Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:07, реферат
Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось работать. Поэтому я разделила свой реферат на две части: «Историческая справка» и «Философская концепция Спинозы». В первой части я расскажу о биографии философа, об основных этапах развития его философской системы и о влиянии, которое оказали на него другие философы и которое он оказал на своих современников и последователей.
Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение термина философия. Европейская философия XVII века. Краткая характеристика…………………………………………………………………………………….3
Глава 2. История жизни и формирование мировоззрения Бенедикта Спинозы………….6
§2.1 Жизнь и творчество Бенедикта Спинозы………………………………………….…6
§2.2 Основа и развитие философской системы Спинозы…………………………..…...11
§2.3 Посмертное влияние ……………………………………………………………...….13
§2.4 Материализм и атеизм Спинозы…………………………………………………….14
Глава 3. Философская концепция Бенедикта Спинозы…………………………………….15
§3.1 Метафизическая система бытия……………………………………………………..15
§3.1.1 Протяжение и мышление……………………...…………………………...16
§3.1.2 Положение Спинозы об индивидууме………...…………………………..17
§3.1.3 Причинность………………………………………..……………………….17
§3.2 Учения о Боге. Детерминизм Спинозы……………………………………………..18
§3.3 Учение о человеке……………………………………….…………………………...19
§3.3.1 Познание……………………………………………………………….……20
§3.3.2 Аффекты……………………………………………………………….……20
§3.3.3 Детерминизм Спинозы в отношении человека ……………………….....22
§3.4 Предрассудки людей в их отношении Бога………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………
Философия Бенедикта Спинозы
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Определение термина философия. Европейская философия XVII века. Краткая характеристика…………………………………………
Глава 2. История жизни и формирование мировоззрения Бенедикта Спинозы………….6
§2.1 Жизнь и творчество Бенедикта Спинозы………………………………………….…6
§2.2 Основа и развитие философской системы Спинозы…………………………..…...11
§2.3 Посмертное влияние ……………………………………………………………...….13
§2.4 Материализм и атеизм Спинозы…………………………………………………….14
Глава 3. Философская концепция Бенедикта Спинозы…………………………………….15
§3.1 Метафизическая система бытия……………………………………………………..15
§3.1.1 Протяжение и мышление……………………...………………………….
§3.1.2 Положение Спинозы об индивидууме………...…………………………..
§3.1.3 Причинность………………………………………..……
§3.2 Учения о Боге. Детерминизм Спинозы……………………………………………..18
§3.3 Учение о человеке……………………………………….………………
§3.3.1 Познание…………………………………………………………
§3.3.2 Аффекты……………………………………………………………
§3.3.3 Детерминизм Спинозы в отношении человека ……………………….....22
§3.4 Предрассудки людей в их отношении Бога………………………………………...22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Он был последовательным сторонником применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом, поэтому его произведения составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой философии. Цель моей работы доказать это.
Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось работать. Поэтому я разделила свой реферат на две части: «Историческая справка» и «Философская концепция Спинозы». В первой части я расскажу о биографии философа, об основных этапах развития его философской системы и о влиянии, которое оказали на него другие философы и которое он оказал на своих современников и последователей. Во второй части я обозначу и раскрою основные положения философской концепции Спинозы: общая картина мира, учение о Боге и учение о человеке.
В работе над рефератом я использовала как произведения самого Бенедикта Спинозы, так и книги о нём, а так же материалы, размещённые на страничке в Internet, посвящённой философу.
Глава 1. Определение термина философия. Европейская философия XVII века. Краткая характеристика
Слово философия происходит от греческого filosofia, которое в свою очередь есть производным от двух других слов: fileo (любить, иметь склонность к чему - то, увлекаться чем - то, и даже целовать), и sofia (мудрость, проницательность, разумность, ум, знание, учёность, премудрость, мудрость Бога). Сократ, по словам Платона, говорил, что никто не может быть мудрым, кроме Бога, поэтому, человек не может быть мудрецом, а лишь любящим мудрость. Это утверждение даёт право предположить, что первым, кто ввёл данный термин, был не кто иной, как Сократ.
Словарь Ньюмана даёт такое определение слову философия – человеческая мудрость, мудрствование. Ему вторит словарь Даля, говорящий что философия - это любомудрие, наука о достижении человеческой мудрости, о познании истины, мудрости и добра. А Советский энциклопедический словарь утверждает, что философия – это некая форма общественного сознания, мировоззрение, система определённых идей, взглядов на мир и на то место, которое занимает в ней человек. Также интересное определение даёт словарь греческой лексики под редакцией Лиделла и Скотта, где говорится, что философия – это любовь к знаниям, преследование и отыскивание их. Что – то похожее встречается и в древнегреческо – русском словаре под редакцией Соболевского, определяющего философию как любовь к знанию, любознательность, исследование, учение и даже наука. Одним словом, философия в том понимании, в котором она понималось в древнем мире, может быть определена как поиск истины о природе вселенной и человеке.
