Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:46, реферат
Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков мотив философии Бекона. "Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм "ЗНАНИЕ - СИЛА!”, в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона.
. Биография Френсиса Бэкона…………………………………………………..3
2. Философия Френсиса Бэкона……………………………………………….....6
2.1. Эмперизм……………………………………………………………………...9
2.2. «Идолы»……………………………………………………………………....11
2.3 «Индуктивное познание»………………………………………………...…..13
Список использованной литературы……………………………………………15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
по философии
Философия Френсиса Бэкона
Выполнила:
студентка группы 3-В
биологического факультета
Жуковская Людмила Сергеевна
Руководитель:
Белецкий В.В., к.филос.н., доцент
Оценка « »
Донецк-2012
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Эмперизм…………………………………………………………
2.2. «Идолы»……………………………………………………………
2.3 «Индуктивное познание»……………………
Френсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне, в Йорк-хаусе на Стренде, в семье хранителя большой печати Англии -сэра Николаса Бэкона. Фрэнсис рос слабым и болезненным ребенком. Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити-колледж в Кембридж. Бэкон был зачислен в состав английской миссии.
Дипломатическая работа позволила юному Бэкону познакомиться с политической, придворной и религиозной жизнью и других стран континента, результатом чего явились составленные им заметки "О состоянии Европы". Тогда же Бэкон изобрел шифрованное письмо, которым пользовался, когда сочинял философские трактаты. Через некоторое время, после смерти отца, Бэкон поступает в юридическую корпорацию Грейс-Инн, где в течение нескольких лет изучает юриспруденцию и философию. В 1586 году Бэкон становится старшиной юридической корпорации. Он строит себе в иГрейс-Инн новый дом, пишет ряд трактатов по праву и занимается судебной практикой. Королева назначила Фр.Бэкона экстраординарным советником. Эта должность давала ему право являться защитником во всех процессах казны и видеть иногда королеву и беседовать с нею.
В 1593 году Бэкон избирается в палату общин от Мидлсекского графства, где вскоре приобретает славу выдающегося оратора. В 1597 году вышло в свет первое произведение, принесшее Бэкону известность, - сборник кратких очерков, или эссе, содержащих размышления на моральные и политические темы. Позднее он дважды переиздаст свои "Опыты или наставления", всякий раз перерабатывая и пополняя их новыми очерками. Его сочинения "Опыты" получили наибольшее распространение: "Они принадлежат к лучшим плодам, которые божьей милостью могло принести мое перо"- говорил, Бэкон , излагая свои взгляды на вопросы нравственности и политики. Он восстает против словесной мудрости и, вместо метафизических отвлеченных начал, советует исходить из опыта, наблюдать людей и жизнь и руководиться этим знанием для того, чтобы научить людей стать добрыми, а не навязывать им непонятных принципов и не проповедовать выдуманную нравственность.
В политике Бэкон явился последователем идеи Макиавелли высказанной им в более мягкой форме. "Опыты" Бэкона еще при жизни автора выдержали девять изданий. Слава писателя превзошла славу юриста и оратора. И правительство стало относиться к нему благосклоннее. 25 февраля 1601 г. Бэкон написал "Декларацию о действиях и изменах, предпринятых и совершенных Робертом, графом Эссексом". В марте 1603 года Елизавета скончалась, и на престол вступил ее племянник Яков I, началось царствование династии Стюартов .Бэкон пользуется его благосклонностью- день коронации короля его жалуют званием рыцаря.
25 июня 1607 года его назначают штатным адвокатом. В палате общин Бэкон был лучшим оратором. Он с величайшей ловкостью поддерживал мысль о соединении двух королевств . Еще через пять лет Бэкон получил должность генерал-атторнея – высшего юрисконсульта короны .Эти годы ознаменовались и подъемом его философско-литературного творчества Бэкон издает трактат "О значении и успехе знания, божественного и человеческого" (1605), положивший начало воплощению его плана "Великого Восстановления Наук", сборник своеобразных миниатюр "О мудрости древних" (1609), подготавливает второе, значительно расширенное издание "Опытов или наставлений" (1612). В то же время он пишет и трактат "Описание интеллектуального мира",опубликованный только после его смерти.
В 1616 году он назначается членом Тайного совета, на следующий год – хранителем большой печати, в 1618-м - лордом - верховным канцлером и пэром Англии. Годы канцлерства Бэкона были самыми позорными годами ставшего прологом английской революции царствования Якова I. В государственном аппарате процветали казнокрадство и взяточничество, королевский двор еще никогда не был столь расточителен, в стране усилились политические и религиозные гонения. В сентябре 1618 года Бэкон получил титул барона Веруламского.
