Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:25, творческая работа
По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называет аналитическими. Пример аналитического суждения: <все тела имеют протяжение>. В этом суждении предикат-понятие <имеют протяжения> - не дает никакого нового знания сравнительно с тем знанием, которое имеется в понятии <тела> - в субъекте суждения.
Кант заботится
о чисто интеллектуальном “строгом
образе мыслей”, подчиняющем эмпирические
суждения и действия “принципу исключения
между добрым и злым”. Он пишет: “Для
учения о нравственности вообще очень
важно не допускать, насколько возможно,
никакой моральной середины ни в
поступках, ни в человеческих характерах,
так как при такой
Для Канта
нравственное начало сводится лишь к
субъективному сознанию долга. Долг
есть долг - чистый долг, исполнять его
следует единственно из уважения
к нему. Обосновывая это требование
Кант апеллирует к совести. Действительно,
совесть человека является наилучшим
судьей в вопросах морали, высшей способностью
нахождения моральной истины и выработки
правильного решения и подлинно
нравственной точкой зрения, если она
не только субъективна, но и соединена
со знанием объективной истины. Но
у Канта, как это видно в
“Критике чистого разума”, совесть
как раз и появляется там, где
голос разума умолкает, где мышление
не справляется с познавательными
проблемами. Так что совесть у
Канта уже в своем появлении
по необходимости оказывается
Принцип “уважения
к моральному закону” является сердцевиной
кантовской этики, поскольку в нем
открывается измерение
Кант видит бездну между тем, что должно быть соответственно безусловному нравственному закону и что есть в действительности. Идеал добра неосуществим в пределах эмпирического существования в человеческой жизни. Человек смертен. Вопреки “Критике чистого разума”, где существование Бога и бессмертной души признано недоказуемым, Кант в этическом учении постулирует существование Бога и бессмертную душу по образу и подобию Божью - ради придания объективности нравственному закону. Здесь возникает противоречие: Бог и бессмертная душа выводятся из нравственности, а сама нравственность обусловлена Богом и бессмертной душой. Вообще Кант связывает мораль с верой человека в бога. Кант считает, что религия должна быть нравственной, то есть основанной на нравственности и признавать самоценность и самозаконность нравственности Упование на абсолютно справедливого творца, который создает всеправедный потусторонний миропорядок, где добродетели и пороку будет в конце концов воздано по заслугам, есть необходимый постулат практического разума, без которого нравственность психологически невозможна для людей. Однако в одной из своих поздних работ “Религия в пределах только разума” Кант уточняет взаимосвязь морали и религии. Упование на конечное осуществление всесовершенного миропорядка, являясь психологически необходимыми следствиями морального умонастроения искажают чистоту нравственного мотива. Сама же мораль - ее объективные нравственные законы - “не нуждаются в идее о другом существе” над человеком; “мораль не нуждается в религии”. Иными словами, нравственность должна быть выведена вполне самостоятельно и независимо от религии, она, как говорит Кант, “довлеет сама себе”. Мораль имеет свои специфические мотивы, не сводимые к соображениям земного или религиозного практицизма. Мораль скорее всеобщий человеческий нежели божественный суд.
От религии
мораль отличается существенно; конечно,
Бог - это гарантия совпадения счастья
и долга (в мире ином), но для Канта
важно то, что нравственное чувство
совершенно автономно, рождается не
из веры, а само по себе. В 60-е годы
Кант приходит к убеждению, что в
Бога следует верить, но доказать его
существование трудно, а может
быть, и не нужно; теоретические и
религиозные принципы не совпадают
с нравственными. В работе “О единственно
возможном доказательстве бытия
бога” (1763) он напишет: необходимо, нужно
быть убежденным в существовании
бога, но вовсе не столь необходимо
доказать это. Если человек совершает
какой-либо нравственный поступок из-за
боязни воздаяния за гробом, то, по мысли
Канта, на самом деле это безнравственно,
так как богу тогда подчиняются,
как подчиняются деспоту; “тогда
это вовсе не грех, а политичное
неблагоразумие”. Не подобное корыстное
благоразумие и непрактическое благоразумие
являются источником нравственности.
