Философия и естествознание в эпоху Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:01, контрольная работа

Описание

Философия Беларуси - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. В узком смысле - это история философии Беларуси (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной философии Беларуси).

Содержание

Особенности развития философии в эпоху
Просвещения….…………………………………………………..…....5
Философия и естествознание в эпоху Просвещения. (Б. Добшевич, К. Нарбут, А. Довгирд)………………................................................8
………………………………………………………..………11

Работа состоит из  1 файл

Философская мысль Беларуси в эпоху Просвещения.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

     Нарбут  оставил значительное рукописное наследие, в том числе по философии, логике, этике, естествознанию и т. д. Писал свои произведения по-польски. Издал в Вильно первый учебник логики на польском языке. Воззрения Нарбута на строение мира основаны на идеях Коперника, Галилея, Ньютона, Кеплера.

     Довгирд Аниол (1776-1835) - белорусский мыслитель, преподаватель философии, католический священник. Учился в Вильне, а также в Любешеве и Дубровице у пиаров, у них же принял обет, преподавал в пиарских училищах Беларуси физику, математику и др. предмтеты. С 1818 - профессор Виленского университета, где с перерывами преподавал до 1832. Опубликовал курс лекций «О логике, метафизике и моральной философии» (1821), а в 1828 - первую часть задуманной трилогии «Логика теоретическая и практическая» (Полоцк). В 1828 защитил докторскую диссертацию по теологии «О чудесах». Многие рукописи Довгирда философского содержания считались погибшими и лишь в 60-х гг. XX ст. были найдены Э.К. Дорошевичем. Философия Довгирда  - парадоксальное сочетание теологии и локковско-кондильяковского сенсуализма. Был близок шотландской школе. Логика Довгирда весьма психологизирована и во многом опирается на данные естествознания и эксперимент как критерий истинности. Использует модель логики Кондильяка, обогащая ее новыми элементами и активно полемизируя с кантианством и юмизмом. Специально разбирает возникновение и эволюцию детских мыслительных способностей. Критиковал идею трансцендентности, считая ее противоречащей принципу теологии. Специально анализировал противоречия концепции Канта о ноуменах. Противопоставлял трансцендентальному идеализму философию здравого смысла, тезис вещественности бытия материальных предметов (его посмертно опубликованная работа называется «Вещественность человеческих знаний», 1839). Философская система Довгирда включает в себя историю философии, логику, метафизику (натуральную теологию), моральную философию. Этика Довгирда эвдемонистична. Условием морального действия он считал единство совести и знаний, моральный императив формулировал следующим образом: «Всегда делай так, чтобы не было стыдно объявить всему миру про свое действие и те мотивы, которые тебя на него подвигли». Высший принцип морали - личная открытость миру. В целом система Довгирд выходит из теологической сферы в чисто философскую и сциентистскую, как бы предшествуя позитивизму.

     Довгирд  впервые разработал систему психологической логики. Критиковал идею трансцендентности, считая ее противоречащей принципу теологии. В отличие от Иммануила Канта, считал пространство и время существующими независимо от человека. Противопоставлял трансцендентальному идеализму философию здравого смысла, тезис вещественности бытия материальных предметов. Условием морального действия считал единство совести и знаний, высшим принципом морали – личную открытость миру.

   Заключение.  

   В целом период 18 - начала 19 ст. (примерно по 1830-е) в истории философии Беларуси может быть охарактеризован как предпросвещенческий и просвещенческий. Отдельные его импульсы ощущались еще практически всю первую половину 19 в.: сенсуализм А. Довгирда (1776-1835), шеллигианство Ю. Галуховского (1797-1858), кантианство Ю.У. Быховца (1778-1845), моральная философия Ф. Бохвица (1799-1856), эстетика Л. Баровского (1784-1846), теология В. Бучинского (1789-1853) и др.

     Спорадичность профессионального философствования в первой половине 19 в., закрытие высших учебных заведений и т.д., сворачивание традиции Просвещения, смена ценностно-культурных ориентиров, связанная с вхождением Беларуси в состав Российской империи, свидетельствуют о завершении целой эпохи в развитии философии Беларуси, заданной деятельностью Ф. Скорины. Но в это же время начинается поиск основ новой философии (в значительной мере в отрыве от предшествующей традиции). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия и естествознание в эпоху Просвещения