22 января 1621 года он отпраздновал шестидесятилетие своего рождения в кругу друзей и почитателей, воспетый поэтом Джонсоном, который пользовался такой славой у современников, что его ставили выше Шекспира . Через несколько дней Бэкона торжественно наградили титулом виконта Сент-Альбанского. Но через три дня собрался новый парламент, комитет нижней палаты, ревизовавший дела государственной канцелярии, предъявил обвинение во взяточничестве лорду-канцлеру. Лорды поддержали обвинение против Бэкона, и он предстал перед судом, карьера государственного деятеля была загублена "Возвышение требует порой унижения, а честь достается бесчестием. На высоком месте нелегко устоять, но нет и пути назад, кроме падения или по крайней мере заката - а это печальное зрелище " -писал Бэкон в эссе "О высокой должности" . В 1620 году Бэкон опубликовал свое основное философское сочинение - "Новый Органон". В 1623 году публикует свой самый объемистый труд "О достоинстве и приумножении наук" - первую часть "Великого Восстановления Наук" .
Личная жизнь мыслителя осталась незапятнанной, одевался он всегда просто, вел правильный образ жизни, не предавался азартным играм, обращался со всеми приветливо и отличался большим остроумием. Труды Бэкона переходят от частных вопросов к общим, он начал с рассмотрения законов Англии и кончил знаменитым введением в историю законодательства, известным под заглавием "О всеобщей справедливости и источниках права" .Этот труд был мечтой философа-энциклопедиста. Бэкон увлеченно изучал природные явления .Он записывал рассуждения о происхождении ветров, о жизни и смерти, о звуке, о плотности тел. Популяризируя свои идеи, Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 году). В последний год своей жизни Бэкон напечатал последнее, самое полное издание "Опытов" и перевод нескольких псалмов в стихах.
2 апреля 1626 года была холодная погода, шел снег Бэкон катался в экипаже с
медиком короля, и ему пришла мысль испытать действие снега на предохранение от гниения органических веществ. Он вышел из экипажа и, купив у одной крестьянки зарезанную курицу, тут же собственноручно обложил ее снегом. По всей вероятности, от этого он простудился, причем заболел так быстро, что
вынужден был остановиться в доме графа . Он написал письмо графу, извиняясь, что поселился в его доме без спроса. Ему было тогда шестьдесят шесть лет .Его похоронили в церкви Св. Михаила, где покоилась его мать .Бэкон не оставил после себя потомства, жена пережила его и вышла замуж за другого.Один из его друзей поставил ему памятник из белого мрамора, на котором он представлен сидящим и погруженным в мыслительный процесс.
За пять месяцев до своей смерти Бэкон сделал распоряжения относительно своего имущества и своих сочинений и написал духовное завещание, в котором солидную сумму выделил на учреждение двух кафедр реальной философии в Оксфордском и Кембриджском университетах. В этом завещании Бэкон не забыл никого из своих друзей и позаботился наградить своих слуг. [ 3]
Проблема человека и природы
Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков мотив философии Бекона. "Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм "ЗНАНИЕ - СИЛА!”, в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию.
Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека. В силу того, что основой книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, то Бэкон отказывается и от авторитета Аристотеля. "Логика, -пишет он, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна”. Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Его философию можно назвать своеобразным возрождением античной натурфилософии с ее наивной верой в незыблемость истин факта, с постановкой в центре всей философской системы природы.
Однако в отличие от Бэкона натурфилософия была далека от того, чтобы поставить перед человеком задачу преобразовать и подчинить себе природу, натурфилософия сохраняла благоговейное преклонение перед природой. Таким образом, центральной проблемой философии Ф.Бэкона можно назвать проблему отношения человека и природы, которую он решает в русле утилитаризма, можно сказать, что именно с него начинается европейский утилитаризм, наиболее ярко проявившийся в философии прагматизма (Джемс, Дьюи, Парсонс).
Понятие "призраков"
Итак, важнейшим условием овладения природой является знание, которое, по мнению Бэкона должно строится на новых принципах. Прежде всего, необходимо очистить познание от мешающих ему "призраков”, т.е. некоторых установок сознания или сложившихся традиций мышления.
"Существуют четыре вида
Главным учителем человека должна быть природа. "Лучше рассекать природу, чем отвлекаться от нее. Это и делала школа Демокрита, которая больше чем другие проникал в природу”. Бэкон впервые после долгого забвения упоминает имя Демокрита, возрождая таким образом античное философское наследие в его полноте.
Понятие опыта
"Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. "Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон.
Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания, "один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений”. Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка.
В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, "...человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, - чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет”. Для того чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить огромное количество плодоносных опытов, подобно муравью, который по песчинке собирает свой муравейник, в отличие от паука, создающего из самого себя затейливый узор своей паутины. С муравьями Бэкон сравнивал ученых-естествоиспытателей, а с пауками ученых-схоластов, книжников. Если первые приносят пользу людям, то вторые - задерживают развитие познания. Однако наилучшим типом ученого он считал - ученого, который как пчела по крупице собирает нектар опыта, чтобы получить из него новый, ценный и полезный как мед продукт - полезные знания, способные изменить мир для блага человека.[1,2]
2.1 «Эмперизм»
Бэкон развивает экспериментальное естествознание, указывая на то, что именно эксперимент, опыт должны быть идеалом науки. Любая наука, которая будет строиться на каких-то измышлениях, гипотезах, пустых построениях разума, обречена на неудачу. Наука может быть истинной только тогда, когда опирается на опыт, именно опыт есть, по Бэкону, и источник знания, и критерий истины, и единственное содержание науки. Такая концепция называется эмпиризмом.