Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:07, контрольная работа
Возникновение философии связано с периодом разложения первобытнообщинного строя и формированием первых классовых обществ. Рождению философии способствовали некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера того времени: это скачок в развитии производительных сил (переход от бронзы к железу), появление товарно-денежных отношений, развитие торговли и ремёсел, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и её идеологам в лице сословия жрецов, усиление критического духа и рост научных знаний.
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение философии в древнем Китае.
Основные этапы развития философской мысли в Древнем Китае.
Особенности развития китайской философии.
Философское направление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ.
В середине I тысячелетия
до н.э. в трёх очагах древней цивилизации
(в Китае, Индии и Греции) практически
одновременно возникает философия.
Несомненно, что восточная культура
и цивилизация возникла раньше, чем
западная. В древнем Китае и
Индии философия возникла в III-II тысячелетии
до н.э., в Греции - в VII-VI веках до н.э.
Общей закономерностью для
Возникновение философии связано с периодом разложения первобытнообщинного строя и формированием первых классовых обществ. Рождению философии способствовали некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера того времени: это скачок в развитии производительных сил (переход от бронзы к железу), появление товарно-денежных отношений, развитие торговли и ремёсел, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и её идеологам в лице сословия жрецов, усиление критического духа и рост научных знаний.
Общность генезиса не исключает своеобразия путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации.
Древнекитайское государство
- типичная «восточная» деспотия с
крайним социальным неравенством, закостеневшей
социальной иерархией, абсолютной властью
обожествляемого главы
Внешняя сторона жизни
китайцев характеризовалась весьма
устойчивым консерватизмом, традиционализмом,
сложным формализмом ритуалов. Все
отношения между китайцами были
подчинены обязательному
Древнекитайская предфилософия в значительной мере связана с древними книгами. Это «Пятикнижие», которое включало в себя «Книгу песен», «Книгу истории», «Книгу перемен», «Книгу обрядов», позднее созданную летопись «Чунь-цю». «Пятикнижие» было основой образованного китайца на всём протяжении древне- и средневековой истории Китая.
В центре внимания китайцев
- общество, его история, отношения
между людьми. Однако были и довольно
отвлечённые космогонические
Ян и Инь олицетворяют
соответственно свет и тьму, тепло
и холод, упорство и податливость,
мужское и женское начала и
приобретают всё более
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ.
Отношение между первоначалами
характеризовалось двумя
Зарождаются предфилософские
представления о некой пневме
(эфире) «ци» - первобытной субстанции,
состояниями которой
Выделяют следующие основные этапы развития философской мысли в Древнем Китае:
- этап зарождения философских
воззрений (начала
- этап расцвета философской
мысли (соперничество «ста
- философия в эпоху династии Хань (II в. до н.э. - I-II вв. н.э.), конфуцианство становится государственной идеологией;
- философия в III-X вв., усиление влияния даосизма и буддизма, неоконфуцианства (Конфуций + некоторые положения даосизма).
Древнекитайская философия возникает в период Чжаньго - «золотой век китайской философии». Для раннего (доханьского) периода характерны плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область философии. Философские школы в Китае складываются в VI в. до н.э. Причём, философия, развивавшаяся анонимно, становится авторской, будучи связанной с именами конкретных мудрецов.
Существовало 6 основных школ
древнекитайской философии: конфуцианство,
моизм, легизм, даосизм, школа инь-ян
(натурфилософы) и школа имён (софисты).
Большинство из этих школ - этико-политические,
меньшинство - метафизические. В поздний
(послеханьский) период первая группа
решительно преобладает, даосы и
буддисты рассматриваются как
Многочисленные школы
в Китае соотносились с конфуцианством,
добившимся во II в. до н.э. официального
статуса государственной
Основателем древнекитайской философии и «создателем» духовного облика китайца был Кун Фуцзы, ставший известным в Европе через два тысячелетия после своей смерти как Конфуциус (русск. - Конфуций), годы жизни 551-479 гг. до н.э.
