Философия и ее роль в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:29, контрольная работа

Описание

Как отмечал в свое время О. Шпенглер, у культур общая структура и судьба, но каждая из них живет своей особой жизнью, создает собственные ценности – религию, науку, искусство, нравственность, стиль и законы мышления, ощущения, видения и переживания, социальные и политические учреждений. Он считал, что каждой культуре свойственен свой собственный способ видеть и познавать природу, чувствовать и переживать историю.

Содержание

Философия как часть духовной культуры общества и личности. Философия как любовь к мудрости.
Происхождение философии.
Сущность философских проблем.
Философия как мировоззренческая форма сознания.

Работа состоит из  1 файл

тема1. философия.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

      В последние десятилетия слово  «философия» только в его буквальном переводе соотносилось с мудростью. Существо же его не принималось во внимание. Некоторые поборники философии  как науки снисходительно замечали: такое значение этого термина «устарело», оно «архаизм», дискредитирующее современную философскую науку.

      Однако, нет сколь-нибудь веских причин отказываться от давней традиции, от философии как  любви к мудрости. Во-первых, в  нем отражен определенный этап становления философии, причем — как научного знания (см. об этом подробнее в главе III); это «историческое" не ликвидировано последующим развитием человеческой культуры, но ассимилировано и сохранено, хотя и в несколько модифицированном виде. Во-вторых, как только что мы видели, близость философского знания к житейскому опыту, к личностному и обыденному знанию обусловливает включение в его состав также и мудрости как определенного, ценностного отношения к бытию. Может даже стоять вопрос: а не является ли мудрость, или мудрое философствование той осью координат, на которой «завязаны» все другие разновидности философских размышлений?

      Вся человеческая культура, если посмотреть на нее как на целостность, оказывается  состоящей из частей, или сегментов, соответствующих познавательным способностям человека и специфическим предметным областям действительности. Ее общая структура подобна структуре философского знания. Философия — средоточие культуры, ее ядро. И насколько целостным оказывается это ядро, настолько, по-видимому, будет целостной вся духовная культура человечества. Во всяком случае, от процессов синтезирования и интегрирования, которые происходят и будут в дальнейшем происходить в философии, в немалой степени будет зависеть и развертывание интегративньгх связей внутри культуры. 

2. Происхождение  философии

      Мифология и религия в истории философии  и науки имеют предварительное, подготавливающее интеллектуальную почву, предфилософское, значение. Когда рассматривают  историю философии, то начинают ее именно с периода господства мифа, в котором находит себе выражение настоятельная духовная потребность объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мысль первобытного человека и устремилась к постижению определяющих бытие природы и человека сил. Именно благодаря этому этапу позднее возникнет философия и наука. И формула "от мифа к логосу" (от образа к понятию, от веры к разуму), объясняющая процесс происхождения философии, как раз раскрывает значение мифологического периода в интеллектуальном развитии человечества.

      Мифология является исторически первой формой мировоззрения. Она возникает на самой ранней стадии общественного  развития. Тогда человечество в форме  мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания (космоса) в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение сил в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству, эволюции природы (космогония). Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных (служащие объектами для подражания, ритуальными образцами поведения).

      Миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое  образное синкретическое представление  о явлениях природы и коллективной жизни. Если применительно мифу можно  говорить о познании, то слово "познание" здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Для первобытного человека знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

      Основным  принципом решения мировоззренческих  вопросов в мифологии был генетический (генезис - становление). Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в "Теогонии" Гесиода и в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера - собраниях древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся, например, следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлые День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

      На  ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу, свидетельствующий о разложении традиционной картины мира, неудовлетворительности объяснения для нового человека (этот процесс происходит примерно в 1-м тыс. до н.э. во всех известных культурах того времени - Индии, Китае, Ближнем Востоке, Греции).

      Мифология не была единственной дофилософской  мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. На самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются "религиозными", а другие - "мифологическими". Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

      Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана "укоренить" человека в трансцендентном (в том, что выходит за его границы, в запредельном).

      Таким образом, философия появляется на той  ступени истории, когда в связи  с развитием общественных отношений  начинается разложение миологического сознания. Первые философские системы возникают более или менее одновременно в культурах Индии, Китая и Др. Греции (7-6 века до н. э). В новых условиях "место" человека определяется в значительной степени не традицией и связанными с ней нормами жизни, а собственной активностью человека, при чем успех его целенаправленной деятельности зависит от того, сумеет ли человек охватить существующие независимо от него и не укладывающиеся в рамки обыденного сознания реальные связи окружающей его динамической социальной обстановки. Все это и создает предпосылки для появления сознательного теоретического отношения к миру, противопоставления субъекта и объекта, при чем субъект отличает себя от мира и выступает в качестве деятеля. Отсюда вытекал основной вопрос философии о соотношении материи и духа, бытия и сознания.

