Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 04:12, контрольная работа
Контрольная работа по "Философии"
Контрольная работа № 2
Тема: «Философия Древнего Востока»
Задание 1.
ДАО - одна из важнейших категорий в китайской классической философии. Первоначально Дао означало “путь”, “дорогу”. Впоследствии понятие “Дао” было применено в философии для обозначения “пути” природы, ее закономерности. Вместе с тем Дао приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие “этическая норма” (даодэ). В мышлении Дао означает “логику”, “резон”, “аргумент” (дао-ли).
ДАОСИЗМ - учение о дао, или “пути” (вещей), возникло в Китае в 6—5 вв. до н. э.
ДИ - этический принцип конфуцианства, означающий уважение к старшим.
ДЭ - «Благодать», «добродетель», («качество», «дарование», «достоинство», «достояние», «доблесть», «моральная сила», «закономерность»).
ДИАЛЕКТИКА - (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.
ЖЕНЬ - «человеколюбие», «гуманность», совокупный принцип идеального человеческого поведения. Жень - своеобразный нравственный закон, следуя которому, можно избежать недружелюбия, алчности, ненависти и т.п.
ИНЬ И ЯН - основные понятия древне-китайской философии. В “Книге перемен” (“И' цзин”) ян и инь служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д.
КОНФУЦИАНСТВО - одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Основоположник — Конфуций (55)— 479 до н. э.), взгляды которого были изложены его последователями в книге “Лунь юй” (“Беседы и суждения”). Центральное место в учении Конфуция занимает концепция “жэнь” (“человеколюбие”), представляющая собой систему идей “чжун” (“преданность государю”), “и” (“верность долгу”), “сяо” (“сыновняя почтительность”), “куань” (“великодушие”), “ди” (“уважение к старшим”) и др.
ЛИ - (в кит. философии) - понятие, означающее закон, порядок вещей, форму и т. п. Идеалисты истолковывали Ли как духовное, нематериальное начало в противоположность материальному началу, цu. В конфуцианстве понятие Ли означало основной этический принцип, регулирующий отношения между людьми в различных сферах жизни, нормы их поведения.
У-ВЭЙ (недеяние) - Принцип недеяния как высшая форма поведения (у вэй) положен даосистами в основу их концепции управления. Совершенный мудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем - «дао». Он ни во что не вмешивается, не мешает дао. Поэтому «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». По мнению древнекитайского мудреца, все зло и несчастья в жизни народа происходят из-за нарушений правителями естественного закона дао в общественной жизни. Социальный идеал даосов реакционен в том смысле, что они связывали с культурой отход от дао.
У-СИН - Основными категориями, при помощи которых древнекитайские философы пытались осмысливать мир, были такие понятия, как у син - «пять первоэлементов» (металл, дерево, вода, огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивное и активное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового трудового опыта и наблюдений за явлениями природы. У-син - этический принцип конфуцианства, означающий почтение к родителям.
ЧЖУН - ЧЖУН ШУ (кит. – преданность и взаимность/великодушие) – категории этики конфуцианства, подразумевающие осуществление золотого правила нравственности. Объединяются в бином чжун шу в высказывании ученика Конфуция – Цзэн-цзы, где чжун шу предстает условием «пути (дао) мудреца» («Лунь юй»).
ШЭНЬ - (китайский – дух, а также духи, душа, одухотворение, одухотворенность, духовность, разум, разумность, святость, непостижимое, чудесное) – категория китайской философии и культуры.
ШЕНЬ-ЖЕНЬ – человек, не стремящийся к делам.
ЖЭНЬ - (гуманность, человечность, милосердие, доброта) – одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический – «[родственная] любовь/жалость к людям»
ЦИ - основное понятие китайской натурфилософии обозначает жизненную силу, понимание вещей как текучих,подвижных. Первоначальное значение — “воздух”, “пар”, “дыхание”. Имеет весьма широкое содержание — первоматерия, основная материя природы, “жизненная сила” и т. д.
Задание 2.
«Философия Древнего Китая: основные школы и представители»
Китай являет собой цивилизацию особого типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и «Сражающихся царств». Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.
Философы, первооснователи и распространители разных школ, странствующие конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный строй, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными классами и социальными группами населения в обществе, заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни общества. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами,- вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Другая особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, т.к. философы, как правило не считали нужным обращаться к материалам естествознания.
Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. Обособленность древней китайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики является одной из главных причин того, что формирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайский философских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.
