Философия древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание

Возникновение философии связано с периодом разложения первобытнообщинного строя и формированием первых классовых обществ. Рождению философии способствовали некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера того времени: это скачок в развитии производительных сил (переход от бронзы к железу), появление товарно-денежных отношений, развитие торговли и ремёсел, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и её идеологам в лице сословия жрецов, усиление критического духа и рост научных знаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Возникновение философии в древнем Китае.
Основные этапы развития философской мысли в Древнем Китае.
Особенности развития китайской философии.
Философское направление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 37.96 Кб (Скачать документ)

3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

 

Можно выделить две противоположные  точки зрения на историю китайской  культуры и философии, одна из которых  сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и  философии за счёт принижения последних, а другая - к превращению отдельных  элементов китайской культуры, в  том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для  подражания.

Особенности развития китайской  философии. Особое место в мировоззренческих  подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба. Небо первоначально трактуется как мифическое сверхъестественное существо, а затем  как синоним природы, естественного  хода вещей. Особое место в подходах китайцев к социальным явлениям имеет  проблема соотношения современности  и древности, и в этой связи  рассматриваются вопросы развития истории культуры, истории человеческой мысли.

Китайцы создали оригинальную систему взглядов на природу и  человеческое общество, на историю  развития культуры. Стержнем всей истории  китайской философской и общественно-политической мысли является триада: знания-действия-нравственность.

Исследователи истории философии  Китая выделяют следующие специфические  особенности её развития и содержания:

- Развитие философской  мысли опиралось на наивные  представления о мире и природе  как целостности, наивно-диалектический  характер взглядов на природу  и человеческое общество.

- Философские знания неразрывно  связаны с этикой и политикой.

- Философская мысль была  служанкой традиционности и учения  о канонах, что предопределило  такую её черту развития, как  изложение собственных взглядов  в виде комментария или толкования  классических конфуцианских и  других древних канонов. Поэтому  логические методы анализа и  синтеза не получили всестороннего развития и не оформились в логику как науку о законах и правилах мышления.

- Склонность рассматривать  предметы в их целостности,  органической взаимосвязи частей, преемственности развития, поэтому  природа, человек и дух рассматривались  как нечто органически единое, взаимосвязанное.

- Система категорий китайской  философии носит оригинальный  характер и имеет свои длительные  традиции развития. Важнейшие категории:, «Дао» - путь, закономерность, «Ци» - эфир, 5 первоэлементов, «Ли» - разум,  закон, «Ли» - правила поведения,  дух, истина, ясность, верность, применимость  и полезность, «Тайцзи» - великий  предел, «Ян-Инь» - борьба светлого  и тёмного начал и др.

В 221г. до н.э. в Китае пришла к власти династия Цинь. Время ее правления было весьма коротким (до 207 г. до н.э.), но значимым, так как  за это время вновь произошло  объединение Китая и формальная императорская власть наполнилась  реальным содержанием. Китай был  объединен единой властью и во время правления следующей династии Хань, вплоть до 220 г.н.э.

Столетие, предшествовавшее династии Цинь, было периодом государственного и социального разложения, в котором  соперничали в борьбе за власть, отмирающая родовая знать и набирающая силу олигархия. Родовая знать стремилась к возвращению прежних порядков, сложившихся во времена династии Чжоу (1021-404 до н.э.). Олигархия, сила которой  в обществе основывалась на экономических  принципах владения, выступала с  требованиями необходимости правового  закона (фа), согласно которому социальные отношения регулировались бы без  скидок на происхождение.

 

4 ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

 

Историки, которые занимались этой эпохой (эпохой «воюющих государств»), определяют этот расцвет философии  как соперничество ста школ. Ханьский историк Сыма Тань (ум. в 110 г. до н.э.) выделяет шесть следующих философских  направлений:

1) школа пяти элементов  (у син)

2) школа конфуцианцев (жу  цзя);

3) школа моистов (моцзя);

4) школа имен (мин цзя);

5) школа законников (фа  цзя);

6) школа пути и силы, даосы (дао дэ цзя, Дао цзя).

В «Ши цзи» («Исторические  записки») Сыма Цяня (II-I вв. до н.э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Одни школы названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие - по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого учения.

На ранних этапах развития китайской философии. Например, даже во времена Конфуция и Мо-цзы, отношение  этих мыслителей к основному вопросу  философии не выражалось прямо. Вопросы  о сущности человеческого сознания, его отношения к природе, материальному  миру не были определены достаточно четко. Во взглядах философов содержались  значительные элементы религиозных, мистических  представлений прошлого.

Конфуцианство

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Государство трактуется Конфуцием  как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие  зависят от старших. Изображаемая Конфуцием  социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные  люди», «простолюдины», «низкие», «младшие»  должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем  самым Конфуций выступал за аристократическую  концепцию правления, поскольку  простой народ полностью отстранялся  от участия в управлении государством. Его политический идеал состоял  в правлении аристократов добродетели  и знания, а не родовой знати  и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления  отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных  строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв, прежде всего, обращен к правящим, поскольку  соблюдение ими требований добродетели  играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении  подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

В целом добродетель в  трактовке Конфуция - это обширный комплекс этика - правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о  людях (шу), почтительного отношения  к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, представляет собой единство моральных и правовых явлений.

Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало  влиятельным течением этической  и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

Конфуций (551-479 до н.э.), учитель  Кун, мыслитель (собственное имя  Кун Цю) считается первым китайским  философом. Сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, позже  в течение ряда лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец  жизни посвятил ученикам, их обучению и упорядочению некоторых классических книг (цзин). Большой авторитет и  почти обожествление он приобрел в эпоху династии Хань и вплоть до новейшего времени почитался  мудрецом и первым учителем.

Мэн-цзы (Мэн Кэ -371 - 289 до н.э.) был продолжателем Конфуция, защищал  конфуцианство от нападок со стороны  других тогдашних школ. В рамках развития конфуцианства Мэн-цзы  выработал концепцию человеческой природы; он развивал мысли Конфуция о моральном благе и отношении  образованного к этому благу. Благо - абстрактная этическая категория, под которой подразумевается  порядок (ли) при следовании путем (дао). Благо в каждом человеке может  реализоваться четырьмя добродетелями:

1) человечности (жэнь),

2) исправности (и),

3) вежливости (ли),

4) знания (чжи).

Даосизм

Одним из важнейших Направлений  развития философской мысли в  Китае наряду с конфуцианством был  даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек,

Лао-цзы (старый учитель) считается  старшим современником Конфуция.

Дао (путь) господствует везде  и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму  всему на свете. Проявляется Дао  через Дэ - свое материальное воплощение в вещах и поведении человека. Человек - часть великого тела мира. Он способен улавливать его ритм, гармонию, путь.

Дао является обобщенным понятием о закономерности развития мира. Изначально Дао пустотно. Пустотность его  неисчерпаема. В даосизме считалось  высшим искусством - умение использовать вещи и людей, не истощая их, Пустотность  сравнивалась с флейтой, из которой  идут звуки благодаря её полому пространству внутри.

С точки зрения даосизма мир рождается путем деления  на два: «Когда все узнают, что прекрасное является прекрасным, появится и безобразное, что добро является добром, появится и зло. Поэтому бытие и небытие  порождают друг друга, трудное и  легкое создают друг друга, высокое  и низкое взаимно определяются, Звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следует друг за другом».

 «Совершенно мудрый действует бездействием и учит молчанием».

Школа пяти элементов

Пять элементов (у син) - вода, огонь, дерево, металл, земля - являются центральной темой философии  Цзоу Яня (III в. до н.э.).

Цзоу Янь умозрительным  путем создал концепцию развития мира, в основе которой пять сменяющихся  элементов. Элементы сменяются согласно своему характеру, который, определяется силой. При ее помощи они преодолевают сопротивление друг друга в следующем  порядке: земля; дерево, побеждающее  землю; металл, который побеждает  дерево; огонь, который побеждает  металл; вода, которая побеждает  огонь, и вновь земля, которая побеждает воду. Характер сил взаимного преодоления был приписан пяти элементам с точки зрения их использования человеком.

Концепция школы пяти элементов  находит отклик в дальнейшем развитии китайской философии.

Школа имен

Философы школы имен обратили внимание на необходимость объяснения наименования вещей из них же самих, на неточность чисто внешнего наименования вещей лишь по отдельным чувственным  знакам. Философами этой школы можно  назвать Инь Вэнь-цзы и Дэн  Си-цзы; последний точно сформулировал  цель школы имен: «Истина, открывающаяся  исследованием имен, является высшей истиной. Имена, открытые истиной, являются всеобщими именами. Когда эти  два способа взаимно соединяются  и дополняются, человек обретает вещи и их имена».

Школа моистов

Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди (479-391 до н.э.). Главное внимание в  ней, прежде всего, уделяется проблемам  социальной этики, которая связывается  посредством строгой организации  с деспотической властью главы. Физический труд в школе был основой  пропитания ее послушников.

Школа законников

Основателем школы (легистов) «законников» (фацзя) был правитель  области Шан-Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Шан Ян выступал с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые  наказания.

Представления легистов о  жестоких законах как основном средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между  населением и государственной властью. Эти взаимоотношения носят характер по принципу «кто кого»: «Когда народ  сильнее своих властей, государство  слабое; когда же власти сильнее  своего народа, армия могущественна».   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Горелов А.А. Основы философии: уч. пособ. М.: Академия, 2003. - 256 с.
  2. Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии. М., 1991. - 208 с.
  3. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии М.: Радикс, 1994. - 112 с.
  4. Малявин В.В. Китайская цивилизация М.: Астрель 2001. - 216 с.
  5. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура/В.Ф.Мартынов.-3-е изд., стереотип. Минск: ТетраСистемс, 2000.
  6. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов/Е.М.Скворцова.- М.:ЮНИТИ,1999.-406с.
  7. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. - М.: ЮНИТИ, 1995.

Информация о работе Философия древнего Китая