Рассмотрим взгляды великого философа. Но для этого обратимся к характеристике эпохи в которой он жил. Веком гениев называют некоторые историки науки и философии XVII столетие, когда родился и умер Спиноза. Для этого имеются солидные основания.
Достаточно вспомнить, что именно в этот век опубликовали свои философские и научные произведения Бэкон и Декарт, Кеплер и Галилей, Гоббс и Гассенди, Гарвей и Бойль, Гюйгенс и Паскаль, Лейбниц, Ньютон и Локк. И сколькими именами естествоиспытателей и философов можно было бы пополнить этот список. Но и приведенные имена говорят очень много. В развитии философских идей даже лишь названные мыслители сделали столько, что, если иметь в виду всю предшествующую историю этого развития, только философы классической Греции, жившие в течение нескольких столетий до н. э., могут, что называется, поспорить с ними.
Но чем же можно объяснить такое обилие гениев научной и философской мысли? Конечно, не каким-то счастливым стечением обстоятельств, приведших к рождению многих высокоталантливых людей. Потенциальных талантов и даже гениев рождается много в сущности в любую эпоху. Но для того чтобы они стали действительными талантами и тем более гениями, то есть для того, чтобы они получили социальное значение и признание, необходимо, чтобы в обществе возникла необходимость в таком признании.
Когда речь идет о Спинозе, как и о всех других названных выше мыслителях, то мы, разумеется, имеем в виду западноевропейское общество XVII в. В данном столетии мы находим интенсивный рост, по крайней мере в некоторых наиболее развитых странах или даже областях, буржуазных социально-экономических отношений, бравших верх над вековыми феодальными отношениями.
Нидерланды в течение большей части XVII в. находились, можно сказать, в фокусе экономического и культурного развития Западной Европы. Завоевав независимость от феодальной абсолютистской Испании в конце XVI -- начале XVII в., они стали наиболее развитым государством, буржуазной в своей основе республикой. Пока в Англии не совершилась буржуазная революция, то есть практически до самого конца этого столетия, Нидерланды оставались, по выражению Маркса, образцовой капиталистической страной. Здесь процветало мануфактурное производство, но еще более торговля, достигшая поистине всемирных масштабов. Примечательной особенностью экономической жизни Нидерландов был тот факт, что часть населения, занимавшаяся сельским хозяйством и жившая в деревне, составляла здесь меньшинство. Этого не было тогда ни в одной другой стране.
Будучи в основе своей буржуазной республикой, Нидерланды сохраняли в своей конституции и черты монархии. Последние были связаны с должностью штатгальтера, передававшейся по наследству в Оранском доме. Как верховный военачальник штатгальтер играл первостепенную роль. Нидерландское дворянство, естественно, группировалось вокруг него. Штатгальтер председательствовал и в Государственном совете. Однако здесь его функции сильно ограничивались так называемым великим пенсионарием. Считаясь заместителем штатгальтера по Государственному совету, великий пенсионарий возглавлял финансовое ведомство, а тем самым, можно сказать, направлял экономическую жизнь государства. Великий пенсионарий был естественным главой буржуазно-республиканской партии.
Жизненно заинтересованная в развитии торговли и промышленности, республиканская партия активно содействовала развитию научного познания. Среди ее деятелей было немало и сторонников передовой философии. Противостоящая ей монархическая Оранская партия стремилась прежде всего к максимальной централизации Нидерландов и к усилению власти штатгальтера. Борьба республиканской и монархической партий составляет основное содержание политической жизни Нидерландов 17 века.
Видным теоретиком естественного права, философом, был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632--1677).
Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным наукам и философии стал причиной острого конфликта с еврейской общиной, в результате которого Амстердамская синагога подвергла Спинозу великому отлучению (это отлучение было снято иерусалимским раввином в 1927 г.). Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, принявший имя Бенедикт, поселился в провинции и приступил к разработке своей философской системы. В 1670 г. был издан (без указания имени автора) "Богословско-политический трактат", посвященный исторической критике Библии и обоснованию свободы философии. После свержения правительства Яна де Витта, покровительствовавшего Спинозе, последний начал писать "Политический трактат" (остался незавершенным). Жизнь и деятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении.
Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с "мощью" -- способностью любой части природы к самосохранению: "Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь". Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.
