Философия Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:40, реферат

Описание

Людвиг Фейербах является одним из ярчайших представителей немецкой классической философии. Его учение оставило глубокий след в истории философии и оказало серьезное влияние на взгляды современников и потомков. Наглядно отражает развитие учения Фейербаха биография философа.
Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в городе Ландсгуте в Баварии. Его семья была достаточно передовой для того времени и придерживалась прогрессивных антифеодальных взглядов. Отец Людвига был очень образованным человеком, криминалистом и пользовался широкой популярностью.

Содержание

1.Философская биография Фейербаха 2
2. Антропологический материализм Фейербаха 6
3. Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

 

1.Философская  биография Фейербаха

 

     Людвиг  Фейербах является одним из ярчайших представителей немецкой классической философии. Его учение оставило глубокий след в истории философии и оказало серьезное влияние на взгляды современников и потомков. Наглядно отражает развитие учения Фейербаха биография философа.

      Людвиг  Фейербах родился 28 июля 1804 года в городе Ландсгуте в Баварии. Его семья была достаточно передовой для того времени и придерживалась прогрессивных антифеодальных взглядов. Отец Людвига был очень образованным человеком, криминалистом и пользовался широкой популярностью.

      Первоначальное образование Людвиг получил в местной гимназии, что позволило ему в 1823 году поступить в Гейдельбергский Университет. Свое обучение Людвиг начал на факультете теологии, однако, уже через год, в 1824 году, он разочаровался в теологии и захотел посвятить свою жизнь изучению философии. Фейербах переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Но через некоторое время Фейербах понимает, что его не удовлетворяет абстрактный характер гегелевской философии. И Людвиг начинает заниматься изучением естественных наук. Об этом этапе своего духовного развития он впоследствии писал: «Уже в Берлине я, собственно, простился со спекулятивной философией. Мои слова, с которыми я расстался с Гегелем, гласили приблизительно так: 2 года я вас слушал, 2 года посвятил себя всецело изучению вашей философии; и вот теперь я испытываю потребность обратиться к другим наукам, составляющим прямую противоположность спекулятивной философии: к естествознанию» . Тем не менее, при окончании университета Фейербах стоит еще на позициях идеализма. Что подтверждает его посвященная Гегелю диссертация «Об едином, универсальном и бесконечном разуме» , которая была написана в 1828 году.

      В этом же году, после окончания университета, Фейербах в качестве приват-доцента  Эрлангенского университета начинает читать курс лекций по истории философии, логике и метафизике.

     В 1830 году анонимно выходит сочинение  Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии» . Но вскоре стало известно, кто является автором этого довольно смелого  для того времени произведения. Оно сейчас же было конфисковано и началось гонение его автора. Основное содержание этой работы Фейербаха шло вразрез с догматикой ортодоксального христианства и было направлено на примирение прежнего разногласия «между потусторонним и посюсторонним, чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и на своем настоящей; ведь только эта безраздельная сосредоточенность на действительном мире дает новую жизнь, даст великих людей, вызовет великие идеи и дела» .

      Это нашумевшее произведение «Мысли о смерти и бессмертии» завершили карьеру  автора на поприще официальной академической  философии. Фейербах был уволен из университета. Все его попытки получить кафедру  в каком-либо из университетов Германии встретили отпор со стороны казенных, административных деятелей науки того времени.

      Однако  сложившая ситуация не заставила  Фейербаха прекратить своих философских  занятий и написания новых  работ.

      Так в 1833 году он опубликовал книгу «историю новой философии от Бэкона до Спинозы» , 1837 год – работа «О Лейбнице» , 1838 год – «О Пьере Бейле» . В этих сочинениях Фейербах хотел проследить путь постепенного освобождения философии от влияния теологии, так как примирение науки и религии он считал позорным пятном истории Новой философии, лицемерием, которое необходимо преодолеть.

      В серии юмористических философских  афоризмов «Писатель и человек» , которые вышли в 1834 году, Фейербах снова возвращается к проблеме смерти и бессмертия. Отрицая индивидуальное бессмертие, философ отстаивает идею морального бессмертия. Человек достигает его тем, что творит непреходящее дело; писатель приобретает свое бессмертие благодаря влиянию своих сочинений на читателей.

