Тема: Философия
И. Канта
Содержание:
- Введение………………………………………..2
- «Докритический» период……………………..3
- Критический период…………………………...4
- «Критика чистого разума»…………………….5
- Понятие априорного и его роль в кантовской
теоретической философии……………..……..7
- Формы рассудка…………………………….….9
- Этика. Нравственный закон………………….11
- Заключение…………………………………....14
- Список литературы………………………..…15
Введение
Иммануил Кант родился в 1724
году в Пруссии в семье шорника.
Рождение в трудовой немецкой семье ХVIII в. также означало приобретение
особых нравственных устоев. Говоря о
Канте, нередко используют термин «пиетизм»,
означающий богопочитание, богобоязненность,
внутреннюю религиозность.
Кант учился в Фридериканской
коллегии – хорошем по тем временам учебном
заведение, где прежде всего обучали древним
языкам. Кант изучал латынь и превосходно
овладел ею. Он увлекался римским писателями.
Отдал дань изучению естественных наук.
В школьные годы (1733/34 – 1740) окончательно
определилась склонность Канта к гуманитарно
– филологическим дисциплинам.
С 1740 г., когда Кант был зачислен
в Кенигсбергский университет.
Началась насыщенная трудом, учением
жизнь. Кант впоследствии опубликует
некоторые работы, которые задумал и начал
писать еще в студенческие годы. В годы
учебы в университете Кант уже думает
над тем, как нужно формировать новую
философию. Он внимательно изучает философские
системы предшествующих философов. В особенности
привлекает его английская философия
– учения Локка и Юма. Он вникает в систему
Лейбница и, конечно, изучает произведения
Вольфа. Проникая в глубины истории философии,
Кант одновременно осваивает такие дисциплины,
как медицина, география, математика, и
настолько профессионально, что впоследствии
смог преподавать их.
После окончания университета
в 1746 г. Канту приходится вступить
на путь, по которому впоследствии
пошли и другие классики немецкой
мысли, в частности Фихте и
Гегель: он становится домашним учителем. Годы учительства не прошли
бесследно: Кант много работал и уже в
1755 г. Кант благодаря своим оригинальным
произведениям занял особое место в философии,
в обновлении философской мысли Германии.
Иммануила Канта (1724 – 1804), основоположника немецкой классической
философии, по праву можно оценить как
одного из величайших умов всех времен
и народов, труды которого изучают и интерпретируют
по сей день.
Это период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания
им Кенигсбергского университета и до
1770 года. Данное название не означает,
что в этот период Кант не обращается к
критике каких-то идей и взглядов. Напротив,
он всегда стремился к критическому освоению
самого различного мыслительного материала.
Для него характерно серьезное
отношение к любому авторитету
в науке и философии, о чем
свидетельствует одна из первых
его печатных работ – «Мысли
об истинной оценке живых сил»,
написанная им еще в студенческие
годы, в которой он ставит вопрос: можно
ли критиковать великих ученых, великих
философов? И он приходит к выводу, что
можно, если у исследователя есть аргументы,
достойные аргументов оппонента.
Кант предлагает рассмотреть
новую, до него неизвестную немеханическую
картину мира. В 1755 году в работе «Всеобщая
естественная история и теория неба» он
пытается решить эту задачу. Все тела во
Вселенной состоят из материальных частиц
– атомов, которые обладают внутренне
присущими им силами притяжения и отталкивания.
Эта идея положена Кантом в основу его
космогонической теории. В первоначальном
состоянии, считал Кант, Вселенная представляла
собой хаос рассеянных в мировом пространстве
разнообразных материальных частиц. Под
влиянием присущей им силе притяжения
они движутся (без внешнего, божественного
толчка!) по направлению друг к другу, причем
«рассеянные элементы с большой плотностью,
благодаря притяжению, собирают вокруг
себя всю материю с меньшим удельным весом».
На основе притяжения и отталкивания,
различных форм движения материи Кант
строит свою космогоническую теорию. Он
считал, что его гипотеза происхождения
Вселенной и планет объясняет буквально
все: и происхождение их, и положение орбит,
и происхождение движений. Напоминая
слова Декарта «Дайте мне материю и движение,
и я построю мир!», Кант считал, что ему
лучше удалось осуществить замысел: «Дайте
мне материю, и я построю из нее мир, т.е.
