Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:21, реферат
Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической “метафизике”. Вольтер в начале своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеи декартовского учения о природе и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годов внимание французских философов начало привлекать распространявшаяся в списках рукопись “Завещание” Мелье, где он в конце 20-х годов выдвинул цельное материалистическое понимание природы, опирающееся как в онтологическом, так и в гносеологическом плане на картезианство и спинозизм.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Культурно – исторические предпосылки и ключевые идеи просветительской философии…………………………………………...5
Социально-философские концепции французских просветителей...…8
Онтология и гносеология философии французского
Просвещения.....................................................................................................12
Французский материализм: учение о природе, теория познания и атеистические взгляды………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Просвещения...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В XVIII веке развитие философской
мысли во Франции осуществлялось
под эгидой просвещения. Практически
все французские философы этого
столетия были просветителями. Идейными
оппонентами просветителей
Просвещение как широкое
культурно-идеологическое движение общественной
мысли впервые оформилось именно
во Франции, где его основные черты
выразились с классической точностью,
последовательностью и
В социально-классовом отношении
французское Просвещение
Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах. Просветительские идеи распространяемые собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр(Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями). Пронизали духовную культуру Франции стали широким общественным достоянием.
Философским основанием французского
Просвещения было материалистическое
понимание природы и места
человека в ней, противопоставление
теологии и идеалистической “метафизике”
Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17в., в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума
Просвещение зародилось в
Англии в конце 17 в. в сочинениях
его основателя Д.Локка (1632–1704) и
его последователей Г.Болингброка (1678–1751),
Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713),
Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы
основные понятия просветительского
учения: «общее благо», «естественный
человек», «естественное право», «естественная
религия», «общественный договор».
В учение о естественном праве, изложенном
в Двух трактатах о государственном
правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные
права человека: свобода, равенство,
неприкосновенность личности и собственности,
которые являются естественными, вечными
и неотъемлемыми. Людям необходимо
добровольно заключить
В 18 веке центром просветительского
движения становится Франция. На первом
этапе французского Просвещения
главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье
(1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778).
В трудах Монтескье получило дальнейшее
развитие учение Локка о правовом
государстве. В трактате О духе законов
(1748) был сформулирован принцип
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную. В Персидских
письмах (1721) Монтескье наметил тот
путь, по которому должна была пойти
французская просветительская мысль
с ее культом разумного и
На втором этапе французского
Просвещения основную роль играли Дидро
(1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия,
или Толковый словарь наук, искусств
и ремесел, 1751–1780 стала первой научной
энциклопедией, в которой излагались
основные понятия в области физико-
Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.
Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.
Центральное место
в философии французского
При всех различиях
основным социально-
Философская антропология
французских просветителей
Только разум, «просвещенный
светом философии», утверждал Ламетри,
способен дать твердую опору
для построения справедливого
общества. Необходимыми «формами
общественной связи» Ламетри
считал мораль и религию.
Вместе с тем в
работе «Анти-Сенека, или Рассуждение
о счастье» Ламетри утверждал,
что люди от природы вероломны,
Не все французские
просветители разделяли точку
зрения Ламетри. Совершенно
Призывая просвещать
людей не отвлеченными науками,
В своем труде «Об
общественном договоре, или Принципы
политического права» (1762) Руссо
утверждает концепцию
Реализация свободы
и равенства возможна, по мнению
Руссо, лишь при
Буржуазным демократизмом
и республиканизмом овеяна вся
программная часть «