Философия и мировозрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:01, контрольная работа

Описание

Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски»1. Но далее Н.А. Бердяев заключил: «Философская мысль всегда освобождала меня от тоски обыденной жизни, от ее уродства… Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпиристического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла»2. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь. Помогает найти ее смысл и укрепить дух.

Содержание

Философия, как теоретическая основа мировоззрения…………..3
Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы ……….5
3. Проблема начала философии. Проблемное поле философских исследований. ……………………………………………………………...8
4. Список использованной литературы ………………………………12

Работа состоит из  1 файл

контр филос.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТРОИЦКИЙ  ФИЛИАЛ 

КАФЕДРА: Педагогики и психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

 
 
 

По дисциплине: философия 

Тема: Философия и мировоззрение 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнил студент группы: ТПЗ  201    

ФИО: Карачинцева  Мария Александровна

Проверил: ___________________________

                                                         Дата сдачи: _________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      г. Троицк – 2009 г. 

Содержание. 

  1. Философия, как теоретическая основа мировоззрения…………..3
  2. Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы ……….5

       3.   Проблема начала философии. Проблемное поле философских          исследований. ……………………………………………………………...8

    4. Список  использованной литературы ………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Философия,  как теоретическая  основа мировоззрения. 

     Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc.  Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски»1. Но далее Н.А. Бердяев заключил: «Философская мысль всегда освобождала меня от тоски обыденной жизни, от ее уродства… Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпиристического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла»2. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь. Помогает найти ее смысл и укрепить дух.

                Каждая эпоха и каждая общественная  группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют мировоззрение,  которое выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или, как говорят, обладает особой методологической функцией от греч. methods-способ, путь logos-учение. В центре философских проблем стоят вопросы о мировоззрении. Одной из основных функций философии, является обоснование, оправдание и анализ мировоззрения. Исторические типы, обусловленные той или иной исторической эпохой тем или иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания стили мышления, и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития,  по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: мировоззрение буржуазии, когда она противостояла феодализму, было сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее  мировоззрение становится консервативным или реакционным.3

       На первом месте среди функций  философии  в соответствии  с приоритетной значимостью проблемы  человека среди всех остальных  проблем философии стоит гуманистическая  функция. На протяжении многих  столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически и духовно. В.С. Соловьев проанализировал это положение в разные исторические  эпохи  и показал роль философии в его духовном освобождении. «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание, форму свободной человечности»3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы 

    Мировоззрение – сложное, противоречивое единство знаний, эмоций, веры, поведения, сомнения, которые вырабатывались у человека (личности) в процессе познания мира и влияния окружающей среды.

    Мировоззрение формируется: 1) стихийно, эмпирическим путем (методом проб и ошибок); 2) сознательно – через освоение опыта, накопленного человеком (сложнее, чем 1), но безопаснее).

    Как сложное духовное явление, мировоззрение  включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.

    Важным  элементом мировоззрения является оценка событий и процессов, поэтому  можно выделить три основных аспекта  мировоззрения:

          познавательный;

          - аксиологический (учение о ценностях);

          - нормотивный (мировоззрение вырабатывает нормы поведений);

    Формирование  мировоззрения протекает по разному, принято различать два пути:

    а) Формирование реалистичного мировоззрения, на научном понимании мира, может быть единственным;

    б) Ирреалистичного мировоззрения, может быть несколько.

    Мировоззрение – исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. В различных формах мировоззрения по-разному представляется интеллектуальный и эмоциональный опыт людей.

    В своей структуре мировоззрение имеет следующие составляющие:

    а) мироощущение (постигается с помощью чувств, свойства предметов, явлений);

    б) мировосприятие (предмета в целом, как такового);

    в) миропонимание (у животных нет) - понимание сущности

    Так как мировоззрение является системой взглядов, обеспечивающих познание мира в целом и поиск места в нем человека, а также определяющих его жизненные позиции и ценностные ориентиры, то основные вопросы заключаются в отношении человека к миру, которое можно выразить в схеме «Субъект (S)» – «Объект (О)», где в качестве субъекта выступает самодостаточное «Я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного общественного института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и то, что противостоит субъекту как «не-Я». Это может любая реальности в диапазоне от любого явления мира до другого «Я».

    Уровни  мировоззрения:

    1) жизненно-практический (чувственный) – как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности,

    2) теоретический (рациональный) – как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Уровень обоснования. К нему принадлежит философия. Философия – ядро мировоззрения.

    Исторические  типы мировоззрения:

    Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифология  – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Для мифа характерно очеловечивание природы, отсутствие рефлексии.

    Рефлексия – работа сознания человека над собственным сознанием, размышление над собственными взглядами.

    Религия – благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства – любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием. Однако в отличие от мифологии, религия не смешивает земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два полюса – посюсторонний мир («земной», естественный воспринимаемый органами чувств) и потусторонний («небесный», сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.

    Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает любовь к мудрости. В отличие от мифологии и религии, философская мысль представляет собой тип миропонимания, основанный на позициях разума и интеллекта. Философское мышление ставило перед собой цель не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Кроме познания мира, оно также предполагает раздумья о природе человека, о разумном устройстве и целях человеческой жизни.

    Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму знаний, образующих картину мира. целью науки является теоретическое отражение действительности.

      «Научно-теоретическое знание составляет  лишь одну (и при этом даже  не основную, не главную) сторону  идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический»4 
 
 
 
 
 

3.   Проблема начала  философии. Проблемное  поле философских   исследований.  

    Философия (любовь к мудрости). По легенде впервые это слово употребил Пифагор.

    Философия начинается там и тогда, где начинается системное понимание мира, а так  же когда мифологическое понимание  мира сталкивается с новыми знаниями. Мифологическое сознание давало ответы не на все вопросы, а новое время  требовало новых подходов.

    Экономические условия:

    - усложнение способа производства

    - деление общества на слои (социальная  стратификация)

    - отделение умственного труда  от физического (философия стала  лидером умственной деятельности  господствующих социальных групп), что привело к:

 * из  мифологии выделяются самостоятельно  религия, философия и искусство

 * возникновение  философии стало диалектическим  отрицанием мифологии

 * философия  возникла вместе с возникновением  зачатков научных знаний. Философия  и научные знания выступали при зарождении в единстве

    На  протяжении всей истории можно выделить те проблемы, которые подчеркивали сущность любой философии:

    1. как устроен окружающий мир? (проблема  бытия - онтология)

    2. как он функционирует? (диалектика  – учение о развитии)

    3. познаваем ли этот мир? (гносеология)

    4. проблема человека (антропология, социология)

    5. прочие проблемы (аксиология –  учение о ценностях, футурология  – о будущем)

    Причиной  появления философского осмысления мира явился рост знаний и появления  стремления осмыслить знания и построить системную картину мира.

    Для греческого философа Платона философия  – это мышление о вечном и непреходящем. Аристотель видел корень философии  в удивлении, а предмет ее –  в исследовании первых начал и  причин, «эта наука единственно свободная, ибо она  одна существует ради себя самой»5. В разные времена философию переносили то сферу науки, то в область нравственности, поэзии, и только в ХХ веке философию все чаще выводят за границы науки, за границы познания мира вообще. Главный вопрос философии сформулировал Фалес: “Что лежит в основе всех вещей?”

Информация о работе Философия и мировозрение