Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:09, реферат
Термин «восточная философия» условен, он употребляется западными мыслителями для обозначения философских мировоззрений, отличных от мировоззрения, оформившегося в западной культуре. Однако в этом понятии не отражается вся уникальность философских идей, выкристаллизовавшихся на обширной территории к востоку от Греции в различных природных, культурных, политических, исторических условиях.
Введение 3
I. Предпосылки возникновения философии в Древнем Востоке 5
II. Философия Древней Индии 8
2.1 Становление и особенности древнеиндийской философии 8
2.2 Священные книги древней Индии 10
III. Философия Древнего Китая 13
3.1 Особенности развития философии в Китае 13
3.2 Этико-религиозные учения Древнего Китая 15
Заключение 16
Список использованной литературы
I.
Предпосылки возникновения
философии В Древнем
востоке.
Термин
«восточная философия» условен, он употребляется
западными мыслителями для
Обычно в понятие «восточная философия» включаются философские системы древней Индии, древнего Китая, других восточных цивилизаций древности – Египта, Вавилона, Ирана, Финикии, Японии, а позднее – философские идеи, вызревавшие в арабо-мусульманском мире.
В данном пособии мы ограничимся изложением философских традиций древнего востока, прежде всего – Индии и Китая.
Философия начала формироваться в первой половине первого тысячелетия до нашей эры (VII–VI вв. до н.э.) одновременно в Греции, Индии и Китая. К числу причин, приведших к подобному интеллектуальному расцвету – рождению философии, ученые относят следующие:
Безусловно,
процесс развития философии происходил
в различных странах не одинаково.
К примеру, в Индии философия
формировалась благодаря
Китайская
философия зародилась в период борьбы
царств, на которые распалась империя
Чжоу, новое сословие населения пыталось
реализовать принципы справедливого
мироустройства, выступая за отмену
наследования государственных должностей
и за равные возможности для всех
образованных китайцев, независимо от
их происхождения. Несмотря на то, что
китайская философия также не
смогла полностью дистанцироваться
от мифологического мышления, все
же ее характер определяется исследователями
в большей степени как
Таблица №1.
Мировоззренческие истоки возникновения
древневосточной философии
Страна | Время возникновения | Истоки философии |
Древняя Индия | VI-V вв. до н.э. | ведийская
мифология, запечатленная в священных
книгах – ведах и упанишадах, в
которых вызревают идеи, становящиеся
предметом дальнейшего осмысления:
представление о Пуруше – первочеловеке, принесшего себя в жертву ради возникновения мира, представление о Брáхмане – безличном духовном начале мира, представление о космическом законе гармонии мира – рите, представление о непрерывном перерождении индивидуальных душ – сансаре и мн. др. |
Древний Китай | VI – III вв. до н.э. | китайская
мифология, закрепленная в различных
памятниках культуры «Ши цзин», «И-цзин»,
в которых появляются идеи, впоследствии
ставшие предметом философского осмысления:
представление о двух полярных силах бытия – Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах мира; представление о Дао как о космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода, Металл, Дерево); о тождестве человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма) и др. |
II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
2.1. Становление и особенности древнеиндийской философии.
В середине I тысячелетия до нашей эры одновременно с Грецией возникает философия в Индии. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.
Существуют общие
Первая философия закладывает
прочные основания
Во-вторых, для древнеиндийской философии
является характерным то, что
естественнонаучные знания (астрономия,
физика) не находили, за небольшим
исключением, более или менее
адекватного выражения в
К
мировоззренческим истокам
Таблица № 2.
Священные книги древней Индии
Веды | Упанишады |
период
формирования:
вторая половина II (XV в.) – начало I тысячелетия до н.э. |
период формирования:
XIII–VII вв. до н.э. |
санскр. veda – знание | санскр. upa-ni-sad – сидеть около, т.е. у ног учителя |
священные книги индусов, представляющие собой сборники гимнов, богослужебных формул, мифов, легенд | религиозно-философское произведение, примыкающее к Ведам как объяснение их тайного смысла; иногда его называют «ведантой» (букв.пер. «конец Вед») |
2.2 Священные книги древней Индии.
Веды – первый памятник мысли древних индийцев. "Веда", в переводе с санскрита означает "знание". Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.
Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них – Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них – Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть Вед – Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед – Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть Вед – Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (религиозно-идеалистических и материалистических).
Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или – "тайное, сокровенное знание") – философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало – Брахман, или атман. Брахман и атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а атман – души. Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской философии (и прежде всего – веданты). В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и атмана с материальной первопричиной мира – пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.
Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты – одно с тем").
Упанишады
и изложенные в них идеи не содержат
логически последовательной и целостной
концепции. При общем преобладании
объяснении мира как духовного и
бестелесного в них представлены
и другие суждения и идеи и, в частности,
делаются попытки натурфилософского
объяснения первопричины и первоосновы
явлений мира и сущности человека.
Так, в некоторых текстах
Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее – познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.