SPINOZA, Benedict(us)(de) [лат.; рус. Бенедикт/Барух (де) Спиноза; исп. Bento d'Espinoza; Baruch Spinoza] (24 ноября 1632, Амстердам - 21 февраля 1677, Гаага).
Предки философа жили в Португалии и носили фамилию Эспиноз, однако из-за преследований евреев инквизицией они покинули эту страну (1598), сменив фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости в войне с Испанией (1621), они переехали в Амстердам (1622), поселившись на Waterlooplein, 40. Михаэль Спиноза - отец Баруха - занимал почетную должность в еврейской общине в то время, но не обладал большим достатком. Он был трижды женат и имел трех детей - двух дочерей и сына (Ребека, Мирьям и Барух от второго брака). Мать мальчика умерла, когда Баруху было всего шесть лет.
Бенедикт Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё обучение он начал в еврейском шестиклассном училище, которое готовило раввинов. Основными предметами были древнееврейский язык, богословие; изучались работы Ибн, Маймонида, Крескаса итд. Училище было известно своими преподавателями и хорошей библиотекой. Уроки латыни и, возможно, немецкого Спиноза брал у немца Фельбиндера. (К тому времени Спиноза уже знал испанский и португальский - как языки своего отца; голландский от своего окружения; немного французский и итальянский). В училище Спиноза проявил себя как очень способный ученик.
После смерти отца в 1654, Спиноза познакомился с доктором Daniel de Prado, высказывавшем «неортодоксальные» мысли о природе Бога, ангелах, бессмертии души, и сблизился с коллегиантами. Постепенно, в результате своих занятий, Спиноза отошёл от ортодоксального иудаизма. Стараясь заставить его отказаться от высказывания своих взглядов, ему предлагали деньги (ежегодная пенсия в 1 000 флоринов), покушались на его жизнь. В 1655 Спинозу обвинили в ереси перед Трибуналом Конгрегации.
Историк Артур Герцберг в свое время назвал Бенедикта Спинозу первым современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской общины не для того, чтобы перейти в христианство. «В системе Спинозы, — писал еврейский философ Луис Якобе, — Бог и природа рассматриваются как разные названия одного и того же. Бог не существует за пределами или отдельно от природы. Он не создал природу, но Сам есть природа. Эта доктрина столкнула Спинозу как с иудаизмом, так и с христианством. Абсурдно приписывать Богу такие атрибуты, как воля и разум,— это все равно, что требовать от Сириуса, чтобы он лаял только потому, что люди назвали его Собачьей звездой»[1]. Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме, а не на сверхъестественном откровении.
27 июля 1656 Спиноза подвергся великому отлучению в Амстердамской синагоге и изгнанию из сефардской общины. После он провёл несколько недель (возможно, месяцев) в Оверкерке - деревне к югу от Амстердама, а затем возвратился в Амстердам.
Отлучение 23-летнего Спинозы раввинами Амстердама было следствием отрицания им ангелов, бессмертия души и Божественного происхождения Торы. Руководители общины предупредили Спинозу, чтобы он отказался от своей ереси, но когда он не подчинился, издали запрещение: “Будь он проклят, когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Бог не прощает его грехов. Пусть Бог гневается и сердится на этого человека и обрушит на него все проклятия, которые записаны в Торе. Пусть Бог вычеркнет его имя под небесами и пусть Бог уничтожит его и выбросит из колен израильских...”[2] Отлучение (на иврите — херем) Спинозы было абсолютным. Ни один еврей не должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе четырех шагов от него. После херема, по-видимому, Спиноза больше уже никогда не разговаривал ни с одним евреем.
Исключенный из еврейской общины, Спиноза изменил свое имя на латинский эквивалент - Benedict (буквально: «делающий хорошее»). В 1656-1660 гг. в школе Ф. ван ден Эндена, где он помогал учить детей, Спиноза улучшил свои познания в лытыни, изучил основы греческого, введение в неосхоластическую философию, естественные науки. Здесь же он познакомился с работами Ренэ Декарта (по другим данным еще в 1651, в любом случае, окружавшие его коллегианты были заинтересованы в картезианстве), что во многом определило его взгляды в области философии.
Вокруг него сгруппировался кружок преданных ему друзей и учеников (круг которых позже Спиноза из соображений осторожности расширял неохотно) - Симон де Врис, Людвиг Мейер, Брессер, фон Шуллер, Ярих Иеллес, Ян Риувертц.
