Философия Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание

Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII – начале Viв. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса. тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Содержание

Введение 3
1. Досократические школы древнегреческой философии: проблематика и содержание учений 4
2. Софисты и Сократ 6
2.1. Философское учение софистов 6
2.2. Сократ: жизнь и характер философствования. Моральная философия Сократа 9
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИ1.docx

— 30.98 Кб (Скачать документ)

       Хотя  некоторые софисты были последователями  аристократической партии, большинство  из них целиком и  полностью стояли на стороне рабовладельческой демократии. Их философские воззрения по большей части имели материалистический и атеистический характер.

2.2. Сократ: жизнь и  характер философствования. Моральная философия  Сократа

 

 

       У греков времен Сократа не было обычая писать биографии. Они ставили на первый план общественную деятельность человека как гражданина полиса и  уделяли мало внимания его личной жизни; полноценным гражданином  полса они считали того, кто активно участвовал в общественной жизни и заботился о благе полиса как единого целого. Эллины не мыслили себя вне полиса и политики. Не случайно греческие философы (Демокрит, Аристотель) определяли гражданина полиса как общественно-политическое существо.

       Возможно, историки мало знали бы о жизни  и личности Сократа, если бы его деятельность не стала предметом судебного  разбирательства, в результате которого ему был вынесен смертный приговор. Само же судебное преследование и  осуждение Сократа приобрели  характер принципиального общественно-политического  вопроса, вокруг которого вскоре после  его смерти разгорелась острая идейная  борьба между теми, кто считал преследование  философа правомерным, и теми, кто  был с этим в корне не согласен.

       Достоверно  известно, что Сократ был казнен в 339г. до н. э., когда ему было 70 лет. Это значит, что он родился в 469г. до н.э. или годом раньше. По роду деятельности отец Сократа Софрониск был то ли квалифицированным каменотесом, специализировавшимся на отделке мрамора для скульптурных работ, то ли ничем не отличившимся ординарным скульптором. Во всяком случае, имея в виду отношение своего отца к художественной деятельности, Сократ в шутку говорил, что его род восходит к Дедалу – предку всех скульпторов. Мать Сократа Фенарета была повивальной бабкой, в связи с этим Сократ делал забавное сравнение своего метода ведения беседы с повивальным искусством.

       Сократ  получил такое же первоначальное образование, которое имели молодые  афиняне его времени. Он был сведущ в науках своего времени (в частности, в математике, астрономии и метеорологии), а в молодые годы увлекался  науками о природе.

       По  имущественному положению Сократ скорее был беден, чем богат; он получил  небольшое наследство и, по словам  современников, вел неприхотливый образ жизни и не жаловался на свою судьбу.

       Об  общественно-политической деятельности философа ученые собрали  достаточно полные сведения. В период Пелопонесской войны Сократ принимал участие в трех военных операциях в качестве гоплита (тяжело вооруженного пехотинца) и проявил себя мужественным и выносливым воином, не теряющим присутствия духа при отступлении войска и верным по отношению к боевым соратникам. За год до начала Пелопонесской войны Сократ участвовал в осаде Потидеи, которая объявила о своем выходе из Афинского союза.

       Сократ  проявил не только военную доблесть на полях сражений, но и гражданское  мужество в сложных перипетиях обществено-политической жизни своей родины. Правда, в вопросе об участии в политике государства, в деятельности его учреждений Сократ избрал весьма своеобразную позицию. Он сознательно избегал участия в государственной жизни, мотивируя это принципиальным расхождением его внутреннего убеждения относительно справедливости и законности с наблюдаемым множеством «несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве» (Платон. Апология, 32а). В то же время он не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей (посещение народного собрания, участие в суде присяжных и т.п.), налагаемых на него законами государства.

       Вопреки нежеланию Сократа выступать  на общественно-политическом поприще  и занимать сколько-нибудь ответственную  государственную должность, на склоне лет ему пришлось играть роль активного  политического деятеля и на деле доказать, в какой степени он способен защищать законность и справедливость перед лицом своих сограждан  наперекор воле большинства из них. Это произошло в конце Пелопонесской  войны.  

       Во  времени Сократа появилось два  типа философов: философы и те, кто  обучали философии и риторике. К первым относился Сократ, ко вторым – софисты.

       Форма философствования Сократа – диалог, предполагающий непосредственный контакт  собеседников, совместный поиск истины. Философская деятельность Сократа  носила форму диалогов, бесед и  споров. Он сознательно отказывался  от письменных сочинений, считал их преградой, мешающей общению людей; диалог же –  подлинная, «живая и одушевленная речь знающего человека. Вне настоящего диалога, согласно Сократу, нет подлинной мудрости, но возможны мнимомудрость и многознайство. В сократовском диалоге каждый из собеседников выступает как равный. В диалоге имело целью ориентировать собеседника на самопознание, на раскрытие последним своего внутреннего мира. Поэтому искусство задавать вопросы Сократ рассматривал как средство, с помощью которого он содействует «рождению» истины в голове собеседника, помогает ему «разрешиться» от бремени мыслей. Это вопросно-ответное (диалектическое) искусство он сравнивал с повивальным искусством и в шутку называл «майевтикой».

       В словах: «…я ничего не знаю… И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать» – весь Сократ, вся, почти вся «формула» его философии, весь пафос его поиска истины. Он был уверен, что незнание, точнее, знание о своем незнании в конечном счете обернется знанием. Иначе говоря, незнание является предпосылкой знания: оно стимулирует поиск, заставляет поразмыслить и поискать.

       Сократ  настоятельно требовал, чтобы собеседник прежде всего исходил из того, что он считает истинным. В нахождении истины он видел главный критерий, отличающий диалектику, «искусство вести рассуждения»от эристики, искусства спора, искусства словесного состязания. Только в «слове и рассуждении» становится возможным постижение истинной сущности вещей. Сократ считал Диалектиком того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы.

Заключение

 

 

       Спецификой  древнегреческой философии в  её начальный период  является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phisis – природа). Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.  В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться  решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все произошло.

       В период своего становления человеческое познание направлено “вовне”, на объективный  мир. И первые греческие философы стремятся  сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ: именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как “первонауки” к философии в подлинном смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова, - это переосмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием.

       Перенос акцента в философском размышлении  с природы на человека означал  не просто более широкое и всесторонее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной переворот в разработке мировоззренческой проблематики.

       Список  используемой литературы

 

       1.     Асмус В.Ф. Античная философия, М., 2006

       2.     История философии /под ред. Мапельман В.М., Пенькова

       3.     История философии И.И.Богута, М., 2007

       4.     Кессиди Ф.Х. Сократ, М., 2005

       5.     Радугин А.А. Философия, М.,2007

       6.     Рассел Б. История западной философии, Новосибирск, 2008

       7.     Философский энциклопедический словарь, М., 2007

       8.     Чанышев А.Н.  
 

Информация о работе Философия Древней Греции