Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:25, творческая работа
По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называет аналитическими. Пример аналитического суждения: <все тела имеют протяжение>. В этом суждении предикат-понятие <имеют протяжения> - не дает никакого нового знания сравнительно с тем знанием, которое имеется в понятии <тела> - в субъекте суждения.
В “Критике чистого разума” свобода вместе с бессмертием души и существованием Бога оказывается отнесенной к той области, которая лежит вне познания, то есть находится за пределами и чувств, и разума. Разум нравственный - это разум особого рода, разум практического, непознавательного устремления, к которому чувства не имеют никакого отношения. Вследствие этого возникает антиномия чувств и нравственного разума, счастья и долга.
В Лекциях
по этике Кант начинает
Не чувство, не природа, а разум в конечном счете, - особый, непознающий разум определяет нравственные поступки человека. А исток нравственных поступков субъекта - свобода как один из определяющих аспектов нравственного разума. Свобода, бытие Бога и бессмертие души - те три ипостаси нравственности, которые в “критике чистого разума” становятся вехами, ограничивающими знание: первая из них - это свобода. Подчинение человека природе, пишет Кант, всегда нелегко, но оно неизбежно. “ Гораздо более жестоким и неестественным, чем это бремя необходимости, является подчинение одного человека воле другого. Для того, кто привык к свободе, нет большего несчастья, чем быть отданным во власть такого же существа, как он, которое может принудить его отказаться от своей воли и делать то, что он хочет”. Потребность в свободе так велика, что, если предоставить выбор между смертью и рабством, большинство, как думает Кант, предпочтет смерть. Ведь воля каждого человека есть продукт только его собственных устремлений, склонностей и согласуется с его собственными представлениями о благополучии. “В подчинении другому есть не только нечто крайне опасное, но и нечто отвратительное и противоречивое, указывающее в то же время на его неправомерность...”. Животное, подчиняющееся человеку, ощущает, конечно, свою беду, если этот человек недобр, но, по мнению Канта, ощущается это не в каждое мгновение, да и не знает животное ничего о своем существовании в целом. Человек же, “зависящий от другого, уже не человек; он это звание утратил, он не что иное, как принадлежность другого человека”. Таким образом, Кант приходит к выводу о свободе как такой существенной характеристике специфически человеческого бытия, которая возвышает его над всем животным миром. Свобода - это сфера не внешнего, но внутреннего чувства, его можно назвать чувством человеческого достоинства и человеческой автономии. Пока еще свобода не признается областью интеллигибельной, но уже объявляется стоящей выше животного царства и являющейся принадлежностью разума, причем особого разума.
Как же возможны
свобода и нравственность? Человек,
говорит Кант, принадлежит в одно
и то же время к двум мирам. Один
- мир природы, явлений эмпирического
бытия, пространства и времени, внешней
необходимости; другой же - мир ноуменальный,
вне пространства, времени и всего
сущего, мир интеллигибельный, мыслимый
лишь в категориях практического
разума, мир свободы. Соответственно
все мыслимые законы подразделяются
Кантом на “законы природы” и “законы
свободы”, или нравственности. Свобода
для Канта означает не беспричинность,
а способность разумного
С вопросом о
свободе тесно связана
У Канта неоднозначность
понимания свободы индивида в
теоретической и этической
Какое же место
может занимать нравственный подход
при анализе явлений
Именно область
истории подвергает нравственный подход
испытаниям на его правомерность
и состоятельность. У Канта в
человеческой истории действенны мотивы
эгоистические, они движут поступками
людей и реализуют историю. Целые
народы в отношениях между собой
“ведут себя” так же, как отдельные
индивиды, то есть в истории человечества
все происходит не по моральным законам.
