Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:20, контрольная работа
Древнегреческая философия — одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н.э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.
Введение………………………………………………………………3
1.Досократовский период философии… ……………………………4
2.Классический период………………………………………………6
3.Период Эллинизма…………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………
Министерство
образования и науки
ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный
университет»
Колледж экономики, права и информатики.
Контрольная работа
Дисциплина: Философия
Тема: Философия Древней
Греции.
Выполнила: Мусанова В.В.
Проверила: Исаченко
И.И.
Сыктывкар 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Досократовский период философии… ……………………………4
2.Классический период………………………………………………6
3.Период Эллинизма…………………………………………………8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Древнегреческая философия — одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н.э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.
Греческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принято выделять несколько важнейших периодов.
Первый — зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.
Второй — зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.
Третий этап — закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
1.Досократовский период
Сами
античные авторы, задававшиеся вопросом
об историческом начале философии, указывали
как на её родоначальников на фигуры семи
мудрецов. Один из них, Фалес Милетский(VII-Vi
вв.до н.э.), со времени Аристотеля считается
первым философом Греции. Он — представитель милетской
школы, к которой также принадлежали Анаксимандр,
Поиск первоначала (основы) мира
- характерная черта античной, в
особенности ранней античной
философии. Проблемы бытия,
Стихийный материализм и диалектика получили развитие в творчестве мыслителей эфесской школы, ярким представителем которой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.). Выходец из знатного аристократического рода, он отстаивал интересы своего класса, но в историю философии вошел прежде всего как «отец диалектики». Согласно его философии, мир един, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Природа и мир представляют собой вечный процесс движения и изменения огня. Разрабатывая идею вечного движения, Гераклит развивает учение о логосе как необходимом и закономерном процессе. В этом процессе и заключается причина, источник движения. Гераклит имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего. Вследствие этого все изменяется, течет; нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Философ высказывал мысли о взаимном переходе борющихся противоположностей друг в друга: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.
Философия Гераклита резко критиковалась представителями школы элеатов - мыслителями из города Элеи. Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 – 480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.). Формирование античной философии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и до сих пор вызывают у философов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы. Апории дошли до нас в изложении Зенона, поэтому их называют апориями Зенона (“Движущиеся тела”, “Стрела”, "Ахиллес и черепаха” и др.). По мнению элеатов, кажущаяся способность тел перемещаться в пространстве, т.е. то, что мы видим как их движение, на самом деле противоречит множественности. Это означает, что невозможно из одной точки попасть в другую, так как между ними можно найти множество других точек. Любой объект, перемещаясь, должен постоянно находиться в какой- либо точке, а так как их бесконечное множество, то он не движется и находится в состоянии покоя. Именно поэтому быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, а летящая стрела не летит. Вычленяя понятие бытия, они обозначают им единую, вечную, неподвижную основу всего существующего. Идеи, обозначенные в апориях, опровергались много раз, доказывалась их метафизичность и абсурдность. В то же время попытка объяснения движения, изменений носит диалектический характер. Элеаты показали современникам, что важно искать противоречия в объяснении реальности.
Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).
Пифагор поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Он учил, что основой мира является число: «Число владеет вещами». Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число «десять», которое философы считали идеальным.
Большую роль в развитии античной философии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита (V – IV вв. до н.э.). Левкипп утверждал, что вечный материальный мир состоит из неделимых атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Вихри движения атомов образуют миры. Предполагалось, что вещество, пространство, время нельзя делить до бесконечности, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты – атомы вещества, амеры (атомы пространства), хроны (атомы времени). Данные идеи позволили частично преодолеть кризис, вызванный апориями Зенона. Демокрит истинным миром считал бесконечную, объективную реальность, состоящую из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними, количественными чертами: формой, величиной, порядком и положением. Благодаря вечному движению создается естественная необходимость сближения атомов, что в свою очередь приводит к появлению цельных тел. Своеобразно представляется и душа человека. Атомы души имеют тонкую, гладкую, круглую, огненную форму и более подвижны. Наивность идей атомистов объясняется неразвитостью их воззрений. Несмотря на это, атомистическое учение оказало огромное влияние на последующее развитие естествознания, материалистической теории познания. Последователь Демокрита Эпикур конкретизировал учение Демокрита и в отличие от него полагал, что органы чувств дают абсолютно точные представления о свойствах и особенностях предметов и процессов окружающей действительности.
Демокрит,
с его энциклопедически всеохватывающим
мышлением, вместе со своим полулегендарным
предшественником Левкиппом и демокритовской
школой, является завершением досократовской
космологии.
2.Классический период
Этот
период связан с философским учением
софистов. (Софизм – философское
направление, основывающееся на признании
двусмысленности понятий, умышленно
ложном построении умозаключений, формально
кажущихся правильными, выхватывании
отдельных сторон явления). Софистов
называли мудрецами, а сами себя они
называли учителями. Их целью было –
дать знания (причем, как правило,
это делалось за деньги) во всех возможных
областях и выработать в учениках
способность к различного рода деятельности.
Они сыграли огромную роль в становлении
техники философской дискуссии.
Их размышления о практическом значении
философии представляли практический
интерес для последующих
Благодаря
трём самым выдающимся представителям
греческой философии — Сократу,
Классика
античной философии связана с
величайшими мыслителями
Платон
развил теорию познания. Он считал, что
истинное познание – это познание
мира идей, которое осуществляется
разумной частью души. При этом различались
чувственное и интеллектуальное
знание. Платоновская «теория воспоминаний»
объясняет основную задачу познания
— вспомнить то, за чем наблюдала
душа в мире идей, прежде чем спустилась
на землю и воплотилась в
Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии (древняя Академия — 348—270 до н. э., средняя — 315—215 до н. э., новая — 160 до н. э. — 529 н. э.); важнейшие представители средней Академии — Аркесилай и Карнеад; новой — Цицеро и Марк Таренций Варрон (116-28 до н. э.); за Академией следует «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).
Платоном рассмотрены многие другие философские проблемы, среди которых заслуживают внимания учение «об идеальном государстве», теория космоса, этическое учение.
Богатое
философское наследие Платона критически
переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист
Аристотель.
Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птоломей (ок. 150 н. э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Радосский (ок. 70 до н. э.).