Философия Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание

Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII – начале Viв. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса. тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Содержание

Введение 3
1. Досократические школы древнегреческой философии: проблематика и содержание учений 4
2. Софисты и Сократ 6
2.1. Философское учение софистов 6
2.2. Сократ: жизнь и характер философствования. Моральная философия Сократа 9
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИ1.docx

— 30.98 Кб (Скачать документ)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ  И УПРАВЛЕНИЯ

ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ » 

Тема : «Философия Древней Греции» 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнила:

                студентка 2курса специальности

                0604 (080105)

                                          заочной формы обучения

                                          Курбанов.Ш.А.оглы

                                          Шифр: 143

                                                Проверила:_______________ 
 
 
 
 

г. Москва

2011г 

Введение 

Введение 3

1.     Досократические школы древнегреческой философии: проблематика и содержание учений 4

2. Софисты и Сократ 6

2.1. Философское учение софистов 6

2.2. Сократ: жизнь и характер философствования. Моральная философия Сократа 9

Заключение 12

Список используемой литературы 13  
 

 
  

 

Введение

 

  

       Философия, развивавшаяся в античной  Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.

       Одним из важнейших явлений и результатов  исторического развития Древней  Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII – начале  Viв. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса. тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

       Древнегреческая философия возникла не как область  специальных философских исследований, а в неразрывной связи с  зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, а также  в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого  эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования.  Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение заключающее ответы на  вопросы наук: математических, естественных и общественных.  Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца античного мира утраты большей части почти всех произведений древнегреческой философии и науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ.  

 

1.     Досократические школы древнегреческой философии: проблематика и содержание учений

 

 

       Спецификой  древнегреческой философии в  её начальный период  является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phisis – природа). Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.  В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться  решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все произошло.

       Родоначальник греческой философии Фалес, рассматривал все   существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни – Солнце и другие светила, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подземные ключи, туманы, росы и т.д. Излагая учение Фалеса о воде как начале, великий греческий философ Аристотель употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, как крайняя точка, к которой мы приходим, отвлекаясь от конкретных состояний материи, первоначально, видоизменения которого и дают различные состояния.

       Аналогичные воззрения развивали Анаксимен  и Анаксимандр. У Анаксимена таким  первоначалом и субстратом всех вещей  является бесконечная стихия – воздух. У Анаксимандра – апейрон («бесконечное») – неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.

       Одним из наиболее крупных философских  учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита –«О природе». Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступает как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту – упорядоченный Космос; он вечен и бесконечен; он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений Огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. «Огня смерть – воздуха рождение и воздуха смерть – воды рождение. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха – огонь» и т.д.

       Все изменения мироздания у Гераклита  происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость –  это всеобщий закон – Логос. «Логос»  в дословном переводе с греческого означает «слово», но одновременно Логос  означает разум, закон. Всегда все совершается  по этому Логосу.

       Образование Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести  вещей. «Все течет, все изменяется, нет  ничего неподвижного». Для выражения  этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменяющегося Космоса  с текущей рекой, потоком. «На  входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые  воды». Движение по Гераклиту свойственно  всему существующему., вся природа, не останавливаясь изменяет свое состояние. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое».

2. Софисты и Сократ

2.1. Философское учение  софистов

       Софисты – условное обозначение группы древнегреческих  мыслителей середины V- первой половины VI вв. до н.э. Первоначально оно было синонимично слову «мудрый» и обозначало человека авторитетного в различных вопросах частной и общественной жизни. С середины Vв. до н.э. софистами стали называть появившихся тогда частных преподавателей красноречия и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни.

       Софисты навлекли на себя нападки со стороны  консервативных общественных групп (обвинение  в нечестивости против Протагора; изображение  Сократа в виде типичного софиста  в комедии Аристофана «Облака»).