      Убедившись  в полной невозможности проявить на официальном академическом поприще, так как в силу взглядов Фейербаха его не допускали к студенческой среде, философ в 1837 году переселяется в небольшую деревню Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от культурных центров Германии, он почти безвыездно 25 лет.

      Не  будучи политическим борцом, Фейербах прибег к своеобразной форме пассивного протеста против царившего в Германии социального гнета. О мотивировках своего уединения Фейербах в последствии писал в первой лекции работы «Лекции о сущности религии» , написанной в 1845году: «Время, когда я навсегда сказал «прости» официальной академической карьере и поселился в деревне, было такое страшно печальное и мрачное время» . Общественная жизнь до такой степени была отравлена, что «свободу и здоровье духа можно было сохранить лишь отказавшись… от всякой публичной роли…, даже разрешение читать лекции достигалось лишь ценой политического и религиозного обскурантизма» .

      Из  деревенской глуши Фейербах стремится  принять деятельное участие в  духовной жизни Германии и очень  скоро становится активным деятелем органа младогегельянцев. В журнале этого органа философ печатает ряд своих произведений и через это издание приобретает большое влияние на радикальные круги немецкого общества.

      Цензура всеми средствами препятствовала появлению  работ Фейербаха. Запрещены были его работы «О философии и христианстве» , которая была написана в 1839 году и «Предварительные тезисы к реформе философии» , написанная в 1842 году, но которое позже было опубликовано заграницей.

      Началом нового, материалистического периода  в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом.

      После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд  произведений: «Основные положения  философии будущего» (1843г.) , «Сущность религии» (1845г.) и другие. В этих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взглядов.

Бурные  события революции 1848 года в Германии вырвали Фейербаха из деревенской  жизни. Избранный от города Ансбах в депутаты общегерманского Национального собрания, заседавшего во Франкфурте-на-Майне, Фейербах участвует в его работе, и с самого он занял критическую позицию по отношению к франкфуртскому парламенту, осуждая его «губительную половинчатость» и возлагая надежды на демократическое движение, развернувшее в стране.

      Но  Фейербах все же находит возможность  внести свой вклад в дело просвещения  народа. Откликнувшись на обращение  гейдельбургских студентов, он направляется в Гейдельбург и приступает там к чтению публичных лекций. «Лекции о сущности религии» читались им в городской ратуше с 1 декабря 1848 года по 2 марта 1849 года и пользовались большим успехом. На них присутствовали не только студенты, но и члены местного рабочего просветительского союза, представители интеллигенции. В 1951 году «Лекции о сущности религии» были опубликованы.

      Поражение революции 1848-1849 годов привело к  активизации тех сил, которые  не могли простить философу его нескрываемую враждебность к «господствующей  правительственной системе» , его неустанную борьбу против обскурантизма. Попытки друзей и почитателей Фейербаха добиться его приглашения в Гейдельбергский университет не дали результата, и философ должен был вновь укрыться в тишине своего кабинета. В 1851 году Фейербах покидает Гейдельберг и возвращается в Брукберг.

      Литературная  деятельность Фейербаха после возвращения  в Брукберг протекала в двух направлениях. Он подготовил к изданию и опубликовал  письма, речи и дневники своего отца Ансельма Фейербаха и наряду с  этим, в течение 6 лет работал над произведением «Теогония» , своим третьим, помимо «Сущности христианства» и «Лекций о сущности религии» , крупным произведением, посвященным религии. В 1857 году «Теогония» вышла в свет.

      Но  труды Фейербаха, вышедшие после  революции 1848-49 годов, уже не оказывали такого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почти никакого значимого следа в этот период времени.

      Осенью 1860 года была продана за долги с молотка фарфоровая фабрика, служившая долгие годы основным источником существования семьи Фейербаха. Философ вынужден был покинуть Брукберг. На этот раз навсегда. Фейербах переселяется в Рехенберг, неподалеку от Нюренберга. Последние годы он жил в нищете. С большим трудом его друзьям удалось выхлопотать для него стипендию Шиллеровского фонда, которая давала возможность Фейербаху и его семье хоть как-то существовать. Но несмотря на все невзгоды, философ продолжал интенсивную научную деятельность.

