Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:14, реферат
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Буддизм является одной из самых древних мировых религий из трех (наряду с христианством и исламом). Он “старше” христианства “ на 5 веков, а ислам “моложе” его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран, буддизм сыграл и по сей день играет огромную роль.
ВВЕДЕНИЕ ………………….…………………………………….. стр. 3
СТЕРЖЕНЬ БУДДИЗМА ………………………………………… стр. 4
буддизм и его основные идеи ………………………… стр. 7
БУДДИЗМ В КИТАЕ …………………………………………….. стр. 12
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ БУДДИЗМА В КУЛЬТУРАХ ИНДИИ И КИТАЯ …………………………………………………………….
стр. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… стр. 16
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………….
Эта первая группа учений, которая передавалась устно и открыто, со временем была записана и образовала основу направления, известного как Хинаяна. Различные расколы и менее значительные расхождения в трактовке основных положений привели к разделению Хинаяны на 18 школ, в которых на различных индийских диалектах передавались незначительно отличающиеся друг от друга тексты.
Хинаяна, общий термин для названия этих 18 школ, означает «Скромная колесница». Колесница означает «движение ума», т. е. путь мышления, чувства, действия и т. д., который ведет к определенной цели. Она скромная в том смысле, что предполагает методы достижения скромной, а не высшей цели. Она существует для тех, кто просто работает над преодолением своих собственных проблем, т. к. для них было бы непосильно работать с целью преодоления всеобщих проблем. Вместо того чтобы стремиться стать буддой, они стремятся стать освобожденными людьми.
Будда учил, что в текущую мировую эпоху появится 1000 будд. В системе Хинаяны утверждается, что для того, чтобы стать буддой, необходимо следовать пути бодхисаттвы, т. е. полностью посвятить себя оказанию помощи другим к самоусовершенствованию, чтобы делать это наилучшим образом; однако все 1000 мест уже заняты. Следовательно, работать для того, чтобы стать буддой в текущей эпохе нет смысла, поэтому следует стремиться к тому, что является практически достижимым, т. е. стремиться стать освобожденным человеком.
Будда учил, что когда человек достигает нирваны, или освобождается от собственных проблем, тогда поток сознания прерывается или гаснет подобно свече. Это помогает людям, не преследующим высшие цели, не быть подавленными страхом, а также дает им возможность ощутить, что действительно наступит конец их страданиям, и таким образом вступить на путь Хинаяны.
В записанных позднее учениях Махаяны («Просторная колесница») те 1000 будд, о появлении которых говорил Будда, рассматриваются как основатели мировых буддийских религий. Кроме них появится также множество других будд, которые не будут основателями мировых буддийских религий; стать одним из этих будд возможно. Более подготовленных учеников Будда наставлял, как стать буддой: это означает не только преодоление собственных проблем, но и собственных ограничений, а также максимальную реализацию возможностей по оказанию помощи ближним. Будда учил, что прекращение потока сознания после достижения паринирваны означает прекращение существования потока сознания в его прежнем качестве. Таким образом, поток сознания вечен, как и жизнь, наполненная помощью ближним.
Итак,
первой записанной системой учений была
Хинаяна. В ней содержатся основополагающие
учения, признаваемые также и Махаяной:
все учения о карме (причинно-следственная
связь); все правила этической самодисциплины,
включая правила монастырской дисциплины
для монахов и монахинь; анализ деятельности
умственной и эмоциональной сфер; указания
как развить способности к концентрации,
а также как достичь мудрости, чтобы преодолеть
заблуждения и увидеть реальность. Учения
Хинаяны включают также способы развития
чувства любви и сострадания. Любовь определяется
как желание счастья другим людям, а сострадание
- как пожелание другим людям освободиться
от их проблем. Махаяна развивает эти положения,
добавляя к ним принятие на себя ответственности
за действенную помощь другим людям, не
ограничиваясь только пожеланием им добра.
Поскольку вследствие свойственных человеку
ограничений он не в состоянии оказывать
другим максимальную помощь, особое внимание
Махаяна уделяет раскрытию сердца индивидуума
с помощью бодхичитты. Бодхичитта означает
установку стать буддой, другими словами
сердце, стремящееся к преодолению всех
присущих личности ограничений и к реализации
всех возможностей с целью оказания наибольшей
помощи каждому.
БУДДИЗМ В КИТАЕ.
В Китай буддизм попал также морским путем с юга. Одним из величайших индийских учителей, прибывшим в Южный Китай, был Бодхидхарма. В своем учении особое внимание он уделяется простому и естественному бытию в гармонии с природой и вселенной, что характерно также для китайской философии даосизма.
Буддизм всегда стремится приспособиться к той культуре, в которую он входит. В южном Китае также происходит адаптация буддийских техник. Там также учат, что существует "мгновенное" просветление. Это согласуется с конфуцианской идеей о том, что человек добродетелен по своей природе, и исходит из концепции, что каждый обладает природой будды.
Бодхидхарм учит, что если человек сможет успокоить все свои "искусственные" (суетные) мысли, то он сможет преодолеть все свои заблуждения и препятствия в мгновение ока, и тогда немедленно наступит просветление. Это не соответствует индийской концепции о том, что развитие способностей идет в рамках постепенного длительного процесса создания положительного потенциала, развивая сострадание и так далее путем активной помощи другим людям.
Будда учил о тонких энергиях тела и работе с ними. В Индии не существовала традиция боевых искусств, поэтому для Китая система боевых искусств также имеет дело с тонкими энергиями тела, она согласуется с буддизмом. Однако в боевых искусствах энергии тела описываются с точки зрения принятого в Китае традиционного представления об этих энергиях, которое мы находим в даосизме.
