Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:46, реферат
Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков мотив философии Бекона. "Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм "ЗНАНИЕ - СИЛА!”, в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона.
. Биография Френсиса Бэкона…………………………………………………..3
2. Философия Френсиса Бэкона……………………………………………….....6
2.1. Эмперизм……………………………………………………………………...9
2.2. «Идолы»……………………………………………………………………....11
2.3 «Индуктивное познание»………………………………………………...…..13
Список использованной литературы……………………………………………15
В работе «О достоинстве и приумножении наук» Бэкон указывает, что человечество накопило слишком много лишних знаний. В этом плане Бэкон делит всю историю человечества на три этапа: молодость, зрелость и старость. Молодостью являлась античность, а старостью — время Бэкона, время подведения итогов и создания серьезных научных систем.
Главным исходным пунктом для Ф.Бэкона является природа. Первая афоризм «Нового органона» так и гласит: «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может». Знаменитый третий афоризм гласит: «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие» (афоризм, который в краткой форме звучит так: «Знание — сила»).
Поэтому только из понимания того, что человек не превосходит природу, а является ее частью, ее слугой и может быть лишь ее толкователем, и вытекают основные положения философии Бэкона: вся наука должна быть собственно экспериментальной, даже те науки, которые всегда строились на рассудочных началах. Среди последних Бэкон перечисляет психологию, историю, поэзию.
Ф.Бэкон строит классификацию наук на основе познавательных способностей человека. Таких способностей три: память, воображение и рассудок. Каждая из наук может быть отнесена к одной из трех познавательных способностей человека. Память порождает исторические науки (история, по Бэкону, является архивом фактов и должна копить для человечества то, что недоступно прямому наблюдению). Должны быть истории природных и человеческих фактов. Историю фактов Бэкон противопоставляет истории систем (собственно, истории философии).
Поэзию Ф.Бэкон считает наукой, которая дает исходные факты для экспериментальной психологии, которой поэзия предоставляет переживания, эмоции. Основная познавательная способность — рассудок. Она порождает разные науки, главным образом философию, которую Бэкон понимает не как схоластику (сам термин «философия» Бэкон не отбрасывает, считая, что он является создателем истинной философии). Философия может быть метафизикой и физикой. Первая исследует основание всего сущего, т.е. форму (некий закон чистого действия, т.е. действия, происходящего без факта). Познанием этих законов и занимается метафизика. Физика занимается законами материи в ее частных проявлениях.
Бэкон признает и аристотелевское учение о четырех причинах, отрицая лишь четвертую причину — целевую и признавая другие три (формальную, действующую и материальную). Материальные причины есть предмет исследования физики, а формальные причины — предмет исследования метафизики.
Науки могут быть теоретическими и прикладными. Первые исследуют и открывают законы как формы чистого действия, и на основе этих законов или проявлениях этих законов в конкретных случаях (как в физике) создаются прикладные науки. Скажем, прикладную физику Бэкон называет механикой, а прикладную метафизику — магией (не в колдовском, а сугубо научном смысле).
В свою классификацию Бэкон по примеру Аристотеля не включает математику, которая не входит в классификацию, поскольку является инструментом для всех наук.
Первая часть «Нового органона» — критическая. В этой части Бэкон не создает нового учения, он хотел сделать это во второй части, но она не была закончена. Бэкон доказывает несправедливость методов философии и раскрывает причины того, почему не была создана истинная экспериментальная наука. Одна из основных причин — в том, что не был найден истинный метод философии. Философы всегда пользовались методом дедуктивным и в качестве инструмента для дедукции использовали аристотелевскую силлогистику.
Дедукция — метод, основанный на том, что из некоей умопостигаемой общей истины выводятся частные конкретные случаи. По Бэкону, нужно идти обратным путем: набрав частные случаи, т.е. факты, обобщать их и приходить к общим правилам, на основе которых открывать законы, т.е. формы чистого действия. Это индуктивный метод. Во второй части «Нового органона» Бэкон разрабатывает этот метод, а в первой строит критику, чтобы выбросить различный мусор из голов людей.
Но есть и другие ошибки, не приведшие к созданию истинной науки. Здесь Бэкон предлагает свое учение об идолах. [3]
2.2. «Идолы»
Человеческое сознание загружено четырьмя видами идолов: идолами рода, идолами пещеры, идолами рынка и идолами театра. Эти образные названия хорошо отражают суть учения Бэкона.
Идолы рода (идолы племени) — это идолы объективные, которых мы не можем избежать и которые можем только учитывать, и идолы, которые мы создаем сознательно и которых можем и должны избегать, если будем их знать. Идолы рода происходят от самой природы человека. Возникают они от смешения различных познавательных способностей, в том числе от наложения чувств (как эмоций и ощущений) на разум.
С точки зрения наложения эмоций на разум Бэкон указывает, что человек всегда стремится найти в природе больше порядка, чем в ней есть. Он переносит порядок своей собственной души, свою собственную целесообразность на природу. В человеке есть свой порядок, своя целеполагающая деятельность, но это еще не значит, что эту свою особенность человек должен переносить на природу. (Попутно замечу, что немногим позднее Р. Декарт, призывал, наоборот, искать в природе порядок даже там, где он не виден).