Эта точка зрения в “Идее всеобщей
истории во всемирно-гражданском
плане”: “Отдельные люди и даже целые
народы... каждый по своему разумению
и часто в ущерб другим преследуют
собственные цели”, то есть согласно
Канту, история вненравственна и
подход к ней должен быть лишен
морализаторства. Моральный закон
в истории бессилен, здесь царит
закон “природы”, которую Кант в
данном случае приравнивает к “эгоистической
человеческой природе, противной требованиям
нравственности”. ”Человек есть животное,
которое живет среди других членов
своего рода, нуждается в господине.
Дело в том, что он обязательно
злоупотребляет своей свободой в
отношении своих ближних; и хотя
он ,как разумное существо, желает иметь
закон, который определил бы границы
для всех, но его корыстолюбивая
животная склонность побуждает его,
где это ему нужно, делать для
самого себя исключение... Нельзя понять,
как он создает себе главу публичной
справедливости, который сам был
бы справедлив. Ведь каждый облеченный
властью всегда будет злоупотреблять
своей свободой, когда над ним
нет никого, кто распоряжался бы
им в соответствии с законами... Из
столь кривой тесины, как та, из которой
сделан человек, нельзя сделать ничего
прямого. Только приближение к этой
идее вверила нам природа”.По Канту,
люди, создающие свою историю, сами
ничего не ведают о ее перспективе,
о “ тайном плане природы”, которая
осуществляется помимо разумных, в
том числе и благих, намерениях
человека через моральное зло. Кант
придерживается идеи об исторически
конструктивной роли зла. В “Идее
всеобщей истории” у него история
в конце концов разрешается установлением
нравственных принципов, в чем Кант
видит “оправдание природы”, которая
использует морально сомнительные средства
для благих целей: всякая частная
воля направлена на родовую цель человечества
к достижению полноты и совершенства
в развитии через хаос, антагонизмы,
раздоры, честолюбие, корысть, властолюбие,
злобу, зависть, через страсть к
разрушению, через бессмысленный
хор человеческих дел. “Всегда удивляет
то, что старшее поколение трудится
в поте лица как будто исключительно
ради будущих поколений, а именно
для того, чтобы подготовить им
ступень, на которой можно было бы
выше возводить здание, предначертанное
природой, и чтобы только позднейшие
поколения имели счастье жить
в этом здании, для построения которого
работал длинный ряд
В социальной
сфере Кант преподносит идею
просветительского
Среди задатков человека Кант выделяет способность “общаться с себе подобными”. Общение он сводит к отрицательной форме, к антагонизму между изолированными друг от друга индивидами, такое “общение” прямо вытекает из “необщительного свойства”, заложенного в природе человека, из сильного стремления уединиться, изолироваться, из желания “все сообразовывать только со своим разумением”; такой человек неизбежно ожидает отовсюду сопротивления, так как он по себе знает, что сам склонен сопротивляться другим”. Это порождает только “недоброжелательную общительность” людей, постоянно угрожающую обществу разъединением. Человек утверждает себя среди своих ближних, которых он не может терпеть, но без которых он “не может обойтись”. Развитие таких задатков в индивидах, как честолюбие, властолюбие, корыстолюбие ведет, по Канту, к расцвету талантов, просвещению: ”вся культура и искусство, украшающие человечество, самое лучшее общественное устройство - все это плоды необщительности”. Добро с этой точки зрения появляется в истории как побочный продукт морального зла: “Моральное зло имеет то неотделимое от своей природы свойство, что по своим целям (особенно в отношении других, держащихся такого же образа мыслей) он внутренне противоречиво и саморазрушительно и, таким образом, хотя и медленно, но уступает место моральному принципу добра”. Кант утверждает, что от необузданного эгоизма и разгула своеволия через прогресс к дисциплине и просвещению все же можно постепенно прийти к предначертанной человечеству цели и “патологически вынужденное согласие к жизни в обществе претворить в конце концов в моральное целое”. Цивилизация воздвигнута на плюрализме эгоистических устремлений, но ведь они, вообще говоря, к добру не ведут. Таким образом, в данном случае Канту приходится отодвигать разрешение нравственной задачи для чувственного мира в “необозримую даль”.