Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:14, реферат
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Буддизм является одной из самых древних мировых религий из трех (наряду с христианством и исламом). Он “старше” христианства “ на 5 веков, а ислам “моложе” его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран, буддизм сыграл и по сей день играет огромную роль.
ВВЕДЕНИЕ ………………….…………………………………….. стр. 3
СТЕРЖЕНЬ БУДДИЗМА ………………………………………… стр. 4
буддизм и его основные идеи ………………………… стр. 7
БУДДИЗМ В КИТАЕ …………………………………………….. стр. 12
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ БУДДИЗМА В КУЛЬТУРАХ ИНДИИ И КИТАЯ …………………………………………………………….
стр. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… стр. 16
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………… | стр. 2 |
ВВЕДЕНИЕ ………………….…………………………………….. | стр. 3 |
СТЕРЖЕНЬ БУДДИЗМА ………………………………………… | стр. 4 |
буддизм и его основные идеи ………………………… | стр. 7 |
БУДДИЗМ В КИТАЕ …………………………………………….. | стр. 12 |
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ БУДДИЗМА В КУЛЬТУРАХ ИНДИИ И КИТАЯ ……………………………………………………………. | стр. 14 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… | стр. 16 |
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………. | стр. 17 |
ВВЕДЕНИЕ.
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Буддизм является одной из самых древних мировых религий из трех (наряду с христианством и исламом). Он “старше” христианства “ на 5 веков, а ислам “моложе” его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран, буддизм сыграл и по сей день играет огромную роль.
Основатель
буддизма - индийский принц Сиддхартха
Гаутама, получивший впоследствии имя
Будды, т.е. пробужденного или
Будда – это существо в буддийской религии, достигшее высшего духовного знания («просветления»). В буддийском пантеоне насчитывается множество Будд. В более узком значении Будда – имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н.э.). Происходил, по преданию, из царского рода плеиени шакьев в Северной Индии (одно из имен Будды – Шакьяямуни, «отшельник из шакьев»). В возрасте 29 лет Будда оставил семью и дом отца и после семилетних скитаний, аскетических медитаций стал проповедником учения, получившего название буддизма.
Я
хочу рассказать о буддизме и его
распространении в других странах.
СТЕРЖЕНЬ БУДДИЗМА.
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н. э - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
В первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект. Разногласия между сектами вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну.
Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма.
Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.
4 благородных истины Будды:
1. Земная жизнь полна страданий;
2. Страдания имеют свои причины;
3. От страданий можно избавится;
4. Существует путь, освобождающий от страданий – путь отказа от земных желаний, просветления, нирвана.
Страдание
и освобождение представлены в буддизме
как различные состояния
Освобождение в буддизме представлено уничтожением желаний (гашение их страстности). Буддийский принцип так называемого среднего пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.
В
буддизме отсутствует понятие
В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.
Начав
с отрицания внешней
буддизм и его основные идеи.
Будда
Гаутама жил 2500 лет назад в
пограничной области между
Будда понимал, что все люди неодинаковы, обладают разными характерами и склонностями. Поэтому он никогда не выдвигал какую-либо одну догматическую систему, а обучал различным системам и методам в зависимости от индивидуальности обучаемого. Он всегда поощрял людей проверять их на собственном опыте и ничего не принимать на веру. Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм часто джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее существуют принципиальные различия.
В буддизме в отличие от индуизма нет идеи кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями.
Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Нет идеи судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. В буддизме карма означает "импульсы", которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.
И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или "я", перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти "я", или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины.
Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное "я", или атман, переходящее из жизни в жизнь: "я" существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. В буддизме "я" можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов. Здесь неприемлема аналогия "я" со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую.
Как было сказано, все существа равны в том смысле, что все они имеют одинаковые возможности стать буддой, однако буддизм не провозглашает, что все тождественны или едины в Абсолюте. Буддизм говорит, что каждый индивидуален. Даже став буддой, он сохраняет свою индивидуальность. Буддизм не утверждает, что все является иллюзией: все подобно иллюзии. Предметы подобные иллюзии в том смысле, что они кажутся твердыми, постоянными и конкретными, тогда как в действительности они не таковы. Предметы не являются иллюзией, поскольку иллюзорная пища не наполнит наш желудок.
Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники. В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце.
В течение своей жизни Будда обучал разным методам, но как и в случае с учениями Иисуса Христа, при жизни Будды ничего не было записано. Через несколько месяцев после ухода Будды собрались 500 его учеников (позднее это собрание стало известно как «Первый буддийский совет»), чтобы устно утвердить то, чему учил Будда. Ученики по памяти воспроизводили различные отрывки услышанных ими священных текстов. Несмотря на то, что это собрание текстов, известное под названием "Трипитака", или "Три корзины", было воспроизведено по памяти и официально утверждено уже в этот ранний период, записано оно было значительно позже.
Не все учения Будды передавались устно так открыто. Считалось, что некоторые из них предназначены для будущего, поэтому они изустно передавались из поколения в поколение учителями и учениками тайно. Иногда учения Будды, обнародованные в значительно более позднее время, подвергаются критике.
Критика поздних буддийских учений на основании того аргумента, что только ранние буддийские источники содержат подлинные слова Будды, представляется несостоятельной. Тот факт, что различные тексты Будды были записаны на разных языках и в разных стилях, также не ставит под сомнение их подлинность, т. к. сам Будда говорил, что его учения следует сохранять на том языке, который принят в данном обществе, с учетом свойственного этому обществу стиля. Особое значение всегда должно придаваться смыслу, а не словам, текст не должен нуждаться в дополнительном толковании.