Буддизму свойственно стремление развить этическую самодисциплину и способность к концентрации сосредоточиться на реальности, мудро проникая в суть вещей и преодолевая заблуждения; а также разрешить собственные проблемы и максимально помочь окружающим. Боевые искусства являются техникой, дающей возможность развить те качества личности, которые могут быть использованы для достижения этой цели.
В течение многих столетий буддийские тексты переводились на китайский язык с санскрита и индоевропейских языков Центральной Азии. Китайский канон более обширен, ибо он включает также тексты Махаяны. Правила дисциплины и обеты для монахов и монахинь несколько отличаются от принятых в традиции Тхеравады, потому что китайцы следуют другой школе Хинаяны (Дхармагупты).
Несмотря на то, что 85% обетов монахов, и монахинь те же самые, что и в текстах Тхеравады, незначительные различия существуют. В Юго-Восточной Азии монахи носят оранжевые или желтые одежды без рубашек. В Китае предпочитают одежду принятых в этой стране черного, серого и коричневого цветов с длинными рукавами, что вызвано традиционными конфуцианскими представлениями о скромности. В отличие от Тхеравады и поздних тибетских традиций в Китае существует традиция полностью посвященных монахинь.
Собственно
китайская буддийская традиция существует
в наше время в очень ограниченных
масштабах в Китайской Народной Республике.
Она наиболее распространена на Тайване,
а практикуется в Гонконге, в заморских
общинах китайцев на Сингапуре, в Малайзии,
Индонезии, Таиланде, Вьетнаме и на Филиппинах,
а также в Соединенных Штатах и других
странах, где осели китайцы.
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ БУДДИЗМА В КУЛЬТУРАХ ИНДИИ И КИТАЯ.
После IV в. н.э. в монастырских университетах Индии продолжалась устная разработка идей буддизма. Значительное развитие получили логика и философия школ Сарвастивады и Махаяны. Учение Будды послужило основой для разработки различных философских систем, например, Вайбхашики и Саутрантики в Сарвастиваде, Читтаматры, известной также как Виджнянавада и Мадхьямики, включая Сватантрику и Прасангику, в Махаяне. Самое главное различие между ними, помимо многих менее значительных, состоит в том, что каждая следующая из этих систем дает более тонкий анализ действительности, так как именно незнание индивидуумом действительности является причиной периодического неконтролируемого повторения его проблем.
Многие индийские учителя, придерживавшиеся различных точек зрения, оставили комментарии ко многим священным текстам Будды. Среди наиболее известных авторов были Нагарджуна, написавший комментарии к Мадхьямике, и Асанга, сочинивший комментарии к Читтаматре. Именно в этот период Читтаматра и Мадхьямика попали в Китай и существовали там как отдельные школы, однако в середине IX в. они заглохли.
Тексты тантр, относящиеся к Махаяне, и особенно к Мадхьямике, передавались со времени Будды особенно тайно, их начали записывать, вероятно, во II-III вв. н.э. Тантра подчеркивает использование воображения с применением техник визуализации самого себя в образе Будды, в различных его обликах при полном осознании соответствующей реальности
Представляя самого себя уже обладающим телом и разумом Будды, мы создаем причины для более быстрого достижения этого объединяющего состояния, чем с помощью обычных махаянских методов, и таким образом можем скорее начать помогать другим людям. Множество лиц, рук и ног у некоторых из изображений Будды имеет несколько уровней, символически представляющих различные реализации на пути. Их визуализация помогает одновременно удержать в уме все эти прозрения, которые они символизируют с тем, чтобы более эффективно способствовать воссозданию всеведущего ума Будды.
Теперь существуют четыре класса тантр. В Китай и Японию попали преимущественно первые три класса и частично четвертый. Однако именно он с течением времени получил наиболее полное развитие в Индии. В четвертом классе тантр, Ануттара-йоге, акцент на работе с различными тонкими энергиями тела для обретения доступа к наиболее тонкому уровню сознания, чтобы затем использовать его как инструмент постижения реальности с целью разрешения собственных проблем и обретения способности помогать другим наиболее эффективно.
В
течение этого времени Махаяна
вместе с тантрой распространилась
из Индии, особенно из ее восточных
районов, в страны Юго-Восточной
Азии. Эти учения попали в Шри-Ланку (Цейлон)
и Мьянмар (Бирма), однако они не стали
господствующими, так как ранее там утвердилась
Тхеравада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Буддизм – это самая древняя религия на планете, которая возникла на много веков раньше, чем христианство и ислам. Буддизм и буддийская религиозная литература играют огромную роль в общественной, культурной и духовной жизни народов многих стран.
Огромное количество канонических источников-текстов буддийской религиозной литературы существует в священных писаниях. Буддийская литература воспевает отшельничество, монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким человеческим чувствам, доступным большинству людей.
Одним
из главнейших литературных источников
буддизма являются сочинения под
названием Типитаки. Это сборники
правил монашеского поведения, и
различные религиозно-
Характерная особенность буддизма заключается в его приспособляемости к культурам различных стран, где он получил свое распространение.
Буддизм
получил широкое
Для
примера, можно привести тибетский
буддизм, где присутствует некоторое влияние
шаманизма, преимущественно в таких ритуалах,
как привязывание к деревьям молитвенных
флагов, выполнение всевозможных обрядов
с целый умилостивить духов, хранителей
горных перевалов и т. д. Данная традиция
существует и в наши дни, но она столь тесно
слилась с буддизмом, что практически
является еще одной его линией.
ЛИТЕРАТУРА.