Философия И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание

Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII века до первой половины XIX в. включительно. С Канта (1724-1804) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
2 ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА
2.1 Личность и начало творчества
2.2 Докритический период в творчестве И. Канта
2.3 Теория познания И. Канта
2.4 И. Кант «О человеке»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

фил 2.docx

— 44.13 Кб (Скачать документ)

В опыте  выделяется два уровня формообразования (активности) сознания:

1) субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.

2)  категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный синтез.8

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (Лейбницевский термин). В «Критике»  много места уделяется тому, как  понятия рассудка подводятся под  представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный  категориальный схематизм.

Знание  даётся путём синтеза категорий  и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка, Кант задается вопросом возможности  чистого применения рассудка, которое  он называет разумом. Здесь возникает  новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого  разума Кант доказывает, что разум  не может иметь конститутивного  значения, то есть основывать на самом  себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которого одинаково  обосновано), но только регулятивное значение — как систему принципов, которым  должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

 

    1.   И. Кант «О человеке»

 

Воззрения Канта о человеке отражены в книге  «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в  соответствии с тремя способностями  человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.9

«Что  такое человек?»

Человек — это «самый главный предмет  в мире», так как у него есть самосознание.

Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное  свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Кант  ставит вопрос: может ли человек  иметь представления и не осознавать их? Такие представления, согласно Канту, являются «темными». Во мраке сознания может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

Рассудок порой не в состоянии избавиться от влияния представлений даже в тех случаях, когда считает их нелепыми и пытается противоборствовать им. Так, например, обстоит дело с сексуальным чувством, когда от страсти мутится разум. На большой карте нашей души, говорит Кант, освещены только немногие пункты — это обстоятельство может возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом, ведь если бы некая высшая сила сказала: «да будет свет!», то это произошло бы без малейшего содействия с нашей стороны. Перед нашими глазами открылось как бы полмира.10

Анализу Канта подверглись и такие способности человека, как талант и гений. Талант, проявленный в изобретении и открытии — высший уровень дарования, реализация данных от природы способностей. Гений — высшая степень творческой одарённости, проявленная в изобретении и открытии нового.

Анализируя  существо человека, Кант рассматривает  природу чувств. Например, чувство  удовольствия в общем способствует жизни. Но у человека на животный инстинкт наслаждения наложена нравственная и культурная узда. Кант говорит: один способ удовольствия, есть в то же время культура, а именно, увеличение способности испытывать еще большее удовольствие — таково удовольствие от наук и изящных искусств, другой же способ — истощение, которое делает нас все менее способными к дальнейшему наслаждению.

Имея  в виду именно категорический императив, Кант с пафосом говорит: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне»11.

Кант  призывает: определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.

В философии Канта нравственное слито с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле. С точки зрения религиозного развития человечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной, чувственной жизни, есть высшее благо.

Говоря  о необходимости самосовершенствования  человека, его души, Кант подчеркивает: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут  появиться, не зная при этом, какие  из них станут твоими»12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение следует подчеркнуть, что Кант оказал огромное влияние на умы всего  мыслящего человечества: многие философские направления, школы и учения так или иначе восходят к нему. Его идеи; подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь. Гений этого мыслителя, выраженный в его творениях, — это такой храм духа, мимо которого не проходил и не может пройти ни один из тех, кому дорога широкоохватная мудрость. И.В. Гете уловил в кантовских антиномиях «плутовскую иронию», с которой Кант то убеждает читателя в чем-либо, то призывает подвергнуть сомнению свои же положения. Гете говорил и так: «когда прочтешь страницу Канта, чувствуешь, что вошел в светлую комнату».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бахтомин Н. К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр. прочтения «Критики чистого разума». М.: Наука, 1986.
  2. Википедия
  3. И. Кант. Антропология с прагматической точки зрения. С.-Петербург.: Наука, 1999.
  4. И. Кант. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В.Гулыги/ - М.: Наука, 1980. /Памятники философ. мысли/.
  5. Митрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.: Политическая литература, 1991.
  6. Митрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. Москва; 1990.
  7. Соловьёв В.С. Кант. Гегель. // Соловьёв В.С. Соч. в 2-х тт. Т.2. Москва; 1990.

 

1 Соловьёв В.С. Кант. Гегель. // Соловьёв В.С. Соч. в 2-х тт. Т.2. Москва; 1990.

2 Митрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. Москва; 1990

3 Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр. Прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986.

4 Соловьёв В.С. Кант. Гегель. // Соловьёв В.С. Соч. в 2-х тт. Т.2. Москва; 1990.

5 Митрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.: Политическая литература, 1991.

6 Википедия

7 И. Кант. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В.Гулыги/ - М.: Наука, 1980. /Памятники философ. мысли/.

8 И. Кант. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В.Гулыги/ - М.: Наука, 1980. /Памятники философ. мысли/.

9 И. Кант. Антропология с прагматической точки зрения. С.-Петербург.: Наука, 1999.

10 И. Кант. Антропология с прагматической точки зрения. С.-Петербург.: Наука, 1999.

11 И. Кант. Антропология с прагматической точки зрения. С.-Петербург.: Наука, 1999.

12 И. Кант. Антропология с прагматической точки зрения. С.-Петербург.: Наука, 1999.




Информация о работе Философия И. Канта