Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:01, контрольная работа
Философия Беларуси - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. В узком смысле - это история философии Беларуси (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной философии Беларуси).
Особенности развития философии в эпоху
Просвещения….…………………………………………………..…....5
Философия и естествознание в эпоху Просвещения. (Б. Добшевич, К. Нарбут, А. Довгирд)………………................................................8
………………………………………………………..………11
Просвещения….……………………………………
………………………………………………………..………11
Введение
Философия Беларуси - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. В узком смысле - это история философии Беларуси (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной философии Беларуси).
В более широком смысле - весь комплекс представлений и рефлексивных идей (вне дисциплинарных рамок, существовавших или ретроспективно апплицируемых на реально сложившуюся историю) относительно (или имеющих отношение к) социокультурной исторически сложившейся целостности, обозначаемой понятием "Беларусь" или презентующими ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого (Киевская Русь, Великое княжество Литовское - ВКЛ, Российская империя, Белорусская Народная Республика (БНР), БССР, Республика Беларусь - РБ).
Реальную, однозначную, устраивающую всех, приемлемую границу между первым и вторым провести практически невозможно, любая предлагаемая версия будет компромиссной, вынужденной считаться с аргументами обеих трактовок. В этом отношении более оправданным представляется принятие за исходную первой трактовки (иначе утрачиваются критериальные границы предмета рассмотрения), но вписывание ее в более широкий контекст второй трактовки, задающий общую систему координат. В этом случае становление философии Беларуси выступает как сложный, многоэтапный и много векторный процесс, задаваемый спецификой развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры (включая ее философскую рефлексию) как уникальной самодостаточной целостности, в контексте эволюции европейского региона в целом.
Первое, что необходимо отметить
и из чего исходить, - это постоянная
прерывность (точнее даже
Беларусь в этом отношении далеко не единственна в Европе (достаточно сослаться на пример Чехии, Болгарии, Сербии или Хорватии), но осознание данного фактора сразу же задает специфику анализа философии Беларуси по отношению к странам, где развитие философской мысли не знало (не ощущало в такой степени) таких "разрывов". Наиболее целостно и институционально оформлено в этом отношении в истории Беларуси выглядит развитие комплекса философских (и близких к ним) идей, начиная с первых десятилетий 16 в. по примерно 1820-1830-е. В какой-то мере можно говорить о подобной целостности и на протяжении 20 в. Второй фактор, заслуживающий внимания и имеющий несомненное влияние как на исторические судьбы страны, так и на круг сложившихся в ней идей - постоянное полярное (полюсное) напряжение между Западом и Востоком. Включенность (исторически и культурно) в восточнославянский регион, зону византийского влияния (точнее - притяжения) в начале становления сменяется переключением на западноевропейский культурный и философский контекст при военно-политической экспансии на Восток и пусть ослабевших, но не прервавшихся культурных взаимовлияниях с землями бывшей Киевской Руси. Вслед за этим - новый поворот ситуации - сначала военно-политическая экспансия Московской Руси, затем включение Беларуси в орбиту культурного и идейного влияния последней и, наконец, окончательное поглощение Беларуси Российской империей в конце 18 в. и более чем вековое развитие страны в рамках новой целостности, что так и не смогло полностью снять западный вектор, но способствовало его отождествлению с "польскостью", т.е. локализировало и ограничивало его действие.
Короткий
период попыток дистанцироваться в культурном
пространстве, как от Запада, так и от Востока и
утвердить собственную самодостаточность
и отдельность в первые три десятилетия
20 в., и новое растворение в единой
новой общности - "советском народе"
сменяются в 1980-е новым поиском само идентичности
и ее оснований. Ко второму фактору близок
по оказываемому воздействию и третий:
за редкими исключениями, развитие страны
и нации происходило при ее включенности
(исторически и культурно) в более широкие
целостности (вплоть до интеграторских
инициатив 1990-х). Последний фактор глобального
уровня - почти всегда недостаточная самостоятельность
собственно философского развития. Долгое время
в Беларуси философские идеи не были представлены
как собственно философия или хотя бы по-преимуществу
как философия (в качестве профессионально
институционализированной сферы деятельности).
