании.

    "Знаешь  ли ты, что ты существуешь? Знаю.. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю…Итак ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что живешь, знаешь, что познаешь."

    Познание

    Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, т.е. всегда себя сознает, всегда желает и помнит:

    "Ведь  я помню о том, что имею  память, ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил".

    Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания.

    Ступени познания истины:

    - внутреннее чувство - чувственное восприятие.

    - ощущение - знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными.

    - разум - мистическое прикосновение к высшей истине - просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.

    Разум - это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное.

    В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.

    Об  обществе и истории

    Августин  обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство - неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

    Государство - наказание за первородный грех; является системой господства одних  людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

    Справедливое государство - христианское государство.

    Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

    Необходимо  соблюдать международные договора.

    Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые - те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.

    В 22 книгах своего главного труда "О  граде Божьем" Августин делает попытку  охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.

    В историческом процессе Августин выделял  шесть главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):

  • первая эпоха - от Адама до Великого потопа
  • вторая - от Ноя до Авраама
  • третья - от Авраама до Давида
  • четвертая - от Давида до вавилонского пленения
  • пятая - от вавилонского пленения до рождения Христа
  • шестая - началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.

    Человечество  в историческом процессе образует два "града":

    светское  государство - царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие - христианская церковь.

    "Град  земной" и "Град Небесный" - символическое выражение двух  видов любви, борьбы эгоистических ("любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу") и моральных ("любовь к Богу вплоть до забвения себя") мотивов. Эти два града развиваются параллельно переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане "града Божия" получат блаженство, а граждане "земного града" будут преданы вечным мучениям.

    Августин  Аврелий доказывал превосходство  духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах. 
 
 

    Сочинения

    Наиболее  известными из сочинений Августина  является «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Философия Августина 

    2.1. Новое измерение  философии

    Философии Августина, каково бы ни было ее происхождение (поскольку нетрудно проследить источники большинства его утверждений и убеждений в более древних высказываниях), суждено было предопределить проблемы и отчасти даже выводы философов на тысячу лет вперед. В его работах впервые из попытки выразить понимание догматов веры возникает система христианской философии, и хотя возможно, что понимание веры в ранние века христианства принимало самые разные направления, ко времени Августина большая часть основных принципов уже утвердилась. То, что Августин часто цитировался в работах своих средневековых преемников, говорит о той роли, которую он играл в установлении доктрин.

    Представление о том, что вера должна искать корни своего интеллектуального становления в платонизме, кажется неизбежным и правильным, учитывая ретроспективу западной истории религии с ее явными повторениями в мусульманских, иудейских и христианских течениях. Самая острая проблема Августина может быть сведена к смягченному платонизму. Ее решение возникает в разных формах, хотя сам вопрос никогда не был сформулирован в чистом виде. Для того, чтобы найти, надо искать; душе искать предназначено Богом, прежде чем она найдет благодать и спасение, впасть в грех гордыни; поэтому жизнь, даже жизнь святого будет прервана в духовном богатстве и в духовном блуде. Если же дарована милость, то разум найдет лишь то, что было даровано и освещено Богом или верой. Истина может существовать как философский вывод, приобретаемый путем распознавания ее по отдельным признакам, чтобы затем остаться в памяти, однако достичь ее можно лишь после духовных и логических приготовлений.

    Философия Августина направлена к вечному: душа должна быть обращена к Богу, Который один является источником озарения и который должен быть познан, если мы хотим хоть что-то понять. В философии Бог рассматривается в первую очередь, поскольку Он есть прежде всех вещей и идей. В то время как язычники впали в заблуждение, распределив свои знания по различным наукам и отдав каждой науке и каждому предмету исследования свою независимую сферу, христианин может распознать родство наук между собой, потому что ему понятно единство из источника. Бог познается во всем, ибо Он создал все. Если же есть необходимость в доказательствах, то они во всем: в движении мира, устройство, порядок и красота которого являются признаками Его присутствия; в существовании конечных, зависимых вещей, ибо для их существования необходим бесконечный Изобретатель; но самое главное - в природе и устройстве человеческой мысли. Однако все три вида доказательств служат лишь для того, чтобы открыть истину, которую любой человек может открыть в себе самом. Бог присутствует и может быть узнан как в устройстве и движении мира, так и в устройстве и движении человеческой души.

Информация о работе Философия Аврелия Августина