Первыми источниками китайской
духовности и образованности, где
были зафиксированы эти
Возникновение китайской философии
относится примерно к тому же времени,
что и зарождение древнегреческой
и древнеиндийской философии, в
середине I тысячелетия до н.э. Отдельные
философские идеи и темы, а также
многие термины, образовавшие потом
«основной состав» лексикона
традиционной китайской философии,
содержались уже в древнейших
письменных памятниках китайской культуры
- Шу цзине (Каноне [документальных] писаний),
Ши цзине (Каноне стихов), Чжоу и (Чжоуских
переменах, или И цзине - Каноне перемен),
сложившихся в первой половине I тысячелетия
до н.э., что иногда служит основанием для
утверждений (особенно китайских ученых)
о возникновении философии в Китае в начале
I тысячелетия до н.э. Данная точка зрения
мотивируется также тем, что в состав указанных
произведений входят отдельные самостоятельные
тексты, имеющие развитое философское
содержание, например, Хун фань (Величественный
образец) из Шу цзина или Си цы чжуань из
Чжоу и. Однако, как правило, создание или
окончательное оформление подобных текстов
датируется уже второй половиной I тысячелетия
до н.э.
Первым исторически достоверным творцом
философской теории в Китае был Конфуций
(551-479), осознавший себя выразителем духовной
традиции. Древнекитайскую философию
отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного
мировоззрения, она сохранила его общие
структуры и стабильный круг проблем и
понятий. Философские размышления носили
отчетливо выраженный практический характер,
они были сориентированы на решение морально-этических
и социально-политических проблем.
В ряду проблем, рассматриваемых в учениях о бытии (онтология), познании (гносеология), проблема человека, и в частности, его происхождение, сущность, место, занимаемое им в природе, и его роль в общественной жизни является одной из фундаментальных философских тем. С момента возникновения философии и до настоящего времени человек находился в центре ее внимания, а к сегодняшнему дню возникли и другие научные дисциплины (психология, физиология, медицина, педагогика), ставящие основной целью изучение различных сторон деятельности человека. Первые идеи о человеке начинают высказываться задолго, до того, как появилась философия. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас мифы и первобытные религиозные представления. Мыслители античности – в Древней Индии, Китае, Греции рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса, выступавшую как некий единый вневременной “строй”, “порядок” природы и включающий в себя все основные первоначала мира – воду, воздух, огонь, землю, эфир. Затем структурно человек рассматривается как состоящий из души и тела, которые представляют или две разнородные сущности, что продемонстрировано в учении Платона, или же, как это показано Аристотелем, две составляющие одной реальности. В древнекитайском обществе в силу устойчивости кровнородственной общины (патронимии) человек рассматривается как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрении природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию «человека вообще». Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида: он постепенно становился предметом размышления философов.
Взгляды сторонников даосизма не природу человека вытекают из их учения о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни – в следовании естественности и неделимости. Нарушение требований дао ведет к «затмению» природы человека, проявлению злых наклонностей и действий. Даосисты не отрицают значение совершенствования природы человека, признававшее внимание окружающей среды на человека и его природу, но главную свою задачу они видели в том, чтобы стремиться от влияния окружающего общества, которую они считали пагубным и неисправимым. Особенный упор на это делал Чжуан-цзы. Он полагал, что человек возник «вследствие изменений». В годы, отведенные ему природой, человек подвержен переменам, как все сущее, однако перемены эти происходят так быстро, что нет возможности противостоять им. Чжуан-цзы считал, что природа человека и окружающий мир вследствие своей бесконечности и скоротечности изменчивости непознаваемы. Природа человека – в естественности, жизнь – в не деянии. Поэтому, по Чжуан-цзы, кто чрезмерно нравственен, тот «затемняет» природу вещей, чтобы добиться славы и величия. «Человек, низкий для неба, [выглядит] благородным среди людей. Человек, благородный для неба, [выглядит] ничтожен среди людей.
Даосизм: китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители — Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан «Дао цзан» — свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов. Одним из важнейших Направлений развития философской мысли в Китае наряду с конфуцианством был даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, конструированием логически последовательных формул (как это делается в конфуцианстве), а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования.
У
истоков этого течения
Дао – это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Оно в принципе безымянно, везде проявляется, ибо есть «источник» вещей, но не является самостоятельной субстанцией, или сущностью. Само дао не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной энергетической деятельности. Дао (пути) внутренне присуща собственная творческая сила дэ, через которую дао проявляется в вещах при воздействии инь и ян. Понимание дэ как индивидуальной конкретизации вещей, для которых человек ищет имена, радикально отличается от антропологически направленного конфуцианского понимания дэ как нравственной силы человека. Онтологический принцип одинаковости, когда человек как часть природы, из которой он вышел, должен удержать это единство с природой, постулируется также гносеологически. Речь здесь идет о согласии с миром, на котором основывается душевное спокойствие человека.