Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 04:12, контрольная работа
Контрольная работа по "Философии"
Дао не имеет никакой определенности (поэтому его нельзя выразить словами), оно тождественно пустоте (небытию), но это рождающая пустота, в ней скрыты все возможности мира. Высказывая в такой, хотя и наивной форме глубокие диалектические идеи, даосы подчеркивали, что мир – непрерывное рождение и смерть всего, возникновение и возвращение. Все несет в себе дао, придающее миру гармонию и единство. И жизнь человека предопределена: он должен жить и поступать в соответствии с «естественностью», то есть, не нарушая закона дао. Люди поэтому не должны стремиться к активному действию, вмешиваться в естественный ход событий, тем более изменять его.
Даосисты в области теории познания занимали очень непоследовательную позицию, в сущности близкую к объективному идеализму. Так, признавая объективность мира, отрицая Бога и волю неба, они все же в конце концов объявляли идеальное, извечное, неизменное дао «началом неба и земли», «матерью всех вещей». Даосисты отрицали роль чувственных знаний, требовавших ухода из жизни от активной деятельности. Их главный принцип в познании: «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенно мудрый не ходит, но познает…». По их мнению, познание не имеет значения и, чес больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного дао. Чжуан-цзы довел до крайности эти стороны учения Лао-цзы и пришел к абсолютному релятивизму, отрицающему существование грани между истиной и ложью. «Вследствие того, что существует неправда; и наоборот». Главный тезис Чжуан-цзы в вопросе о достижении истины: «Прогоните мудрецов и отрекитесь от знания», «не уясняй истины и лжи». Отрицая возможность достижения истины в познании, он выступал против споров как метода достижения истины.
Конфуцианство, моизм и легизм исходят
из того, что человек - существо общественное.
Конфуций не мыслит послушного сына вне
семьи, как не мыслит и цзюнъ-цзы вне отношений
с обществом. Мо-цзы и легисты на первое
место выдвигают государство. Представители
этих школ никогда не выражали сомнения
в том, что место человека - в обществе,
среди ему подобных, и по отношению к обществу
он должен выполнять определенные обязанности.
Но именно этот тезис полностью отвергают
даосы, которые смотрят на общество как
на зло и призывают человека, вырвавшись
из его цепких объятий и стряхнув с себя
оковы ложных обязанностей и долга, вернуться
к природе и слиться с потоком незамутненной,
без ыскусственной и истинной вселенской
жизни.
Появление таких взглядов отражено уже
в "Лунь-юй", где рассказывается о
встрече ученика Конфуция Цзы-лу с отшельником.
В характеристике, которую дал Цзы-лу поведению
отшельника, впервые сформулированы важнейшие
расхождения между конфуцианством и тем
подходом к социальным проблемам, который
впоследствии был усвоен философами-даосами.
"Отказываться служить своей стране
неправильно, - сказал Цзы-лу. - Если отношения
между старшими и младшими не могут быть
нарушены, то как можно отказаться от обязанностей,
связывающих друг с другом государя и
подданного? Стремление сохранить свою
личную чистоту ведет к разрушению основы
человеческих взаимоотношений. Служа
своей стране, цзюнъ-цзы поступает по справедливости.
А то, что правда не может победить, он
знает давно". Далее приводятся слова
самого Конфуция, который, рассказав о
многих отшельниках, замечает: "Я не
таков. Я не говорю заранее "ты должен"
или "ты не должен". Будучи далек от
асоциальной позиции отшельников, Конфуций
решает вопрос, следует ли участвовать
в управлении, в зависимости от того, служит
ли при данных условиях политическая деятельность
воплощению в жизнь гуманности и справедливости.
По-видимому, взгляды отшельников еще
не были связаны с термином "дао"
, впоследствии обозначившим эту школу
древнекитайской мысли. Буквальное значение
"дао" - "дорога", "путь".
Но уже с отдаленной древности это понятие
стало употребляться и в переносном смысле,
в значении "пути человеческого".
Именно в этом смысле "дао" часто
встречается в "Лунь-юй". Философы-даосы
придали термину еще один, общефилософский
смысл. В даосских трактатах он обозначает
путь, которым следует вселенная, и вместе
с тем то невидимое и непостигаемое ни
ощущениями, ни интеллектом начало, в силу
которого вселенная появилась и развивается.