дайте мне материю, и я покажу вам, как
из нее должен возникнуть мир»
Эта космогоническая гипотеза Канта оказала
огромное влияние как на развитие философской
мысли, так и науки. Материалистические
идеи его космогонической теории наталкивали
самого Канта на критическое отношение
к господствующей тогда формальной логике,
которая не допускала противоречий, в
то время как реальный мир во всех его
проявлениях был полон ими. Одновременно
перед Кантом стояла уже и в его «докритический»
период деятельности проблема возможности познания
и прежде всего научного познания.
Стремление Канта создать философию,
противостоящую «разрушительному
скептицизму и неверию», которые
процветали во Франции и робко
пробивали путь в Германию
во время движения «Бури и
натиска», привело Канта к наиболее характерному для него
«критическому» периоду.
Специфическая кантовская философия,
заложившая основы всей немецкой
классической философии, сформировалась
после опубликования им трех
«Критик» – «Критики чистого
разума»(1781г.), «Критики практического разума»(1788г),
«Критики способности суждения»(1790г).
Все эти работы связаны единым замыслом
и представляют собой последовательные
ступени обоснования системы трансцендентального
идеализма (так Кант называл свою философскую
систему). Второй период творчества «Канта
назван «критическим» не только потому,
что «Критиками назывались основные произведения
этого периода, а потому, что Кант поставил
перед собой задачу провести в них критический
анализ всей предшествовавшей ему
философии; проотивопоставить критический
подход при оценке возможностей и способностей
человека господствующему до него, как
он считал, догматическому подходу.
В первой из этих книг Кант изложил учение
о познании, во второй - этику, в третьей
– эстетику и учение о целесообразности
в природе. Основу всех этих работ составляет
учение о «вещах в себе» и «явлениях».
По Канту, существует мир вещей,
независимый от человеческого
сознания (от ощущений, мышления), он
воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка
мира свидетельствует о том, что Кант подходит
к его рассмотрению как философ-материалист.
Но как только он переходит к исследованию
вопроса о границах и возможностях человеческого
познания, его формах, то заявляет, что
мир сущностей – это мир «вещей в себе»,
т.е. непознаваемый посредством разума,
а являющийся предметом веры (Бог, душа,
бессмертие). Таким образом «Вещи в себе»,
по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни,
существуют вне времени и пространства.
Отсюда его идеализм получил название
трансцендентального идеализма.
«Критику чистого разума» Кант
опубликовал в двух изданиях:
первое появилось в
1781, второе – в 1787 г. «Критика чистого разума»
принадлежит к числу великих произведений
философии, содержание и смысл которых
всегда остаются неисчерпаемыми. С тех пор как она появилась, не было философа,
который бы не обратился к изучению этой
работы и не пытался бы дать ей свою интерпретацию.
Каждый вдумчивый читатель способен открыть
в этой работе что-то новое и интересное
для себя. И почти каждая эпоха «читает»
«Критику чистого разума» по-своему, видит
в ней свою актуальность. Но дело не только
в философах. «Критика чистого разума»
Канта занимала умы многих представителей
творческой интеллигенции – ученых, художников,
писателей. На «Критику чистого разума»
откликались и откликаются моралисты,
политики, люди многих других занятий
и профессий.
Кант видит задачу философии
как раз в том, чтобы осуществить критику чистого разума. Он разъясняет:
«Я разумею под этим не критику книг и
систем, а критику способности разума
вообще в отношении всех знаний, к которым
он может стремится независимо от всякого
опыта, стало быть, решение вопроса о возможности
или невозможности метафизики вообще
и определении источников, а также объема
и границ метафизики на основании принципов».
Кант призывает отыскать корни всей проблематики,
всего исследования чистого разума, этой
дарованной человеку способности, этого
общечеловеческого дара, чтобы выяснить,
что чистый разум может и чего он не может,
каковы его основания, как рождаются его
принципы, формируются понятия.