В 1660 Амстердамская синагога официально запросила муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге - деревне близ Лейдена (в то время центре коллегиантов), в доме хирурга Германа Хомана. На жизнь себе Спиноза зарабатывал шлифовкой линз, (это было не трудно учитывая его теоретическую подготовку в области математики и физики) и рисованием. Здесь он написал такие произведения, как «Краткое рассуждение о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бóльшую часть «Основ философии Декарта» и первую книгу «Этики», содержащую учение о бытии (первоначальное название - «О боге, о разумной душе и высшем счастье человека»), которая должна была, соответственно, состоять из 3 частей и быть изложена в виде диалога.
В июне 1663 Спиноза переехал в Воорбург, близ Гааги. В 1664 он опубликовал в Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение изданное за подписью Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими размышлениями». Первый документ, свидетельствующий о сложившемся мнении о Спинозе как об атеисте, относится к 1668, когда некоего Адриана Кербаха допрашивали относительно его знакомства с философом. Опубликованный анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» (1670) лишь укрепил это мнение. От серьезных преследований Спинозу спасало то, что во главе государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу. Параллельно с трактатом (и во многом для него) он написал «Еврейскую грамматику».
В мае 1670 Спиноза переехал в Гаагу (с 1671 живя в Paviljoensgrachts - сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти. В 1673 Спиноза отказался от приглашения пфалцского курфюрста занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в высказывании мыслей. В 1675 он закончил «Этику» - труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но после того как в 1672 братья де Витт «потеряли власть» (были убиты в результате государственного переворота), он не решился опубликовать его, хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей. В 1675 Спиноза познакомился с немецким философом Э.В. фон Чирнгаусом, а в 1676 остановившейся в Гааге Г.В.Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.
В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умер от болезни легких, которой страдал в течение 20 лет (ему было 44 года). После описи имущества (которое включало 161 книгу) и его распродали, а часть документов, в том числе, и часть переписки уничтожили. Друзья философа издали в Амстердаме посмертно Opera Posthuma на латинском языке (1677) и в голландском переводе Nagelate Schriften, (1678), что в переводе на русский язык означает «Оставленные письмена».
§2.2 Основа и развитие философской системы
В его философской системе Спинозы незаметно резких скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих двух книгах, несмотря на разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность и структурированность. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия. Не случайно, что в названиях его книг так или иначе часто присутствуют слова «геометрический способ доказательства». Это касается как «Основ философии Декарта, доказанные геометрическим способом», так и «Этики» (Полное название начинается со слов «Этика, доказанная в геометрическом порядке…»).
Cвязь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна, что долгое время рационалистическое учение Ренэ Декарта рассматривалось как единственный ее источник. Не случайно, что одна из 6 крупных работ Спинозы посвящена доказательству идей Декарта. Спиноза был его младшим современником и просто не мог не испытать значительного влияние мыслителя. Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка, с другой, - реакция на эту влиятельную философию.
«Несомненно, что из всех ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и ему пришлось сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому»[3], - пишет Радлов.
«Основы философии Декарта» содержат введение, поясняющее, что Спиноза не всегда разделяет взгляды, изложенные в книге. Принимая физику Декарта в целом (хотя и выражая некоторую неудовлетворенность к концу жизни), в картезианской метафизике он находил три неудовлетворительных особенности: трансцендентность (т.е. нахождение вне мира) Бога; дуализм души и тела; и приписывание свободы воли Богу и человеку (последнюю и сам Декарт признавал чудом, наряду с вещью из ничего и Человеком-Богом[4]) - эти доктрины делают мир непостигаемым. . В отличие от Декарта, который основное внимание уделял методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для получения знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира.
Искались и другие источники. Теолог Буддеус в «О спинозизме до Спинозы», пытается проследить традицию, идущую от античности. Взгляды Спинозы близки к стоическому учению. Безусловно «родственной» философской системой является учение итальянского пантеиста Дж. Бруно. Иоэль стал указывать на зависимость Спинозы от еврейской философии, в частности, от учения Х. Крескаса. Затем стали указывать и на некоторую связь его философии с аверроизмом, с Маймонидом - ссылки на Маймонида имеются и в переписке Спинозы, и в «Этике», Л. Абарбанелем. Фрейденталь впервые указал на то, что Спиноза был знаком со схоластическими учебниками философии (например, с Суаресом) и что некоторые его определения заимствованы из схоластической философской литературы. Влияние схоластики особенно ощутимо в ранних произведениях - «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье», «Метафизических мыслях».
На формирование социологических воззрений Спинозы большое влияние оказал его старший современник Т. Гоббс. Часто его философия характеризуется и как вариант пантеизма (который предполагает представление о Боге как едином мировом духе). Однако он принадлежал скорее к рациональному, чем мистическому пантеизму, фактически все, что осталось от мистицизма - концепция интеллектуальной любви к Богу.