В приписываемой Лао-цзы книге "Дао-дэ-цзин"
("Классический канон пути и достояния")
говорится: "Есть нечто хаотическое,
но завершенное, существовавшее уже до
рождения неба и земли, беззвучное и бесформенное.
Неизменное и ни от чего не зависящее,
оно без устали вращается по кругу. Его
можно считать матерью Поднебесной. Имени
его я не знаю, но называю его "дао".
Начало дао, как бы воплощающее в себе
целостность мироздания, противопоставляется
даосами суетным людским делам и стремлениям.
Целью того, кто осознал ничтожество всего
мирского, должно быть слияние с дао с
помощью мистического просветления.
Конфуцианство - наиболее зрелая философская концепция, ее создателем был Кун Фу-цзы (551 - 479 гг. до н.э.), почтенный учитель Кун (европейское произношение Конфуций). По его мнению, верховной силой выступало Небо (тянь) – высшая безличная сила, следившая за порядком вещей и справедливостью в мире. Все отношения в обществе, права и обязанности людей также считались заданными Небом. Но главной в размышлениях китайского мудреца стала тема человека и общества. Он выстроил довольно стройное для своего времени этико-политическое учение, надолго сохранившее в Китае непререкаемый авторитет. Конфуций разработал систему специфических понятий и принципов, с помощью которых можно объяснить мир, а, действуя в соответствии с ними, обеспечить в нем надлежащий порядок: «Жень» (человеколюбие), «ли» (почтительность), «сяо» (почтение к родителям), «ди» (почтение к старшему брату), «чжун» верность правителю и господину) и другие. Основное среди них – «Жень» – своеобразный нравственный закон, следуя которому, можно избежать недружелюбия, алчности, ненависти и т.п. На основе их Конфуций сформулировал правило, названное впоследствии «золотым правилом нравственности»: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Эта максима заняла достойное место в философии, хотя и выражалась разными способами.
Принцип «Жень» в конфуцианской системе соотносился с другим, не менее важным – «ли», обозначавшим нормы общения и выражавшим практическое воплощение в жизнь этического закона. Этому принципу люди должны следовать всегда и везде, начиная с индивидуальных и семейных отношений и кончая государственными, внося, таким образом, в свои действия меру и упорядоченность. Все этические требования и установки Конфуция служили для характеристики личности, сочетавшей в себе высокие качества благородства, милосердия и доброты к людям с высоким социальным положением. Правильный путь – дао – позволял жить в полном согласии с собой и окружающим миром, не противопоставляя себя установленному Небом порядку. Это путь (и идеал) «благородного мужа», которому мудрец противопоставил «маленького человека», руководствовавшегося личной выгодой и себялюбием и нарушающем общепринятые нормы. Но, поскольку, люди по природе равны и отличаются лишь привычками, Конфуций указывает «маленькому человеку» путь к самоусовершенствованию: нужно стремиться преодолеть себя и возвратиться к «ли» – благопристойности, почтительному и уважительному отношению к другим. Учение китайского мыслителя проникнуто духом сохранения традиций как основы устойчивости общества. В обществе люди должны строить отношения, как в хорошей семье. Правители должны пользоваться доверием народа и воспитывать его на собственном опыте. Согласно принципу «чженмин» (исправление имен), каждый должен знать свое место в обществе: государь быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном. Тогда общество будет гармоничным и устойчивым. Государственной идеологии и впоследствии стало основой специфического китайского образа жизни, во многом определив китайскую цивилизацию.
Задание 3. Сравнительная таблица
Философия |
Отличительные особенности, специфические установки |
Школы и их представители |
Основные понятия и принципы |
Древнекитайская |
Лучший правитель — который оставляет людей в покое.
Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви.
Все должны печься о взаимной пользе. |
Даосизм (Самый известный представитель - Ван Хоэнхайм, который основал свою школу алхимии. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян-Чжу; Вэнь-цзы, Инь-Си. Представители более позднего даосизма:Гэ-Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань,ЧжанБодуань.)
Конфуцианство (Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Сунь-Вынь
Моизм (Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.)