Кант оперирует столь знакомым
нам понятием «научная революция»
и «революция в науке». Еще
в древности математика, рассуждает он, совершила
свою революцию, встав на путь науки. Рождение
математики как науки в глубокой древности
имело, согласно Канту, характер революционного
взрыва, т.е. революции в науке. Кант утверждает,
что естествознание вступило на путь научной
революции значительно позже. Это произошло,
по его мнению, при переходе от позднего
средневековья. Революционный переворот
пришел вместе с учением Коперника и с
последующим осмыслением естествознания
у Галилея, Ньютона и др. Правда у истоков
этого процесса сам Кант ставит Ф. Бэкона
как мыслителя, который хорошо понял революционный
смысл духовного поворота. Фиксируя эту
«революцию в способе мышления», Кант
утверждает, что современная ему философия
на ее путь еще не вступила. Она еще не
пережила революционного переворота.«Критика
чистого разума» и все последующие работы
Канта как раз и содержат в себе попытку
вывести философию на аналогичный путь,
совершив в ней столь необходимую «революцию в способе мышления».
Суть науки, суть человеческого познания, по Канту,
заключается в том, что человек не тащится
на поводу у природы. В математике, например,
человек изобретает, строит геометрические
фигуры, причем он делает это соответственно
некоторой необходимости, согласно определенным
принципам. В естествознании дело обстоит,
согласно Канту, аналогичным образом.
Естествоиспытатель ставит эксперимент,
опыты, производит расчеты и, значит, заставляет
природу отвечать на свои вопросы.
Иными словами революционную перемену,
которая должна произойти в философии,
в метафизике, Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный
характер человеческого познания, человеческого
мышления, деятельности человеческого
разума. Речь идет об осмыслении исторического
факта: наука не рождается вместе с природой,
даже если это наука о природе. Наука –
конструктивное и творческое создание
человеческого ума.
В предисловии ко второму изданию
«Критики чистого разума» Кант
с самого начала стремится
выразить свое отношение к
коренной проблеме: мир и познание, мир и человек
. Кант показывает, что здесь заключен единственный способ теоретически
обнаружить истоки человеческой свободы,
понять человека как свободное существо.
Путь доказательства – тщательное обнаружение
того, что человек есть по природе своей
творческое существо, способное производить
новые знания, делать то, чего не делает
природа, или по крайней мере вносить
некоторые существенные дополнения к
миру природы. Наука и искусство – яркие
взлеты, впечатляющие воплощения исконного
человеческого творчества, т.е. той самой
свободы, которой проникнуто любое в сущности
созидательное действие.
Система Канта глубоко противоречива.
Кант пытался «примирить» непримиримое:
веру и знание, религию и науку,
рациональное и иррациональное. «Я должен
был, - писал Кант в Критике чистого разума»,
- ограничить область знания, чтобы дать
место вере».
4. Понятие
априорного и его роль в
кантовской
теоретической философии
Одно из центральных понятий, без
которого «Критику чистого разума» просто
нельзя постигнуть, - понятие априорного (apriori).
Есть очень обширная совокупность
человеческих знаний, результатов
человеческого познания, которые
имеют всеобщий и необходимый
характер. Это утверждения науки, утверждения
философии. Они образуют «мир» законов,
принципов и постулатов. Всеобщие и необходимые
положения обычно оцениваются очень высоко
– как высшая цель, задача всего человеческого
знания и познания. Эти положения, как
правило, оформляются в суждения, начинающиеся
со слов «все» или «вся», означающие, что некоторые принципы или положения
утверждаются применительно к целому
классу вещей, событий, состояний.
Например, естествознание кантовского
времени выдвигало такой тезис: все тела
протяженны. Это была истина физического
знания того времени, принцип, положенный
в основание механики. Или высказывалось
другое положение: все тела имеют тяжесть.
И Кант призывает задуматься над вопросом,
что объединяет оба положения? Ответ таков:
оба положения суть высказывания всеобщего
и необходимого характера. Ибо не только
для физиков, но и вообще для людей, сколько-нибудь
знакомых с физическим знанием, они имеют
всеобщее и необходимое значение. При
этом всеобщие и необходимые постулаты
отличаются от тех знаний, которые тоже
могут быть сформулированы в форме некоторых
всеобщих суждений, но на деле всего лишь
претендуют на всеобщность и остаются
эмпирическими знаниями. Например, когда-то
говорили: «Все лебеди белые». А потом
обнаружилось, что есть еще и черные лебеди.
Кант различает два вида знания (и познания):
опытное, основанное на опыте (от а posteriori)
и внеопытное (от а priori – априорное).
Способ образования обоих видов знания
различен.