Философия Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:40, реферат

Описание

Людвиг Фейербах является одним из ярчайших представителей немецкой классической философии. Его учение оставило глубокий след в истории философии и оказало серьезное влияние на взгляды современников и потомков. Наглядно отражает развитие учения Фейербаха биография философа.
Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в городе Ландсгуте в Баварии. Его семья была достаточно передовой для того времени и придерживалась прогрессивных антифеодальных взглядов. Отец Людвига был очень образованным человеком, криминалистом и пользовался широкой популярностью.

Содержание

1.Философская биография Фейербаха 2
2. Антропологический материализм Фейербаха 6
3. Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

      Крупнейшим  и нетерпимым противоречием гегелевской  философии Фейербах считал то, что  в ней пантеизм представляет собою  отрицание теологии с точки зрения теологии или то отрицание теологии, которое само опять-таки оказывается теологией. Более того, Фейербах считал, что философия Гегеля – последняя грандиозная попытка восстановить утраченное, погибшее христианство с помощью философии, представляя то, что, в сущности, противоречит христианству, как то, что вполне согласуется с ним или даже тождественно ему. Так трактовал Фейербах прославленное спекулятивное тождество духа и материи, бесконечного и конечного, божественного и человеческого, декларируемое гегелевской философией. Поэтому утверждение Фейербаха, что созидаемая им новая философия есть реализация гегелевской, вообще предшествующей философии, сопровождается разъяснением, что это такая реализация, которая одновременно является ее отрицанием. Момент преемственности, обозначаемый понятием реализации, прямо отступает на задний план и даже в значительной мере вообще стушевывается, когда Фейербах указывает, что историческая необходимость и оправдание новой философии по преимуществу связаны с критикой Гегеля, которая рассматривается как завершение новейшей философии.

      Тезисы  новой философии Фейербаха представлены им как антитезисы основоположений  гегелевского абсолютного идеализма  и вместе с тем как скрытая, превратная истина последнего, которая  очищается от идеалистической мистификации, ставится с головы на ноги, приобретая тем самым подобающее ей положение и форму. Фактически эти тезисы опираются на то понимание отношения между мышлением и бытием, которое было обосновано материалистической философией 18 века, хотя Фейербах на нее и не ссылается. Сам он был убежден, что его трактовка этого отношения опирается, с одной стороны, на выявление реального базиса учений спекулятивной философии в ее соотнесении с религией и теологией, а с другой стороны, на здравый смысл человека и обыденный опыт его жизни.

      Усматривая  в гегелевском утверждении тождества  бытия и мышления только тождество  мышления с самим собой, Фейербах заявлял, что единство бытия и  мышления истинно и имеет смысл  только тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек. Ревальвируя материалистическую трактовку мышления, Фейербах подчеркивал, что мыслит человек, а не сверхчеловеческое Я, не идеалистически гипостазированный разум: реальностью, субъектом разума является только человек. Фейербах настаивал на том, что действительно существует лишь это воплощенное в людях как материальных существах единство бытия и мышления, а гегелевское и шеллинговское тождество бытия и мышления представляет собой идеалистическую фикцию.

      Важнейшее значение придавал Фейербах уяснению того, что Гегелю не удалось дать убедительного обоснования тождества бытия мышления, то есть редуцирования действительного бытия к бытию, которое можно считать тождественным мышлению. В этом смысле Фейербах заявлял, что философия Гегеля не освободилась от противоречия между мышлением и бытием. Фейербах показывал, что в «Феноменологии духа» при критике чувственной достоверности как сознания, для которого реальным бытием являются чувственно воспринимаемые единичные вещи, Гегель опровергает не здесь как предмет чувственного сознания и как нечто, данное нам в отличие от чистой мысли, но как логическое «здесь» …» . Это значит, что «Гегель на самом деле не был вовлечен в чувственное сознание и не вдумался в него»; гегелевская мысль успешно воевала в данном случае лишь с созданными ею самой логическими абстракциями, а своего действительного противника она на деле даже не затрагивала и потому ни в коей мере не опровергала его. Оказывается, что бытие, с которого начинает феноменология, стоит в прямом противоречии с действительным бытием не в меньшей степени, чем бытие, с которого начинается логика Гегеля.

      Высказывая  убеждения, что вопрос о бытии  не является чисто теоретическим, а  представляет собой прежде всего  практический вопрос для человека как определенного вида бытия, Фейербах считал, что философия не должна находиться в противоречии с действительным бытием, а напротив, должна осмысливать именно это жизненно важное бытие. При этом должна учитываться практическая точка зрения, в том числе точка зрения еды и питья, которую в какой-то мере принимал в расчет и Гегель, но при этом он извращал ее смысл, поскольку считал, что она служит опровержению истинности чувственного единичного бытия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Заключение

      Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе-ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения” абсолютного духа” . Фейербах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта.

      Хотелось  бы отметить, что теоретическое наследие Л. Фейербаха не является достоянием лишь истории философии и, шире, истории  культуры. Многие идеи выдающегося  представителя философского материализма имеют непреходящую эвристическую  ценность как при разработке актуальных проблем диалектико-материалистической философии, так и в плане критического анализа различных течений современной философии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

 
    1. Л. Фейербах. Избранные философские произведения в 2-х томах.- Москва:  Госполитиздат, 1955год.
    2. Ардабьев А. И. Атеизм Людвига Фейербаха.- Москва: Издательство Академии наук СССР, 1963год.
    3. Баскин М. П. Философия Л. Фейербаха. – Москва: Издательство МГУ, 1957год.
    4. Кузнецов В. К. Немецкая классическая философия второй половины 18 – начала 19 века.- Москва: «Высшая школа», 1989год.
    5. Спиркин А. Г. Философия. – Москва: Гардарика, 1998

Информация о работе Философия Фейербаха