Нравственный императив (так в эти
годы уже называет нравственные требования
немецкий философ) ценен сам по себе
и поэтому безусловен: ”Цель при
моральном императиве в сущности
неопределена, поступок определяется
не целью, а восходит к свободному
выбору, цель же может быть какой
угодно. Моральный императив
Согласно
Канту, существует множество хороших
нравственных качеств, нравственных чувств,
которые можно даже оценить как
благородные, хотя в собственном
смысле слова они не относятся
к настоящим добродетелям. Например,
чувства сострадания или
Невозможно замкнуть все многообразие проблем, поставленных Кантом в этике, на деятельности чистого разума. Поэтому в последние годы отмечается тенденция рассматривать физические, социальные, терминологические аспекты его практической философии. В частности, большое внимание уделяется анализу проблемы деятельности, условия реализации свободы.
Свобода и этика
“Для того, кто привык к свободе, нет большего несчастья, чем быть отданным во власть такого же существа, как он, которое может принудить его отказаться от своей воли и делать то, что он хочет”
И.Кант
Свобода - “нерв философии Канта”
, она “является одним из
Кант, как
дуалист, знает только два уровня
причинности - в рамках природы и
свободы, причем в первом она понимается
механистически, во втором - метафизически,
а поскольку человеческая свобода
исключается из природной, постольку
природа, тело и дух абсолютно
отделены друг от друга, тем самым
идеи и гипотезы о них никогда
не могут различить у Канта
правильного различения. Как возможна
свобода разумного существа в
мире, где правит необходимость, то
есть господствует необходимая, а не
свободная причинность? Кант называет
понятие свободы “ключом к
объяснению автономии воли”. Идею универсальной
воли развивает категорический императив,
но он требует третьего связующего
звена между утверждаемой им волей
человека и универсальным моральным
законом. Этим третьим звеном и является
понятие свободы. Благодаря Идее
свободы Кант выявил особенность
природы человеческого разума - его
“виновность”, которая несет в
себе роковое несоответствие между
требованиями природы и уровнем
его возможностей. Все попытки
решения смыслообразующих жизненных
вопросов являют собой метафизическую
лестницу человеческого существования,
которое погружено в
В ранних набросках к своей моральной философии Кант исходил из комплексного понятия практики, выражаемого тремя различного рода практическими ценностями: умением, благоразумием и мудростью. Соответственно каждая из них лежит в основе классификации видов человеческой деятельности - технической, прагматической, моральной. На основе такого понимания практики Кант осуществляет разделение видов блага на проблематичное, прагматичное и моральное, как из этой триады выводится различие гипотетического, практического и категорического императивов. Умение, по Канту, требует прагматического измерения практики, это своего рода “тактическое” умение, направленное на собственное благо. Мудрость уже направлена на осуществление морального закона. “Императив нравственности содержит ограничительные условия всех императивов благоразумия”.Здесь возникает возможность конфликта между благоразумным и мудрым поступком, причем только в моральном измерении человек может обрести полную свободу и интенсивность.
А как быть в том случае, когда человек выбирает поступок, противоречащий долгу?
Концепция свободы
у Канта допускает
Подобная
трактовка проблемы свободы лишь
отчасти может быть основана на этике
Канта путем различения понятий
воли и произвола. Причем если в ранних
работах понятие воли использовалось
для обозначения как воли, так
и произвола, то в поздних работах
воля есть чистый практический разум
источник объективного закона нравственности,
а произвол содействует выбору между
директивами воли и чувственности.
Употребляя понятие воли в двух различных
значениях как воли и как произвола
Кант утверждает, что обе эти, по-видимому,
противостоящие друг другу концепции
вполне примиримы и что, следовательно,
человек теоретически обладает свободой
выбора. Проблема воли и произвола
связывается с попыткой Канта
объяснить изначальное зло в
человеческой природе, не отвергая при
этом свободы человека. Склонность
ко злу, хотя и имеет свою основу
в свободе, есть проявление произвола.
Действительно, Кант приходит к антиномии
виновности человека из-за “естественной
склонности человека ко злу”. Это противоречие
воспроизводит дуализм