      Античность  создала термин "философия", сформулировала ее проблематику, наметила пути ее решения, выделила основные философские направления (материализм и идеализм). Термин "философия" в переводе с греческого означал "любовь к мудрости". Философия стала формой общественного сознания, направленной на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека. В отличие от предшествующих ей форм мировоззрения (мифологической и религиозной) - философия стремилась реализовать мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, противопоставляя антропоморфизму мифологии представление о мире как о поле действия объективных безличных сил (категорий, сущностей - бытия, небытия, становления, движения и покоя, пространства, времени), а традиционности мифа - - сознательный поиск и выбор осознанных представлений на основе логических и гносеологических (теоретико-познавательных) критериев (обоснованность, доказательность, истинность, понятность). 

3. Сущность философских  проблем.

      Постижение  необъятного открывает человеческому  уму вечное, бесконечное, единое в  неисчислимом множестве изменяющихся, имеющих свой конец, разнообразных  вещей. Вот почему не всякое знание (например, знание единичного, случайного, эмпирического калейдоскопа повседневной жизни, «глупой бесконечности») является мудрость. Такое обилие знаний, мудрости не прибавляет, как говорит пословица, “Уму не учит”.

      Таким образом, цель философии – познание необъятного.

      Философия не только стремится подниматься  над случайным и единичным, а  и перешагнуть через время. Философская  мысль - это мысль о вечном. Она  является тем волшебным зеркалом, вглядываясь в которое человек  видит себя как существо космическое, вечное. Поэтому в фокусе познавательного интереса философии на протяжении всей истории ее существования находятся такие вопросы (вечные проблемы): что является основой и первоначалом всего сущего. Как соотносятся в мире материальное и духовное начала. В каком состоянии пребывает космический универсум: в движении он или в покое, хаотический или упорядоченный, свободный или детерминированный, имеет цель своего развития или нет. Но самое главное это то, что философов всегда интересовал не мир сам по себе, не мир как таковой (этот объективный мир является главным объектом внимания науки), а живое отношение человек - мир, взятое в целостности и общности.

      Например, даже ранних греческих натурфилософов проблемы вселенной, космоса интересовали не сами по себе, а в контексте  решения проблем человеческого бытия. За видимым бесконечным разнообразием тел и явлений природы греческие философы - досократики (VI -V вв. д.н.э.) пытались познать единую сущность. Бесконечная сила, упорядоченность и гармония космоса были в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общий мир, и их моральность. Софисты (учителя мудрости) уже в V в. д.н.е. Провозгласили известный тезис «Человек является мерой всех вещей», а Сократ в своей ироничной шутливой манере заявил, что природу он не замечает, она его не интересует. Лозунгом его философии, как известно, стало выражение дельфийского оракула «Познай самого себя».

      Человек - альфа и омега, исходный пункт  и конечная цель философствования, какой бы материал не анализировался, какую бы форму не приобретала философия. Это направление философии проявляется на протяжении всей ее истории, имеет тенденцию к расширению и углублению антропологической проблематики. В эпоху Возрождения, к примеру, понятие предмета философии формулируется одним из замечательных гуманистов XV в. Колюччо Салютати так: «Размышления об активности человека, живое понятие общего труда, размышления о положении человека и его судьбу, о его поведении, способ жизни, сама живая причастность ко всему драматичному жизненному опыту –это и есть философия». Знаменитые вопросы, которые сформулировал Иммануил Кант в XVIII в. («Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?») очертили не только предметное поле философии Нового времени, а и подготовили экзистенциально - антропологический поворот в философии XX в.

      Философия базируется на особом типе мышления, который  не направляется к утилитарно - прагматическому  или сугубо рациональному знанию, не отождествляет себя с пользой, с истиной или с мудростью «на все времена», но обеспечивает тот настрой ума и души человека, который лежит в основе так называемого «философского/ рефлексивного/ отношения к жизни». «Философское отношение к жизни» - это не непосредственное, дающееся практически каждодневно - жизненными потребностями отношение, а отношение через осмысление имеющихся форм культуры, (мораль, религию, искусство, науку), это позиция некоторой отстраненности от повседневной жизни, это возможность посмотреть на мир и на себя в этом свете с точки зрения вечности.

      Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что  ее предметом является целостное  отношение человека к миру. Основными  аспектами (или даже относительно самостоятельными отношениями внутри такового) целостного отношения человека к миру, которое является обобщением всех философских размышлений.

      Вопрос  о природе философского знания имеет  такую трактовку: или показывается философия естественным наследием  развития общественных нужд, которые принципиально не удовлетворяются ничем другим; или философия - “ничья земля" между теологией и наукой (так трактовал философию великий английский философ Б. Рассел); или философия -промежуточное положение идей, этап в их развитии от теологического или фиктивного до научного или (это точка зрения родоначальника позитивизма О. Конта); или философия - всего лишь форма политической идеологии (видимость чего создавалась и в эпоху Просвещения, и – тем более в советскую эпоху) и т.д.

Информация о работе Философия и ее роль в жизни человека и общества