Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:21, реферат
Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической “метафизике”. Вольтер в начале своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеи декартовского учения о природе и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годов внимание французских философов начало привлекать распространявшаяся в списках рукопись “Завещание” Мелье, где он в конце 20-х годов выдвинул цельное материалистическое понимание природы, опирающееся как в онтологическом, так и в гносеологическом плане на картезианство и спинозизм.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Культурно – исторические предпосылки и ключевые идеи просветительской философии…………………………………………...5
Социально-философские концепции французских просветителей...…8
Онтология и гносеология философии французского
Просвещения.....................................................................................................12
Французский материализм: учение о природе, теория познания и атеистические взгляды………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….26
Человек, по мнению Ламетри,
отличается от животного лишь большим
количеством потребностей и, следовательно
большим количеством ума. Потребности
тела он признавал "мерилом ума".
А сам человеческий организм Ламетри
уподоблял часовому механизму: рассматривал
его как самозаводящуюся
В теории познания Ламетри - сенсуалист: внешний мир отражается на "мозговом экране".
Развитие общества, по Ламетри, определяется деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения. Он был сторонником просвещенного абсолютизма.
Философские идеи Ламетри оказали значительное влияние на Гольбаха, Дидро, Гельвеция и других материалистов.
Наиболее систематическим пропагандистом философских идей французского механистического материализма стал ПОЛЬ АНРИ ГОЛЬБАХ (1723-1789).
В основном философском сочинении
"Система природы, или О законах
мира физического и мира духовного"
(1770) Гольбах утверждал вечность
и несотворенность материи, которая
в процессе постепенного развития и
изменения порождает все
Вселенная, по Гольбаху, представляет собой движущуюся материю, движение необходимо вытекает из ее сущности и является способом существования материи. Однако, говоря о единстве материи и движения, он движение понимал механистически.
В теории познания Гольбах отвергал агностицизм, картезианскую (от латинизир, имени Декарта - Картезиус) концепцию врожденных идей, последовательно развивал основные положения материалистического сенсуализма, отстаивал способность человеческого разума познавать мир и его законы. То, что для наших дедов было удивительным, писал он, чудесным и сверхъестественным явлением, становится для нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого мы знаем.
Человек как разумное существо,
по мнению Гольбаха, призван стать
властителем мира, перестроить общественные
отношения на разумных основаниях.
Этим обусловливались права
Учение Гольбаха о природе свое дальнейшее развитие получило в работах самого выдающегося представителя французского материализма ДЕНИ ДИДРО (1713-1784). В своих многочисленных сочинениях он отстаивал идеи о материальности мира. Дидро отвергал дуализм, считал материю единственной субстанцией, а причину ее существования видел в ней самой. Она едина, вечна, несотворена и независима от человеческого сознания. Все явления природы - это конкретные формы ее существования.
Дидро обосновывал единство
материи и движения. Вся природа,
согласно его учению, находится в
вечном движении и развитии, сущее
погибает в одной форме и возникает
в другой. Он отвергал существование
абсолютного покоя, стремился преодолеть
механицизм: возражал против сведения
движения к пространственному
Распространение принципа непрерывности
развития и изменения на природу
позволило Дидро предвосхитить
некоторые положения
Дидро выступил против утверждения о божественном происхождении сознания. Он высказал мысль, что потенциально ощущение свойственно всей материи, сознание же есть свойство ее высокоорганизованной органической части.
В гносеологии Дидро следовал за Локком и исходил из сенсуализма, критиковал агностицизм и утверждал познаваемость мира. Причиной ощущений он считал материю.
Социально-политические взгляды
Дидро базировались на теории "общественного
договора". Возникновение государственной
власти она объясняла соглашением
между людьми, вынужденными перейти
от необеспеченного защитой
Английский философ ДЭЙВИД ЮМ (1711-1776), в отличие от французских материалистов, задачу знания видел не в постижении бытия, а в его способности воздействовать на практическую жизнь. Вопрос о существовании объективного мира он считал неразрешимым. Действительность, по его мнению, - лишь поток "впечатлений", причины которых неизвестны и непостижимы. Юм - агностик.
Философия трансцендентального идеализма И. Канта Агностицизм Юма разбудил от "догматической спячки" родоначальника немецкой классической философии ИММАНУИЛА КАНТА (1724-1804). В его интеллектуальном развитии выделяют два периода: докритический и критический.
В ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (до 1770 г.) он выступал как глубокий, проницательный ученый, стихийный материалист и диалектик, обосновывавший идею саморазвития природы.
В КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Кант сформулировал философию, как он сам ее называл, трансцендентального идеализма в трех основных трудах: "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788) и "Критика способности суждения" (1790).
В центре философской системы Канта - проблема объективности, истинности познания. Постановка такой проблемы, как вамуже известно по прошлым лекциям, не нова. Принципиально новым был подход немецкого мыслителя к ее решению. Если его предшественники главным образом рассматривали характер и структуру познаваемого объекта, то Кант приоритет отдавал познающим структурам самого человека. Человек, по Канту, располагает двумя такими структурами:
· эмпирической (опытной);
· трансцендентальной (доопытной, присущей человеку от рождения и состоящей из всеобщих определений, категорий).
