Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:07, контрольная работа
Возникновение философии связано с периодом разложения первобытнообщинного строя и формированием первых классовых обществ. Рождению философии способствовали некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера того времени: это скачок в развитии производительных сил (переход от бронзы к железу), появление товарно-денежных отношений, развитие торговли и ремёсел, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и её идеологам в лице сословия жрецов, усиление критического духа и рост научных знаний.
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение философии в древнем Китае.
Основные этапы развития философской мысли в Древнем Китае.
Особенности развития китайской философии.
Философское направление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Можно выделить две противоположные точки зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за счёт принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры, в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.
Особенности развития китайской
философии. Особое место в мировоззренческих
подходах китайцев занимает проблема
отношений человека и неба. Небо
первоначально трактуется как мифическое
сверхъестественное существо, а затем
как синоним природы, естественного
хода вещей. Особое место в подходах
китайцев к социальным явлениям имеет
проблема соотношения современности
и древности, и в этой связи
рассматриваются вопросы
Китайцы создали оригинальную
систему взглядов на природу и
человеческое общество, на историю
развития культуры. Стержнем всей истории
китайской философской и
Исследователи истории философии Китая выделяют следующие специфические особенности её развития и содержания:
- Развитие философской
мысли опиралось на наивные
представления о мире и
- Философские знания неразрывно связаны с этикой и политикой.
- Философская мысль была
служанкой традиционности и
- Склонность рассматривать
предметы в их целостности,
органической взаимосвязи
- Система категорий китайской
философии носит оригинальный
характер и имеет свои
В 221г. до н.э. в Китае пришла
к власти династия Цинь. Время ее
правления было весьма коротким (до
207 г. до н.э.), но значимым, так как
за это время вновь произошло
объединение Китая и формальная
императорская власть наполнилась
реальным содержанием. Китай был
объединен единой властью и во
время правления следующей
Столетие, предшествовавшее
династии Цинь, было периодом государственного
и социального разложения, в котором
соперничали в борьбе за власть,
отмирающая родовая знать и набирающая
силу олигархия. Родовая знать стремилась
к возвращению прежних
4 ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ.
Историки, которые занимались этой эпохой (эпохой «воюющих государств»), определяют этот расцвет философии как соперничество ста школ. Ханьский историк Сыма Тань (ум. в 110 г. до н.э.) выделяет шесть следующих философских направлений:
1) школа пяти элементов (у син)
2) школа конфуцианцев (жу цзя);
3) школа моистов (моцзя);
4) школа имен (мин цзя);
5) школа законников (фа цзя);
6) школа пути и силы, даосы (дао дэ цзя, Дао цзя).
В «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (II-I вв. до н.э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Одни школы названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие - по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого учения.
На ранних этапах развития китайской философии. Например, даже во времена Конфуция и Мо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросу философии не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания, его отношения к природе, материальному миру не были определены достаточно четко. Во взглядах философов содержались значительные элементы религиозных, мистических представлений прошлого.
Конфуцианство
Фундаментальную роль во всей
истории этической и
Государство трактуется Конфуцием
как большая семья. Власть императора
(«сына неба») уподобляется власти отца,
а отношения правящих и подданных
- семейным отношениям, где младшие
зависят от старших. Изображаемая Конфуцием
социально-политическая иерархия строится
на принципе неравенства людей: «темные
люди», «простолюдины», «низкие», «младшие»
должны подчиняться «благородным мужам»,
«лучшим», «высшим», «старшим». Тем
самым Конфуций выступал за аристократическую
концепцию правления, поскольку
простой народ полностью
Будучи сторонником
В целом добродетель в трактовке Конфуция - это обширный комплекс этика - правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, представляет собой единство моральных и правовых явлений.
Уже вскоре после своего
возникновения конфуцианство
Конфуций (551-479 до н.э.), учитель Кун, мыслитель (собственное имя Кун Цю) считается первым китайским философом. Сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, позже в течение ряда лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни посвятил ученикам, их обучению и упорядочению некоторых классических книг (цзин). Большой авторитет и почти обожествление он приобрел в эпоху династии Хань и вплоть до новейшего времени почитался мудрецом и первым учителем.
Мэн-цзы (Мэн Кэ -371 - 289 до н.э.)
был продолжателем Конфуция, защищал
конфуцианство от нападок со стороны
других тогдашних школ. В рамках
развития конфуцианства Мэн-цзы
выработал концепцию
1) человечности (жэнь),
2) исправности (и),
3) вежливости (ли),
4) знания (чжи).
Даосизм
Одним из важнейших Направлений развития философской мысли в Китае наряду с конфуцианством был даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек,
Лао-цзы (старый учитель) считается
старшим современником
Дао (путь) господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Проявляется Дао через Дэ - свое материальное воплощение в вещах и поведении человека. Человек - часть великого тела мира. Он способен улавливать его ритм, гармонию, путь.
Дао является обобщенным понятием о закономерности развития мира. Изначально Дао пустотно. Пустотность его неисчерпаема. В даосизме считалось высшим искусством - умение использовать вещи и людей, не истощая их, Пустотность сравнивалась с флейтой, из которой идут звуки благодаря её полому пространству внутри.
С точки зрения даосизма мир рождается путем деления на два: «Когда все узнают, что прекрасное является прекрасным, появится и безобразное, что добро является добром, появится и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, высокое и низкое взаимно определяются, Звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следует друг за другом».
«Совершенно мудрый действует бездействием и учит молчанием».
Школа пяти элементов
Пять элементов (у син) - вода, огонь, дерево, металл, земля - являются центральной темой философии Цзоу Яня (III в. до н.э.).
Цзоу Янь умозрительным путем создал концепцию развития мира, в основе которой пять сменяющихся элементов. Элементы сменяются согласно своему характеру, который, определяется силой. При ее помощи они преодолевают сопротивление друг друга в следующем порядке: земля; дерево, побеждающее землю; металл, который побеждает дерево; огонь, который побеждает металл; вода, которая побеждает огонь, и вновь земля, которая побеждает воду. Характер сил взаимного преодоления был приписан пяти элементам с точки зрения их использования человеком.
Концепция школы пяти элементов находит отклик в дальнейшем развитии китайской философии.
Школа имен
Философы школы имен обратили
внимание на необходимость объяснения
наименования вещей из них же самих,
на неточность чисто внешнего наименования
вещей лишь по отдельным чувственным
знакам. Философами этой школы можно
назвать Инь Вэнь-цзы и Дэн
Си-цзы; последний точно сформулировал
цель школы имен: «Истина, открывающаяся
исследованием имен, является высшей
истиной. Имена, открытые истиной, являются
всеобщими именами. Когда эти
два способа взаимно
Школа моистов
Моистская школа получила
название по имени основателя Мо Ди
(479-391 до н.э.). Главное внимание в
ней, прежде всего, уделяется проблемам
социальной этики, которая связывается
посредством строгой
Школа законников
Основателем школы (легистов) «законников» (фацзя) был правитель области Шан-Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Шан Ян выступал с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания.
Представления легистов о
жестоких законах как основном средстве
управления тесно связаны с их
пониманием взаимоотношений между
населением и государственной властью.
Эти взаимоотношения носят
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