Они были: или целиком органически встроены
в религиозное мировоззрение (эпоха Возрождения); или развивались
под непосредственным влиянием религии
(Реформация) и служили решению
религиозных задач (Контрреформация, частично Просвещение); или сочетались с доминирующими
установками восстановления государственности
(с конца 18 в.) и национального Возрождения
(с середины 19 в.); или облекались в одежды
революционных идей освобождения угнетенных
(народничество и марксизм второй половины 19- начала
20 в.); или, наконец, "догружались"
идеологическими установками "коммунистического проекта"
и программными целями ВКП (б) - КПСС.
Общая
характеристика белорусской философии
данного периода.
В последней трети XVIII в. в Беларуси под
влиянием не только французского Просвещения,
но и творчества прогрессивных белорусских
мыслителей конца XVII — начала XVIII в. получают
распространение идеи Просвещения. Выразители
этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут
считали свободу мысли обязательным условием
развития науки. Взгляды большинства белорусских
просветителей развивались в русле теории
"натурального права", которая была
изложена в труде Т. Млоцкого "Свидетельство
об истоках натурального права" (1779).
Автор не был согласен с тезисом Гоббса
о решающей роли силы в историческом процессе,
склоняясь в своих воззрениях к теории
"общественного договора" Руссо.
Последующие
события (война 1812 г., а также русификаторская
политика царизма) вызвали кризис идеологии
и философии Просвещения и вместе с тем
их своеобразный ренессанс в Виленском
университете. Это выразилось, в частности,
в появлении философских работ Яна и Андрея
Снядецких, в использовании идей Просвещения
в деятельности легальных и тайных обществ
шубравцев, филоматов, филаретов, "военных
друзей" и др.
Конец 18 – нач. 19 века связан со становлением
практического естествознания и его философским
осмыслением (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я.
Снядецкий); анализируются проблемы познания
(опыт, истина), методы научной деятельности,
способы построения науки. Закат тенденций
Просвещения в философской мысли Беларуси
наблюдается уже в середине 19 века, когда
происходит смена духовно-нравственных
ориентиров, связанная с вхождением в
состав Российской Империи.
Особенностью
философии Беларуси (в том числе
и рассматриваемого периода) можно
назвать тенденцию к
С
демократических позиций
(Б.
Добшевич, К. Нарбут,А.
Довгирд)
Во второй половине XVIII в. в Речи Посполитой распространилась так называемая «эклектическая философия» — сочетание схоластики с идеями новоевропейской науки и философии. Переход от схоластики к философии Нового времени проявился во взглядах профессора Виленского университета Бенедикта Добшевича.