Основу научного знания составляет именно трансцендентальное познание, которое деятельно конструирует в голове познающего субъекта идеализированные объекты.
В кантовской философской системе выделяются три ступени познания:
· чувственное или опытное;
· мышление категориями, т.е. общими понятиями;
· ступень чисто разума.
В книге "Критика практического
разума" Кант утверждал, что объектом
познания является материальная вещь
вне человека, вне его сознания.
Мысль, с материалистической точки
зрения, верная. Однако органы чувств человека,
пишет далее Кант, дают знание лишь
внешней стороны предметов, внутренняя
их сущность недоступна. Она не открывается
человеку. Поэтому возникает кантовская
"вещь в себе", которая скрывает
сущность, не делает ее "вещью для
нас". "Вещь в себе" для нас
только ноумен (от греч. ноуменон - умопостигаемое,
подразумевается нечто
Так уже на первой ступени познания Кант метафизически противопоставлял явление и сущность, в то время как сущность является внутренним содержанием предмета, а явление - внешней формой его существования. Поэтому анализирующий рассудок через явление идет к внутренней сущности предметов.
В работе "Критика способности суждения" Кант анализирует вторую ступень познания. На этой ступени, по его мнению, абстрактное мышление категориями (общими понятиями) только прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов. Следовательно, эта сущность, как и на первой ступени, оказывается непознаваемой. Здесь ограничение познания миром явлений Кант объяснял тем, что общие понятия возникли в сознании субъекта априори (от лат. априори - из предшествующего, подразумевается знание, предшествующее опыту и независимое от него) и не имеют связи с объективной реальностью.
Как видите, Кант ошибочно оценил и вторую ступень познания. Общие понятия отражают общие свойства предметов. Значит, сущность ближе к общему, а не к индивидуальному. Поэтому общие понятия раскрывают и обозначают сущность вещей. Они познаваемы.
Третью ступень познания
Кант рассматривает в книге "Критика
чистого разума", где способность
человека к философскому, а не обыденному
мышлению признается только за людьми
с высшими, философскими наклонностями.
И здесь, согласно его учению, чистый
разум, решая общие проблемы мироздания
(конечен или бесконечен мир в
пространстве и во времени и др.),
запутывается в неразрешимых противоречиях,
и Кант ставит знак равенства между
неразрешимостью и
"Прогулка" по кантовским
ступеням показывает, что их создателю
была неведома диалектика
АТЕИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ФРАНЦУЗСКИХ ФИЛОСОФОВ
Атеистические идеи нового
времени - одна из главных особенностей
духовного климата всей эпохи, поскольку
ведущий принцип - союз с философией
(наукой). Задачи, которые ставили
перед собой французские
1. Показать, что религиозные
догматы находятся в
2. Найти гносеологические
корни религии. Что отражает
религиозное познание? Это постановка
вопроса вслед за Ксенофаном.
Человек сотворил Бога по
3. Антиклерикализм - критика
Церкви. Французские философы
Вопрос о причинах возникновения религии. Древние атеисты считают, что страх создал богов. Согласно Вольтеру, историей религий являются: невежество, фанатизм и обман. Христианство - это сеть, с помощью которой мошенники в течение веков опутывают глупцов. Вольбах: религия - тиранический обман, плод воображения темноты людей, которые позволяют себя морочить. Выводы: язвительная талантливая критика религии оказывается не в состоянии ответить на вопрос о глубинных причинах религии, не проникла глубже духовных её причин. Если религия-следствие невежества, то путь борьбы с религией - просвещение. Критика религии и церкви сыграла большую роль в подготовке великой французской буржуазной революции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия XVIII века ушла в прошлое. Высшее её достижение - просветительский материализм - был “снят” идеалистической диалектикой начала XIX века, с тем чтобы затем быть восстановленным в своих правах уже в новой форме и совсем в иных условиях социально - классовой борьбы. К этому добавляют, что с не меньшим правом XVIII столетие должно носить имя века Разума, века Просвещения.
Французские просветители подняли
престиж философии на небывалую
прежде высоту и утвердили взгляд
на философский разум как высшую
инстанцию при решении всех вопросов,
волнующих человечество. С позиции
разработанной ими новой
В лоне французского Просвещения
произошло эпохальное изменение
социальной ориентированности
Эпоха Просвещения – одна
из самых ярких в развитии философии
и духовной культуры Европы. В центре
идеологии Просвещения – вера
в безграничные возможности разума
и в здравый смысл, причем в
самом широком значении: в сфере
природы, индивидуальной и общественной
жизни человека. По убеждению просветителей
«свету разума» доступны все аспекты
бытия. Просветители культивировали разум
научный. Именно развитие науки, по их
мнению, стимулирует решение