Философия французского Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:21, реферат

Описание

Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической “метафизике”. Вольтер в начале своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеи декартовского учения о природе и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годов внимание французских философов начало привлекать распространявшаяся в списках рукопись “Завещание” Мелье, где он в конце 20-х годов выдвинул цельное материалистическое понимание природы, опирающееся как в онтологическом, так и в гносеологическом плане на картезианство и спинозизм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Культурно – исторические предпосылки и ключевые идеи просветительской философии…………………………………………...5
Социально-философские концепции французских просветителей...…8
Онтология и гносеология философии французского
Просвещения.....................................................................................................12
Французский материализм: учение о природе, теория познания и атеистические взгляды………………………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Философия французского Просвещения.docx

— 45.65 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Культурно – исторические предпосылки и ключевые идеи просветительской философии…………………………………………...5
  2. Социально-философские концепции французских просветителей...…8
  3. Онтология и гносеология философии французского

Просвещения.....................................................................................................12

  1. Французский материализм: учение о природе, теория познания и атеистические взгляды………………………………………………….17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В XVIII веке развитие философской  мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Практически  все французские философы этого  столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали  во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников  у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.

Просвещение как широкое  культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты  выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского  строя, начавшегося в последние  годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении  монархии и достигшая своей демократической  кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794гг.

В социально-классовом отношении  французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой  Французской революции. Подавляющее  большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в  качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого  класса в составе “третьего сословия”  возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых  масс против феодально-абсолютического  строя.

Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер  и Ш. Монтескье. К первому поколению  просветителей относится также  Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго  поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с  середины сороковых годов. Виднейшие  представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах. Просветительские идеи распространяемые собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр(Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями). Пронизали духовную культуру Франции стали широким общественным достоянием.

Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места  человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической “метафизике”. Вольтер в начале своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеи декартовского учения о природе  и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годов внимание французских  философов начало привлекать распространявшаяся в списках рукопись “Завещание”  Мелье, где он в конце 20-х годов  выдвинул цельное материалистическое понимание природы, опирающееся  как в онтологическом, так и  в гносеологическом плане на картезианство  и спинозизм. Вследствие абстрактно-логической аргументации и отсутствия естественнонаучного  обоснования материализм Мелье  не был достаточно сильным оппонентом деизма, хотя и мог стимулировать  дальнейшие усилия философской мысли  в деле создания последовательно  материального миропонимания, соответствующего гносеологическо-методологическим принципам  Просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культурно – исторические предпосылки и ключевые идеи просветительской философии

 

Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17в., в  Европе и Северной Америке. Оно явилось  естественным продолжением гуманизма  Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского  мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к  разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое  Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в  Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и  его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского  учения: «общее благо», «естественный  человек», «естественное право», «естественная  религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном  правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными  и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается  орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского  движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения  главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот  путь, по которому должна была пойти  французская просветительская мысль  с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом  просвещенного абсолютизма и  стремился привить идеи Просвещения  монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной  энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В  большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали  активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу  просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил  свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического  права (1762) он выдвинул идею народного  суверенитета. По ней, правительство  получает власть из рук народа в  виде поручения, которое оно обязано  выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним  из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение  правительства. Идеи Руссо нашли  свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой  французской революции.

Французское Просвещение  отличалось наиболее радикальными взглядами  по всем вопросам политического и  социального характера. Французские  мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические  воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая  центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых  идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими  идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

 

 

 

 

  1. Социально-философские концепции французских просветителей

 

 Центральное место  в философии французского Просвещения  заняла проблема человека.

 При всех различиях  основным социально-философским  понятием французских просветителей  стало понятие «природа человека».  Человек рассматривался ими как  всецело физическое, природное, материальное  существо. Поэтому главным моментом  философской антропологии французских  просветителей явилось отрицание  дуалистической природы человека  и утверждение положения о  его материальном единстве.

 Философская антропология  французских просветителей тесно  связана с их социально-философскими  воззрениями. Выступая против  теологического объяснения общественных  процессов, они утверждали доминирующую  силу просвещенного разума в  истории. Из этого принципа  французские просветители выводили  главный идеал «просвещенного  правления». Если бы монархи, писал  Ламетри, всегда были достаточно  просвещенными людьми, все народы  наслаждались бы «спокойной и  сладостной жизнью и повсюду  царила бы полная гармония  между теми, кто управляет, и  теми, кем управляют».

 Только разум, «просвещенный  светом философии», утверждал Ламетри,  способен дать твердую опору  для построения справедливого  общества. Необходимыми «формами  общественной связи» Ламетри  считал мораль и религию. Также  он допускал возможность существования  нравственного безрелигиозного  общества, состоящего из атеистов, ибо «добродетель может иметь  у атеиста самые глубокие корни,  которые часто у набожного  человека держатся на одной  нитке. 

 

 Вместе с тем в  работе «Анти-Сенека, или Рассуждение  о счастье» Ламетри утверждал,  что люди от природы вероломны,  коварны, злы и поэтому дурных  людей всегда больше, чем добродетельных, живущих своим собственным благом  ради общества.

 Не все французские  просветители разделяли точку  зрения Ламетри. Совершенно неприемлема  она оказалась для Жан-Жака  Руссо (1712 – 1778), который, напротив, считал, что «человек – по природе  доброе и хорошее существо  и что единственно его собственные  учреждения делают его злым  и дурным». В своей диссертации  «Рассуждение о науках и искусствах»  (1750) Руссо показал противоречивый  характер развития цивилизации.  Он противопоставлял своей эпохе  – эпохе сословных привилегий  и лицемерия простоту, невинность  и добродетель первобытных людей. 

 Призывая просвещать  людей не отвлеченными науками,  а добродетельными поступками, Руссо  предлагает соединить политическую  власть и просвещение.

 В своем труде «Об  общественном договоре, или Принципы  политического права» (1762) Руссо  утверждает концепцию гражданской  свободы. Считая равенство естественным  состоянием человеческого общества, Руссо главную причину неравенства  видит в возникновении частной  собственности. В целях смягчения  неравенства философ предлагал  ввести прогрессивный налог, ограничить  переход имущества и капитала  по наследству, освободить от  налогов тех землевладельцев,  которые имеют лишь самые необходимые  средства труда.

 Реализация свободы  и равенства возможна, по мнению  Руссо, лишь при республиканском  образе правления, так как только  в республике подлинным творцом  законов является сам народ.

 Буржуазным демократизмом  и республиканизмом овеяна вся  программная часть «Общественного  договора». Основой политической  жизни общества Руссо признал  суверенность воли народа и  неделимость самой этой суверенности. Поэтому Руссо отвергает принцип  деления власти на законодательную и исполнительную, и рекомендует систему постоянно действующего в государстве плебисцита, или всенародного опроса, по всем серьезным вопросам политической жизни.

Информация о работе Философия французского Просвещения