Философия Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:09, реферат

Описание

Термин «восточная философия» условен, он употребляется западными мыслителями для обозначения философских мировоззрений, отличных от мировоззрения, оформившегося в западной культуре. Однако в этом понятии не отражается вся уникальность философских идей, выкристаллизовавшихся на обширной территории к востоку от Греции в различных природных, культурных, политических, исторических условиях.

Содержание

Введение 3
I. Предпосылки возникновения философии в Древнем Востоке 5
II. Философия Древней Индии 8
2.1 Становление и особенности древнеиндийской философии 8
2.2 Священные книги древней Индии 10
III. Философия Древнего Китая 13
3.1 Особенности развития философии в Китае 13
3.2 Этико-религиозные учения Древнего Китая 15
Заключение 16
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.docx

— 48.64 Кб (Скачать документ)

I. Предпосылки возникновения философии В Древнем востоке. 

   Термин  «восточная философия» условен, он употребляется  западными мыслителями для обозначения  философских мировоззрений, отличных от мировоззрения, оформившегося в  западной культуре. Однако в этом понятии  не отражается вся уникальность философских  идей, выкристаллизовавшихся на обширной территории к востоку от Греции в  различных природных, культурных, политических, исторических условиях.

   Обычно  в понятие «восточная философия» включаются философские системы древней Индии, древнего Китая, других восточных цивилизаций древности – Египта, Вавилона, Ирана, Финикии, Японии, а позднее – философские идеи, вызревавшие в арабо-мусульманском мире.

   В данном пособии мы ограничимся изложением философских традиций древнего востока, прежде всего – Индии и Китая.

   Философия начала формироваться в первой половине первого тысячелетия до нашей  эры (VII–VI вв. до н.э.) одновременно в Греции, Индии и Китая. К числу причин, приведших к подобному интеллектуальному расцвету – рождению философии, ученые относят следующие:

  • скачок в развитии производительных сил,
  • появление товарно-денежных отношений,
  • перестройка родовой организации общества,
  • возникновение первых государств,
  • рост оппозиции традиционной религии,
  • критика нормативных нравственных установок и представлений,
  • усиление критического духа и рост научных знаний (характерный для древнегреческой философии).

   Безусловно, процесс развития философии происходил в различных странах не одинаково. К примеру, в Индии философия  формировалась благодаря противостоянию кшатриев (воинов) и брахмáнов (жрецов). А поскольку власть брахманов опиралась не на физическую силу, а на силу слова – мифологическое мировоззрение, то и борьба приняла мировоззренческий характер. В свою очередь, и роль вайшьев (крестьян, ремесленников) – основного сословия Индии – в формировании нового представления о мире была незначительна, в отличие от Греции, в которой формирование философии было тесно связано с городским демосом. Все это обусловило специфический характер древнеиндийской философии, которая сохранила связь с мифолого-религиозным мировоззрением.

   Китайская философия зародилась в период борьбы царств, на которые распалась империя  Чжоу, новое сословие населения пыталось реализовать принципы справедливого  мироустройства, выступая за  отмену наследования государственных должностей и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от их происхождения. Несмотря на то, что  китайская философия также не смогла полностью дистанцироваться от мифологического мышления, все  же ее характер определяется исследователями  в большей степени как нравственно-практический, нежели религиозный. В табл.1 представлены мировоззренческие истоки возникновения древневосточной философии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица №1.

    Мировоззренческие истоки возникновения

    древневосточной философии

Страна Время возникновения Истоки философии
Древняя Индия VI-V вв. до н.э. ведийская мифология, запечатленная в священных книгах – ведах и упанишадах, в которых вызревают идеи, становящиеся предметом дальнейшего осмысления:

Ÿ представление о Пуруше – первочеловеке, принесшего себя в жертву ради возникновения мира,

Ÿ представление о Брáхмане – безличном духовном начале мира,

Ÿ представление о космическом законе гармонии мира – рите,

Ÿ представление о непрерывном перерождении индивидуальных душ – сансаре и мн. др.

Древний Китай VI – III вв. до н.э. китайская мифология, закрепленная в различных памятниках культуры «Ши цзин», «И-цзин», в которых появляются идеи, впоследствии ставшие предметом философского осмысления:

Ÿ представление о двух полярных силах бытия – Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах мира;

Ÿ представление о Дао как о космическом законе или пути, которым следует мир;

Ÿ о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода, Металл, Дерево);

Ÿ о тождестве человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма) и др.

    II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

2.1. Становление  и особенности древнеиндийской  философии.

   В середине I тысячелетия до нашей эры одновременно с Грецией возникает философия в Индии. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.

     Существуют общие закономерности  развития древнеиндийской  философии.  Во-первых, самосознание древних  индийцев  конструируется по типу  родовых субстанциально-генетических  связей. Род объективирует свое  сознание в природе, но себя  из нее не выделяет. Такое соотношение  природы, человека и сознания  в первоначальной или первой  индийской философии реализуется  в мировоззренческих концепциях  о духовном и телесном единстве  человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием  структурно-функциональных трансформаций  родового сознания. Геометрия и  стереометрия космического времени,  пространства и пластики сознания  древних индийцев содержат в  себе возможность числовой абстракции  философской категории, которая  затем проявляется в философских  учениях. В-третьих, телесно-духовные  оппозиции категорий верха и  низа предваряют активную познавательную  работу мышления во всех сферах  возникающей философии. Выбор  предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности,   веданта избирает миф, миманса - ритуал и т.д.

          Первая философия закладывает  прочные основания традиционализма  в сознании. Тем самым она начинает  обслуживать устойчивые социально-экономические  системы, сохранившиеся в Индии   вплоть до ХХ века. На каждом  историческом этапе развития  индийского  общества духовная  древность тесно соседствовала  с современностью.

     Во-вторых, для древнеиндийской философии  является характерным то, что  естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за небольшим  исключением, более или менее  адекватного выражения в философии.  В-третьих, для древнеиндийской  философии был характерен глубокий  традиционализм

   К мировоззренческим истокам древнеиндийской  философии относят священные  книги – веды и упанишады. В таблице №2 представлены священные книги древней Индии. 

Таблица № 2.

  Священные книги древней Индии

Веды Упанишады
период  формирования:

вторая  половина II (XV в.) – начало I тысячелетия до н.э.

период формирования:

XIII–VII вв. до н.э.

санскр. veda – знание санскр. upa-ni-sad – сидеть около, т.е. у ног учителя
священные книги индусов, представляющие собой  сборники гимнов, богослужебных формул, мифов, легенд религиозно-философское  произведение, примыкающее к Ведам  как объяснение их тайного смысла; иногда его называют «ведантой» (букв.пер. «конец Вед»)
 

2.2 Священные книги древней Индии.

   Веды  – первый памятник мысли древних  индийцев. "Веда", в переводе с санскрита означает "знание". Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.

   Веды  состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так  далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них  содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них – Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них – Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть Вед – Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед – Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть Вед – Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (религиозно-идеалистических и материалистических).

   Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или – "тайное, сокровенное знание") – философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало – Брахман, или атман. Брахман и атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а атман – души. Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской философии (и прежде всего – веданты). В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и атмана с материальной первопричиной мира – пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

   Красной нитью через все Упанишады  проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение  в знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты – одно с тем").

   Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной  концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и  бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского  объяснения первопричины и первоосновы  явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется  стремление объяснить внешний и  внутренний мир, состоящим из четырех  или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как  недифференцированное бытие, а его  развитие как последовательно прохождение  этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же – газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу.

   Познание  и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно  познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее – познание истины, т.е. духовного  абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.

Информация о работе Философия Древнего Китая