Главная конфуцианская книга - «Лунь-юй» («Беседы и высказывания», записанные учениками философа мысли как его самого, так и его учеников). Эту книгу образованный китаец выучивал наизусть в детстве и руководствовался ею всю жизнь.
Учение Конфуция - искусство управления государством. Политика у него тождественна этике. Конфуций полностью принимает ритуал поклонения небу, который существовал в Китае. Небо Конфуция - отвлечённая, безличная сила, судьба, дао, космический и нравственный закон. Это правильный путь, которому надо следовать. Важнейшей социальной функцией культа неба является освещение, сохранение и поддержание общественных устоев.
Обращаясь к главному предмету
своих размышлений - к обществу, Конфуций
находит его состояние
Конфуций формулирует высший нравственный императив (моральную заповедь): «Не делай другим того, чего не желаешь себе». «Золотая середина», или «золотая мера» регламентирует поведение человека.
Быть человеколюбивым - «значит любить людей». Человеколюбие относится к отношениям между сыновьями и отцами, младшими и старшими, чиновниками и государем. Сыновья должны любить своих отцов. Младшие - бояться старших. «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям - это основа человеколюбия» и всего социального порядка.
Человеколюбие - свойство не всех людей, а лишь благородных. Этика Конфуция основывается на делении людей на «благородных мужей» и на низких, на противопоставлении их друг другу.
В основе конфуцианского идеала управления лежит сила нравственного примера, а не принуждение и не насилие над народом. Народ представляется Конфуцию могущественной, но бездуховной массой. Его «можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему».
В соответствии со своей патриархальной теорией государства ключ к достижению повиновения низов верхам Конфуций видит в повиновении детей своим родителям. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям - это не только основа человеколюбия, но и основа социального повиновения. Сила примера, которую должны показать верхи низам, состоит прежде всего в следующем: «Если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости». Кроме того, для управления народом верхи должны соблюдать ритуал, проявлять чувство долга, показывать пример правдивости и справедливости.
Конфуцианское представление об обществе и государстве основано на идее личностных отношений, отдаёт первенство морали перед правом, убеждению и силе примера перед принуждением. Главное - это не страх, а доверие народа к своим правителям.
Таким образом, представление о человеческом совершенстве предполагает гуманность как следование правилам, ритуалу, этикету. Этикет включает в себя нормы непреходящей ценности (правдивость, доброта, смелость, моральный императив «то, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим») и первостепенные принципы добродетельности (уважение и подчинение сложившемуся разделению социальных ролей).
В качестве основы социальной
организации Конфуций выдвинул «ли»
- правило, церемониал, порядок, поддержание
рангово-иерархических
Социальной проблематике
подчинено и конфуцианское
Конфуцианство свыше двух
тысячелетий было официальной теорией,
определявшей нормы жизни Китая.
Под его влиянием сложились характерные
для Китая формы социально-
Таким образом, Мо-цзы сенсуалист и демократ, т.к. источник критерия истины у него - большинство, народ. Большое значение моисты придавали логике - умению вести рассуждения, считая, что понятия должны соответствовать действительности. Процесс познания они понимали как установление сходства и различия между явлениями, как разделение вещей по родам.
«Законники» (легисты) противопоставили
конфуцианскому ритуалу «ли» (ценность
добродетели, справедливости, человеколюбия)
свой закон «фа», понимаемый ими
исключительно как наказание. В
системе управления законники целиком
отказались от убеждения, от нравственного
принуждения, и перешли к политике
правового принуждения и
Легисты выдвинули концепцию равных возможностей и концепцию круговой поруки и личной ответственности. Крупным теоретиком и практиком легизма был Шан Ян. Он говорил о неизменно злой природе человека, которую можно держать в рамках лишь наказаниями и страхом.
Даосизм, в отличие от
рассмотренных выше школ, серьёзно
занимался вопросами
Наиболее глубоким и тёмным местом в даосизме является его учение о двух дао - безымянном (непостоянном) дао и дао, обладающим именем.
Даосскую картину мироздания
можно представить следующим
образом. Небытие первично. Это есть
дао, не имеющее имени. Оно не имеет
имени потому, что, назвав его, мы тем
самым превращаем его в бытие.