      В 1863-66 годы Фейербах создает произведение «О спиритуализме и материализме, в особенности их отношении к свободе воли» , в котором критикует идеалистическую концепцию свободы воли, отстаивая материалистический подход к этой проблеме.

      В 1867-69 годах Фейербах пишет свое главное этическое произведение – «Эвдемонизм» , в котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.

      В последние годы Фейербах живо интересовался  социальными и экономическими проблемами. К этому времени относится  его знакомство с первым томом  «Капитала» Маркса, вышедший в 1867 году. В эти же годы происходит сближение  Фейербаха с рабочим движением. В 1870 голу он вступает в ряды социал-демократической партии Германии.

      Скончался Людвиг Фейербах 13 сентября 1872 года от инсульта в Рехенберге и похоронен  в Нюренберге.  
 
 
 
 
 
 
 

2. Антропологический  материализм Фейербаха

 

      Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом.

      «Темой  всех моих позднейших сочинений, написанных после 1839 года, – пишет Фейербах в «Приложениях и примечаниях к лекции 27 «Лекций о сущности религии» , - является человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее» . Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства» , написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии» . Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек.

      Гегель  устранил трансцендентного бога, заменив  его Духом. Фейербаха же интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности.

      «Истина есть жизнь, а не мысль, остающаяся на бумаге, не то, что дается в дополнение к бумаге» . То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Такова основная идея этого произведения.

      Наряду  с логикой и метафизикой большое  место в эрлангенских лекциях  Фейербаха занимала история философии, освещение которой он считал необходимым  для понимания сути гегелевской логики с ее солидным историко-философским основанием и компонентом. По материалам своих лекций Фейербах опубликовал в 1833 году «Историю новой философии от Бэкона до Спинозы» , которая была высоко оценена гегельянцами, после этого пригласившими автора сотрудничать в своем органе «Берлинский ежегодник» . Одной из публикаций Фейербаха в этом периодическом издании была рецензия на гегелевские «Лекции по истории философии» , впервые обнародованные в том же 1833 году. Высоко оценивая их, Фейербах, однако, дал самостоятельную трактовку истории философии, что способствовало становлению его материализма, хотя формально это освещение, продолженное монографиями о Лейбнице и Бейле, происходило вплоть до 1839 года еще в русле идеализма.

      Рассматривая  антисхоластический характер философии Нового времени как выражение ее направленности прежде всего против теологии, Фейербах поставил в центр своего внимания процесс борьбы философского свободомыслия с религиозным догматизмом. Фейербах отверг гегелевский взгляд не Декарта с его односторонним рационализмом как на родоначальника новой философии, считая таковым Ф. Бэкона с его эмпиризмом. Называя Бэкона «первым эмпириком, основателем экспериментальной физики» , Фейербах заявлял, что новая философия существенно отличается от схоластики атрибутом эмпиризма. Важна характеристика Бэкона как «логика эмпиризма» , поднимающегося от опыта до обобщенных принципов; именно внимание Бэкона к исследованию природы в ее объективных определениях и его натуралистическую ориентацию Фейербах считал его великой философской заслугой и связывал истоки подобной направленности философии Бэкона с натурфилософией Телезио, возникшей еще в эпоху Возрождения. Поскольку философские воззрения Бэкона и Телезио относились, по сути, к материалистическому направлению, постольку их высокая оценка Фейербахом распространялась и на присущее им материалистическое содержание. То, что сам Фейербах зачислял данные воззрения в разряд идеалистических, свидетельствовало лишь о том, что его понимание идеализма утрачивало антиматериалистическую заостренность и даже наполнялось материалистическим смыслом. Вместе с тем размывался философский смысл понятия «идеализм» , и оно становилось обозначением всякой, в том числе материалистически обосновываемой, ориентации человека на господство над вещами окружающего мира.

Информация о работе Философия Фейербаха