Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:27, курсовая работа
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве и земледелии. В XII веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до III в. до н.э.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ КИТАЯ 6
2. ОСНОВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ 9
2.1. КОНФУЦИАНСТВО 9
2.2. ДАОСИЗМ 15
2.3. МОИЗМ 18
2.4. ЛЕГИЗМ 19
3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КИТАЙСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 22
Список используемой литературы 32
Оглавление
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве и земледелии. В XII веке до н.э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до III в. до н.э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим
элементом древнекитайской
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляло собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - Инь и Ян (Ян - мужское светлое начало, Инь – женское темное начало), которые занялись упорядочением мира.
В
мифах о происхождение
Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовало вплоть до первого тысячелетия до н.э.
Разложение
первобытнообщинного строя и
появления новой системы
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. До н.э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. “Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действие всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические придания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы немало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов – историческими личностями, используемые для проповеди конфуцианского учения.
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не было исключением в этом отношении и история Древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связано с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекающие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы представляют, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «Золотом веке».
Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “Великом пределе” – тайцзи, о силах Ин и Ян и даже о Дао, ведут свое начало от мифологических и примитивных религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “Восьми стихиях”.
Наряду с появлением космогонических концепций. В основе лежали силы Ян и Инь, возникает наивно-материалистические концепции, которые, прежде всего, были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. До н.э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию – нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философских – политических и этических школ. Этот период характеризуется рассветом культуры и философии.
В
таких литературно –
Философия и религия Древнего Китая уникальны. Не случайно философия и религия стоят рядом, ибо это два основных направления философии Древнего Китая – конфуцианство и даонизм трудно отделить от религии. Это два основных направления философии и в тоже время, по мнению многих видных ученых – это две основные веры Китая. Более того, на протяжении исторически длительного периода конфуцианство и даонизм были господствующей верой Китая. И в этом смысле философия Древнего Китая является уникальной. Частично это объясняется тем, что философия Древнего Китая начало свое развитие и формирование в изоляции, не испытывая влияние со стороны.
К концу II тысячелетия до н.э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, наиболее сильное из которых – Чжоу – поглотило государство Шан-Инь. Длительный и неоднородный этап, растянувшийся с XI по III в. до н.э. и получивший название периода Чжоу, отмечен целым рядом важнейших культурных преобразований. Особенно значительные изменения в социальной и духовной жизни страны произошли в середине I тысячелетия до н.э. так называемого периода «Чжань го» (Воюющих царств, V-III вв. до н.э.). Иньские культурные традиции к этому времени уступили место новым веяниям.
Замена к середине I тысячелетия до н.э. каменных и бронзовых орудий железными открыла новые возможности для развития земледелия и ремесел. Усовершенствовались ирригационные сооружения, улучшилась техника земледелия, появились в обращении монеты. В древнекитайском государстве возникли новые города. Накопились и неразрывно сплетенные с мифологией и древнейшими культами научные сведения о мире. Они воплотились в VII в. до н.э. в создании лунно-солнечного календаря, а в IV в. до н.э. звездного каталога.
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н.э. и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н.э.
Период складывания философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Ханьшуй ( VIII-VI вв. до н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичными процессами в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.
Одновременно история становления и развития философии неразрывно связано с классовой борьбой в обществе, отражая эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое, освящавшее авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итоге столкновение взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии – материалистического и идеалистического – с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.
Специфика
Китайской философии
Другая особенность развития китайской философии связано с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили. За небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование.
Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись, друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирование цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, призираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее наивно материалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.
Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития.
Обособленность древнекитайской философии от естествознания и неразрывность вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайских школ метод логического анализа оставался фактически неизвестным.
Наконец, для Китайской философии была характерно тесная связь с философией.
Первую классификацию философских школ представил Сыма Тань ( II-I вв. до н.э.) в трактате «Основные указания о шести школах» Сыма Тань условно выделил шесть школ: «натурфилософы» (инь-ян цзя), «ученые-конфуцианцы» (жу цзя), «монеты» (мо цзя), «школа имен» (мин цзя), «законники» (фа цзя), «даосисты» (дао дэ цзя). Его сын, знаменитый историк Сыма Цянь, включил трактат в свои «Записки историка». Классификацию продолжил Лю Синь (II в. до н.э.). Она сохранилась в повторении ее Бань Гу (32-92 гг. н.э.) в «Истории ранней династии Хань». К названным выше Лю Синь довавил еще четыре школы: «дипломаты» (цзун хэн цзя), «эклектики» (цза цзя), «аграрники» (нун цзя), «литераторы» (сяо шо цзя). Последняя не имела самостоятельного значения и общее число школ таким образом равнялось девяти.
С
позиции историко-философской
Среди названых школ в качестве направлений выделяют даосизм, конфуцианство и учение «Книги перемен».
Фундаментальную роль в истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.