Философия Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:20, контрольная работа

Описание

Древнегреческая философия — одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н.э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1.Досократовский период философии… ……………………………4
2.Классический период………………………………………………6
3.Период Эллинизма…………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии.docx

— 63.33 Кб (Скачать документ)

Учение  Аристотеля оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление  и развитие не только философии, но и европейской культуры в целом. Во-первых, Аристотель значительно  шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват  всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие  философии. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику»  и «второй философии» - физику. «Метафизика»  – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. Она отвечает на вопросы как  исследовать причины  первых или высших начал,  познать  «бытие, поскольку оно бытие», получить знание о субстанции, Боге и субстанции сверхчувственной. В учении о материи  и форме Аристотель рассматривает  два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие  материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).

     Изучение  бытия возможно лишь с помощью  логики  (органон – орудие для  изучения бытия). Логика, по мнению Аристотеля, имеет методологическое  значение для познания.

     Продолжая традицию своего учителя Платона, Аристотель большое внимание уделяет душе человека, разрабатывает свою этику. Характерной  особенностью философии Аристотеля является колебание между материализмом  и объективным идеализмом, диалектикой  и недиалектическим методом. 

3.Период  Эллинизма

     Основными течениями эллинистической философии  являлись стоицизм и эпикуреизм.

     Философское направление - стоицизм просуществовал с III века до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стои (Афины), их жизненный идеал – невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Стоицизм как учение вобрал в себя многое из предшествующей греческой философии. Можно выделить несколько разделов этой философии: физику, логику и эстетику. В физике стоики стояли на позициях пантеизма. Бог—Логос, Логос—природа. Логос у стоиков тождествен материи и Богу и одновременно божественному разуму. Все люди мира причастны Логосу. По давней античной традиции огонь считался стоиками основным элементом мироздания.

     Значительное  место в творчестве стоиков занимали проблемы логики. Они делили ее на риторику и диалектику, понимая под последней  искусство достижения истины с помощью  спора. Но все же вершиной стоической философии является ее эстетическое учение. В нем получили обоснование  основные категории этики стоиков: автаркия - самоудовлетворение, независимость, обособление; атараксия - невозмутимость, полное спокойствие, безмятежность; квиетизм - безучастное, пассивное отношение  к жизни; аффект; вожделение; страсть; апатия - бесстрастие. Конечной целью  человека является счастье. Добродетельность – это жизнь в согласии с  природой-Логосом. Имеется четыре добродетели  в жизни: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

     Эпикуреизм, существовавший одновременно со стоицизмом, связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Им была основана своя школа - «Сад Эпикура», источником философского учения которой явилось учение милетской школы о первооснове всего сущего, диалектика Гераклита, учение о наслаждении.  Эпикур стал продолжателем традиций атомистического учения, дополнив его понятиями: атомного веса, криволинейности, случайности движения атомов и др.  В теории познания он отстаивал сенсуализм, безгранично доверяя показаниям органов чувств  и не доверяя разуму. Как и стоицизм, эпикуреизм большое место в своей философии отводит этическому учению. Главным принципом, целью жизни человека объявляется наслаждение, удовольствие. Средством в борьбе со страданиями, способом достижения спокойствия души (атараксии) и счастья (эвдемонии) Эпикур считает следование сущности разумных человеческих моральных требований.

       Еще более целостную атомистическую  картину мира представил в  своем учении римский мудрец  Тит Лукреций Кар (ок. 96 – 55 гг.до н.э.), который дополнил ее положениями о вечности бытия, неразрывности движения и материи, множественности объективных качеств материи ( цвет, вкус, запах, и т.п.). Его философией завершается развитие материализма Древнего мира.

     Следует подчеркнуть, что многообразие философских  идей периода античности дает основание  для вывода о том, что в древнегреческой  философии содержатся в зародыше, в виде гениальных догадок, почти  все позднейшие типы мировоззрений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии  вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии  приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли.

      Древнегреческая философия стала одной из самых  ярких страниц в истории мировой  философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Здесь философия  по-настоящему стала сама собой. По сути дела, греческая философия явилась  мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность. Русский исследователь культуры А.Ф. Лосев отмечал, что античная философия – это «цельный лик, ...единораздельная, живая и целостная историческая структура.»

 

Список литературы:

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Хрестоматия по философии. М., 1997.
  1. Философия. Учебник. Под общей редакцией  Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева; Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
  1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа. 1981
  2. А.Ф.Лосев, Античная философия истории; Москва, изд-во «Наука», 1977

 

 
 

Информация о работе Философия Древней Греции