Философия И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание

Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII века до первой половины XIX в. включительно. С Канта (1724-1804) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
2 ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА
2.1 Личность и начало творчества
2.2 Докритический период в творчестве И. Канта
2.3 Теория познания И. Канта
2.4 И. Кант «О человеке»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

фил 2.docx

— 44.13 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету: Философия

         Тема: «Философия И. Канта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  2. ФИЛОСОФИЯ  И. КАНТА
    1. Личность и начало творчества
    2. Докритический период в творчестве И. Канта
    3. Теория познания И. Канта
    4. И. Кант «О человеке»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимо  сделать пояснения, почему И. Кант считается (и по праву) основоположником немецкой классической философии, которая действительно  отличается некоторыми принципиальными  моментами от предыдущего развития философии, хотя и прямо как бы стоит на плечах философии Просвещения XVIII века, апеллирующей к просвещенному  разуму при рассмотрении фундаментальных  философских проблем бытия мира, природы, человека и общества. Эта  традиция сохраняется и в немецкой классической философии.  

Понятие  "немецкая  классическая    философия"    охватывает воззрения  Канта,  Фихте,  Шеллинга,    Гегеля    и    Фейербаха. Хронологически  творческая  деятельность  названных    мыслителей занимает почти целое столетие: со второй  половины  XVIII  века до первой половины XIX в. включительно. С Канта (1724-1804) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука. Он считал, что для того чтобы решить  проблемы  бытия,  морали  и религии  нужно  знать  возможности  человеческого  познания    и установить его границы. Необходимые условия познания  заложены  в самом разуме и  составляют  основу  знания.  Они придают  знанию характер необходимости и всеобщности.

В то же время для немецкой классической философии характерно тяготение  к созданию универсальных философских  систем, традиция, которая была почти  утрачена в предыдущие эпохи после  античности. И. Кант возвращается к  этой традиции, и в этом плане  он является основоположником и родоначальником  немецкой классической философии. Так же, отличительной чертой немецкой классической философии является концентрация внимания на творческой деятельности человеческого духа, обладающего, по их мнению, автономностью и суверенностью по отношению к природе и миру. Другими словами, свобода человеческого духа и человеческой воли явились одной из центральных проблем немецкой классической философии. И к формированию такой традиции И. Кант приложил немалые усилия.

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником  немецкой классической философии - грандиозного этапа в истории мировой философской  мысли. Охватывающего более чем  столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам  и важного по своему воздействию  на человеческую духовную историю. Он связан по истине с великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) - все они в высшей степени оригинальные мыслители.

Прежде  всего мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении"1. И представителям немецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени - периода грандиозных социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности.

Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и систематическую  науку, науку как специфическую  по сравнению с естествознанием.

Вторая  особенность немецкой классической мысли заключается в том что  ей выпала миссия придать философии  облик широко разработанной и  значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы  дисциплин, идей и понятий, системы  сложной, отдельные звенья, которой  взаимосвязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие.2

Кант  и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в целом, о закономерностях её развития. Они  размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии - таковы были в эпоху  Канта дисциплины философии. Еще  задолго до Канта охватывалось понятие "метафизика". Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода. 

Поэтому третья особенность этой философии  заключается в проложении пути нового по отношению к метафизике методу мышления и познания - метода диалектизма, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому. 

Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического  развития. В трактовке развития общества прилагаются рациональные мерки  и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с  помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Немецкие философы полагали, что главным  двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т. е. идеальные  мотивы, объединяемые в понятия сознания, "духа", мышления, познания, центральных  для немецкой классической философии.

И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА

 

2.1 Личность  и начало творчества

 

Кант говорил о том, что вопрос о человеке, т. е. антропологический вопрос - главный для философии. Не случайно, подводя некоторые итоги развития своего философствования, Кант все главные, занимавшие философские вопросы (что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться?), по сути дела, свёл к единому вопросу о человеке. Что есть человек и к чему он предназначен - таков проблемный стержень всей кантовской философии.

Иммануил Кант родился  в 1724 году в Пруссии в семье  шорника (ремесленника изготовлявшего сёдла, уздечки), труд которого в тогдашней Германии считался почётным и имел достаточно высокое уважение. Рождение и воспитание в семье шорника наложило на становление личности Канта свои особенности: уважительное отношение к другим людям и их труду, честному и достойному. Поэтому сыну ремесленника Иммануилу Канту был открыт доступ в Кёнигсбергский университет и окончить его, а затем стать университетским профессором, выдающимся философом и учёным. В годы учёбы в университете Кант уже думает над тем каким путём нужно формировать новую философию. Он внимательно изучает философские системы предшествующих философов. В особенности его привлекает английская философия - учения Локка и Юма.