       При оценке воззрений софистов мы наталкиваемся  на значительные трудности. Основные сочинения  софистов до нас не дошли, а изучение с помощью непрямых сведений сложно тем, что они не стремились создавать  определенную ценную систему знаний. Об их взглядах можно судить главным  образом по той полемике, которую  вели с ними Платон и Аристотель, находившиеся под их влиянием позднейшие авторы.

       При обучении софисты не придавали большого значения систематическому овладению  учащихся знаниями, их цель было обучить  учеников использовать приобретенные  знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный упор они делали на риторику.

       В античной софистике практически  невозможно найти цельные школы  или течения, скорее она характеризуется  пестротой воззрений и учений ее представителей. Натурофилософские проблемы интересовали софистов меньше, чем мыслителей предшествующих поколений, - чаще всего они принимали характер ионийской философии.  Некоторым общим признаком представителей софистов является их общественное положение

       Общей чертой учений софистов был релятивизм, нашедший классическое выражение в  Положении Протагора: «Человек –  мера всех вещей». Этому способствовал  самый характер деятельности софистов: они должны были научить обратившегося  к ним молодого человека убедительно  защищать свою точку зрения. Основой  такого обучения было представление  об отсутствии абсолютной истины и  объективных ценностей. Сопоставление  противоречивых норм, господствовавших у различных народов, быстрый  распад традиционной идеологии в  греческих городах расшатывали  представление о божественном нравственном едином законе. Неизвестному софисту  принадлежит дошедшее до нас сочинение  «Двоякие речи». Относительность понятий  добра и зла «Двоякие речи»  доводят почти до карикатуры:» Болезнь есть зло для умирающих; а для продавцов вещей, нужных для похорон и для могильщиков – благо».

       Важнейшую роль в мировоззрении играло противопоставление природы как элемента относительно постоянного человеческому закону или установлению.

       Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопонесской войны (431-404 до н.э.). Во время Аристотеля софизм уже приходит в упадок. Относительно исторической последовательности говорят о «старших» и «младших» софистах.

       К старшим  (вторая половина Vв до н.э.) причисляют Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

       Горгий (ок. 483-373 до н.э.). Он являлся виднейшим сторонником релятивизма среди софистов. Его релятивизм граничит со скептицизмом. В сочинении «О не-сущем или о природе» Горгий последовательно приводил три тезиса:

       1.     ничего не существует;

       2.     если что-то и существует, то его нельзя познать;

       3.     если что-то и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому лицу.

       При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию, напоминающую аргументацию элеатов. Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит в принятии определенной предпосылки из которой потом выводится следствие, ведущее к спору.

       Горгий весьма точно различает значения слов и использует изменения значения в разном контексте. Манипуляция с речью, ее логической и грамматической структурой, характерна и для других софистов. Большое внимание  он обращал на риторику и ее теорию, на влияние словесного воздействия на слушателей. Речь он считал наилучшим и совершеннейшим инструментом человека.

       Вклад Горгия в  философию не ограничивается лишь риторикой, его релятивизм и скептицизм, осознание различия между познаваемым и познающим, между мыслью и ее изложением сыграли позитивную роль в конфронтации с элейской философией.

       Релятивизм  проявляется и в произведениях  другого представителя старших  софистов – Протагора (ок. 481-411 до н.э.)

       В его воззрениях наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация старших софистов. Протагор говорит, что «материя текуча, поэтому нечто  постоянно приходит на место того, что отходит, а восприятия преобразуются  и изменяются соответственно возрасту и прочему состоянию тел». Материализм  Протагора связан с атеизмом. Приписываемый  ему трактат «О богах» начинается мыслью: «О богах ничего не могу знать: ни что они существуют, ни что  они не существуют, ни какое они  имеют подобие». По  сохранившимся сведениям Протагор был обвинен в безбожии и вынужден оставить Афины Большинство мыслей Протагора относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности.

       Наиболее  выдающимся представителям младших  софистов относят Ликофрона, Алкидамена, Трасимаха.

Информация о работе Философия Древней Греции