Школа законников (Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.)
Школа Имен (Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.)
Школа «Инь-Ян» (Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан |
Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии.
Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством.
Смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости,
Занималась проблемами социальной теории и государственного управления.
Несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. |
Древнеиндийская |
Отстаивали принципы непричинения зла живому, отстранения от мирского богатства и верили, что человек с помощью своей духовности может контролировать материальную суть (тело) и управлять ею.
Основа учения о «четырех благородных истинах»
Мир по их мнению – комбинация четырех элементов: земля, вода, огонь, воздух. |
Джайнизм (Основоположник Махавир Вардхаман)
Буддизм (Основоположник Сиддхартх Гаутама)
Чарвака |
Представление о жизни как о страдании, которое связывалось с законом воздания.
Стрдание – такая же сторона бытия, как и освобождение от него.
Признание объективности мира и отрицали его сотворение каким-либо духовным началом. |
Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Чего не желаешь себе, того не делай другому.
Благородный муж думает о долге, а мелкий – о выгоде.
Государь должен быть государем, поданный – поданным, отец – отцом, сын – сыном.
Все течет как вода. Время бежит не останавливаясь.
Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое.
Конфуций разработал систему специфических понятий и принципов, с помощью которых можно объяснить мир, а, действуя в соответствии с ними, обеспечить в нем надлежащий порядок: «Жень» (человеколюбие), «ли» (почтительность), «сяо» (почтение к родителям), «ди» (почтение к старшему брату), «чжун» верность правителю и господину) и другие. Основное среди них – «Жень» – своеобразный нравственный закон, следуя которому, можно избежать недружелюбия, алчности, ненависти и т.п. На основе их Конфуций сформулировал правило, названное впоследствии «золотым правилом нравственности»: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Эта максима заняла достойное место в философии, хотя и выражалась разными способами.
Принцип «Жень» в конфуцианской системе соотносился с другим, не менее важным – «ли», обозначавшим нормы общения и выражавшим практическое воплощение в жизнь этического закона. Этому принципу люди должны следовать всегда и везде, начиная с индивидуальных и семейных отношений и кончая государственными, внося, таким образом, в свои действия меру и упорядоченность. Все этические требования и установки Конфуция служили для характеристики личности, сочетавшей в себе высокие качества благородства, милосердия и доброты к людям с высоким социальным положением. Правильный путь – дао – позволял жить в полном согласии с собой и окружающим миром, не противопоставляя себя установленному Небом порядку. Это путь (и идеал) «благородного мужа», которому мудрец противопоставил «маленького человека», руководствовавшегося личной выгодой и себялюбием и нарушающем общепринятые нормы. Но, поскольку, люди по природе равны и отличаются лишь привычками, Конфуций указывает «маленькому человеку» путь к самоусовершенствованию: нужно стремиться преодолеть себя и возвратиться к «ли» – благопристойности, почтительному и уважительному отношению к другим. Учение китайского мыслителя проникнуто духом сохранения традиций как основы устойчивости общества. В обществе люди должны строить отношения, как в хорошей семье. Правители должны пользоваться доверием народа и воспитывать его на собственном опыте. Согласно принципу «чженмин» (исправление имен), каждый должен знать свое место в обществе: государь быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном. Тогда общество будет гармоничным и устойчивым. Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к проявлению человечности (жэнь). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим. Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны с онтологическим пониманием истины, чем Конфуций специально не занимался. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение — это поведение с соблюдением порядка и человечности.
«Если я хочу быть человеколюбивым, человеколюбие (жэнь) приходит», - заявлял Конфуций. Жэнь — это и определенный тип поведения: «Если человек тверд, настойчив, прост, скуп на слова, он близок к человеколюбию». Конфуций сказал Цзы-чжану: «Тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять качеств, является человеколюбивым», — вот эти качества: «Почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других». Но этим понятием «жэнь» Конфуций не ограничивал представление о благородном муже. Такой человек должен был обладать еще и качеством «вэнь», что значило образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим, а также — чертой «хэ» — любезностью без льстивости, принципиальностью без навязывания другим своих взглядов, способностью налаживать вокруг себя добрые человеческие отношения.
Отсюда три основные
Будучи сторонником