После окончания университета в 1746 году Кант вступает в новый

путь: он становится домашним учителем. Годы учительства не прошли бесследно, и в 1755 году Кант своими оригинальными произведениями занял особое место в философском творчестве. Его мысль начинает участвовать в обновлении философии Германии.3

 

    1.   Докритический период в творчестве И. Канта

 

Все творчество И. Канта можно разделить на два  больших периода: «докритический»  и «критический».

В «докритический»  период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма.

Самая первая работа Канта - трактат "Мысли об истинной оценке живых сил" (1746 год помечен годом окончания университета). Эта работа, которая содержит в себе то, что можно назвать искренним и страстным определением жизненной ориентации молодого ученого, обоснованием и защитой ценностей творческого новаторского труда.

Кант как начинающий философ  пытается ответить на такие вопросы как: может ли он посягнуть на критику великих ученых, великих философов? Имеет ли он право судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем, не заключена ли тут немыслимая дерзость - встать вровень с ними? В связи с этим в личностном облике Канта проявляются такие качества: как смелость и дерзость новатора, его доверие к своему творческому порыву, самоуважение и достоинство.

В 1755 году Кант пишет и  защищает три диссертации.4 Одна из них посвящена проблеме огня (июнь 1755 год). Подобно Гераклиту, у которого огонь был первоначалом диалектики, Кант подходит к проблеме огня, пытается исследовать в естественнонаучном и одновременно в философском ключе. Эта работа своего рода была пособием для студентов.

В сентябре 1755 году он пишет  вторую диссертацию "О принципах метафизического познания" - "габилитационную", как её называли.

Она подтверждала право на звание приват-доцента философии. Здесь  Кант выходит на тему «философской метафизики». Защитив вторую диссертацию, Кант приобрел право читать лекции в университете.

В конце 1755 года написана третья диссертация "О философской монадологии".

Только в 1780 году он стал профессором Кенигсбергского университета. Кант все больше находит себя в философии, которая связана как естественнонаучными сюжетами, так и с проблемами человека. Большую роль для становления самого Канта и для всей мировой философии сыграла его работа под названием "Всеобщая естественная история и теория неба".

Исследование Канта заключает  в себе интерес и для современного человека, и для современного мышления. Прежде всего это относится к борьбе нового типа мышления против религиозной и философской догматики, к борьбе ученого, философа, который имел возможность использовать ростки нового критического мышления человечества.

Канту с самых его первых шагов в философии было важно  и интересно построить картину  подвижного и одушевлённого, динамичного  мира. Омертвение мира, которое получается при построении механистической  его картины, Канта не может удовлетворить. Главный результат, достигнутый  кантом в данной работе, состоит  как раз в том, что мир действительно  предстает как динамический, подвижный, полный  живых сил и тенденций. Его невозможно постигнуть и тем  более представить себя в генезисе, если ограничится чисто механическими  силами. Таким образом. Кант встает на путь «исследования мира согласно принципам Диалектики». Кант ещё увереннее пойдет по пути одушевления мира, придания ему диалектического динамизма, внутренней спонтанности, развития по законам внутренних противоречий. Это и будет начало диалектической концепции развития - очень важного достижения немецкой классической философии.

В 70-80 годы Кант ищет новые  пути в философии - фундаментальные  основания философии. В "докритическом" развитии Канта (до 1781 года) наиболее интересны  теоретические точки роста, из которых  потом родились "Критика чистого  разума" и "Критика практического  разума".5

Два главных произведения Канта образуют мостик к "Критике  чистого разума".

Одно из них называется "Наблюдения над чувственном прекрасного  и возвышенного", второе - "О  форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого  мира".

 

    1.   Теория познания И. Канта

 

Кант  отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно  взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые  может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого  познания.

Главным философским произведением Канта  является «Критика чистого разума»6. Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».

Кант, вслед  за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его  связь — всеобщность и необходимость  не из него. Однако, если Юм из этого  делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего  лишь привычкой, то Кант эту связь  относит к необходимой априорной  деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько  предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это  познание должно быть возможным априори»7.

Кант  не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту  веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот  в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности  знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир  должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как  бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в  себе) и той субъективной формы, в  которой эти ощущения постигаются  сознанием. Единое синтетическое целое  материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости  становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир  как он есть сам по себе (то есть вне  деятельности формирования сознания) — вещи в себе и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

Информация о работе Философия И. Канта