Чувства, т.е. ощущения, также накладывают отпечаток на разум, поскольку, перенося особенности своей познавательной природы на человеческий рассудок, они также мешают разуму прийти к обобщениям и осмыслению фактов.
Идолы пещеры возникают на основе личной индивидуальности каждого человека. Каждый из нас имеет свой талант, свое воспитание, каждый привык к определенному образу жизни, его интересует определенная профессия. То есть человек смотрит на мир как бы из своей пещеры.
Идолы рынка создаются (сознательно или бессознательно) самим человеком. Возникают они из-за общения при помощи слов. Слова создаются людьми, и многие из этих слов бессмысленны. Большинство философских терминов относятся именно к этим бессмысленным словам. Существуют три вида слов: истинные слова, ничего не обозначающие слова и плохо образованные слова. Большинство философских терминов относятся к ничего не обозначающим словам, многие научные термины являются словами плохо образованными и потому мешают человеку познать истину. Бэкон ругает аристотелевскую силлогистику и противопоставляет ей новую логику.
Силлогистика и вообще дедукция, по Бэкону, обладают лишь проясняющей способностью. При помощи дедуктивных методов, в частности при построении силлогизмов, человек может лишь объяснить то, что он уже знает, — открыть новые знания при помощи дедукции невозможно. Эта логика может быть логикой доказательства того, что уже известно, а нужно развивать не логику доказательства, а логику открытия.
Идолы театра созданы засильем авторитетов. Человек имеет слабость преклонятся перед авторитетами, которые, как актеры на сцене театра, подавляют человека своим талантом. Поэтому люди доверяют гениальным философам, создавшим свои системы, и подвергаются их воздействию, поэтому некоторые философские системы, в частности системы Платона и Аристотеля, особенно вредны, потому что своей мощью, красотой и логичностью подавляют человека и отвлекают его от поиска истинной картины мира. [4]
2.3 «Индуктивное познание»
Фрэнсис Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В целом индукция выступала у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, опирающийся на результаты экспериментов и опытов.
Начальным этапом индукции Бэкон называл
сбор фактов и их систематизацию. Бэкон
выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования:
таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных
ступеней. Возьмем любимый пример Бэкона:
кто-то хочет найти формулу тепла. Для
этого он соберет в первой таблице различные
случаи тепла, стремясь отсеять все то,
что с теплом не связано. Во второй таблице
он соберет вместе случаи, которые подобны
случаям в первой, но не обладают теплом.
Например, в первую таблицу могут быть
включены лучи солнца, которые создают
тепло, а во вторую - лучи, исходящие от
луны или звезд, которые не создают тепла.
На этом основании можно выделить все
те вещи, которые наличествуют, когда тепло
присутствует. И наконец, в третьей таблице
соберут случаи, в которых тепло присутствует
в различной степени.
Следующим этапом индукции, по мнению
Бэкона, должен быть анализ полученных
данных. На основе сравнения этих трех
таблиц мы можем выяснить причину, которая
лежит в основе тепла, а именно, по мысли
Бэкона, движение. В этом проявляется так
называемый "принцип исследования общих
свойств явлений". Дополнив индукцию
целым рядов приемов, Бэкон стремился
превратить ее в искусство вопрошания
природы, ведущее к верному успеху на пути
познания. Особую роль в познании играет
истинная индукция, которая позволяет
делать не только наиболее достоверные,
но и новые выводы. При этом новые выводы
получаются не столько как подтверждение
исходного предположения, а как результат
анализа фактов, противоречащих доказываемому
тезису. И здесь Бэкон прибегает к эксперименту,
как инстанции, устанавливающей истинность
фактов, противоречащих доказываемому
положению. Таким образом, индукция и эксперимент
помогают друг другу.
Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта и что опытно-индуктивный метод – это лучший способ познания окружающего мира. С этим сложно не согласится, ведь даже сейчас большинство открытий совершаются только благодаря экспериментам. При этом, как считал сам Бэкон, очень важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. Разработанный Бэконом индуктивный метод, лежащий в основе науки, должен, по его мнению, исследовать внутренне присущие материи формы, являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства - определенного вида движения. [4]
Список использованной литературы
1. [Источник сканирования: Бэкон Фр. Великое восстановление наук //Его же. Сочинения в 2 томах. Т.1 - с. 73 - 74 с. 307 - 310; Бэкон Фр. Новый органон (афоризмы об истолковании природы
и царстве человека //Его же. Сочинения в 2 томах. Т.2. - с. 18-33 (аф.38-64, 68). - (общ. ред. А.Л. Субботина). - М.: Мысль, 1977. - подборка осуществлена С.Л. Катречко]
2.[Фр. Бэкон Великое восстановление наук. Т.1. - с. 73 - 74 с. 307 - 310]
3. Литвинова Е. Ф. Ф. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. СПб., 1891.
4. Ф.Бэкон. Сочинения, 2-е испр. и доп. изд. М., 1977-78.