Бенедикт Добшевич (1722-1794) - представитель эклектической философии в Беларуси и Литве, иезуит. Учился в Новогрудке и Вильне. Преподавал также в Новогрудке и Вильне, с 1773 - декан теологического факультета Виденской академии. В 1760 издана первая книга Добшевича "Взгляды новых философов...", фактически являющаяся курсом лекций, прочитанных автором в Новогрудском иезуитском коллегиуме. Другие работы: "Лекции по логике..." (1761), "Философские тезисы" (1762), "Краткие извлечения из универсальной философии" (1771). В этих работах Добшевич представляет философскую мысль в Беларуси и Литве переходного периода от схоластики к новой философии. Главной задачей философии (в духе раннего Просвещения) Добшевич считает постижение истины и блага. Основой философии он считал разум и естественные науки, стержнем которых является математика, без которой невозможна рациональная мысль. Первой частью философии является логика, опирающаяся на законы математики. Логика выступает по сути в новом качестве методологии, использующей истины математики и законы естествознания. Основными принципами логики Добшевич считал принцип достаточного основания и принцип сомнения. Не соглашаясь с Вольфом в том, что критерий истины - это только логическое понятие, Добшевич принимает концепцию Лейбница о двух истинах: необходимой (критерием может быть только разум) и случайной (критерий - индукция, опыт). В логике он стремился учесть и разум и эксперимент, примирив традиции логики, математики и новации естественных наук. Но все же больше разработан у него анализ понятий, то, что мы представляем себе как семантику и прагматику. Так, он показывает как одно и то же математическое понятие может быть представлено по-разному. Например, прямая линия - кратчайшее расстояние между двумя точками, или - такая линия, конечные пункты которой ограничивают срединные точки, либо - такая линия, все части которой подобны. Вывод: под разными названиями содержится один и тот же смысл. Таких рассуждений у Д. немало, что позволяет говорить о предвосхищении современной логико-семантической парадигмы. Следование методу Декарта и особенно его "методическому сомнению" находит у Добшевича интерпретацию в духе толерантности по отношению к любым иным мнениям, что созвучно современному принципу диалога (Бахтин). Более традиционна у Добшевича метафизика, которая подразделяется на онтологию, этиологию (учение о причинности), естественную теологию, пневматологию (учение о духах), психологию и космологию. В целом философской системе Добшевича присущи постоянные противоречия между философскими и теологическими положениями
В его трудах рассматриваются философские и естественнонаучные идеи П. Гассенди, Р. Декарта, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Н. Мальбранша, Р. Бойля, Г. Лейбница, X. Вольфа и других ученых, излагаемые в соединении со схоластической философией.
Начиная с Б. Добшевича схоластическая философия в Литве и Беларуси стала заметно утрачивать свои позиции. В трактатах по философии пошли на убыль споры об универсалиях, все чаще обсуждались взгляды философов Нового времени. В 1773 г. римский папа Климент XIV распустил орден иезуитов, кончилось господство их идеологии в Виленском университете и в общественной жизни Литвы и Беларуси.
Идеи просветительской философии стали распространяться в Великом княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738–1807).
Нарбут Казимир (1738-1807) - представитель эклектического направления в философии эпохи Просвещения в Беларуси и Литве. Учился в пиарской школе в Щучине, затем в Любешовском новициате и пиарском коллегиуме в Дубровице. С 1759 - в Виленскои пиарском коллегиуме, около четырех лет - в пиарском училище в Риме. После возвращения в 1764 назначен профессором и префектом в Дубровицу. Затем переведен в Вильно. С 1773 по 1775 как воспитатель сыновей литовского подскарбия находился в Германии и Франции. Затем работал в Эдукационной комиссии в Варшаве. После третьего раздела Речи Посполитой отошел от дел, жил в деревне под Лидой. В 1769 издал в Вильно работу "Логика, или Наука рассуждения и разумного разговора". Автор курса "Эклектической философии". Совместно с учениками издал в 1771 "Избранные суждения из философии...". В качестве условий возможности философии рассматривал принципы свободы рассуждения и критического отношения к любым высказываниям. Целью философии считал поиск истины, направленный на решение практических задач общественной жизни. Последовательно выступал против схоластики, видя в ней препятствие для развития науки. Сторонник деизма. Основа познания - точность и очевидность идей, следование принципам метода Декарта. В начале 1770-х высказал идею о социальной природе человека, близкую идеям Греция и Локка. Государство рассматривал как организацию, возникающую в интересах всех и каждого по отдельности. Отстаивал идею автономности от государства естественных прав личности, которые лишь гарантируются государством. Основа общественного устройства - законы и неукоснительное следование им. Идеолог широкого светского образования. Критик сословной системы образования и воспитания, особенно иезуитской концепции, сам занимался школьной реформой в Беларуси и Литве. Одной из основных образовательных дисциплин считал светскую этику. Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко.
Информация о работе Философия и естествознание в эпоху Просвещения