Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:01, контрольная работа
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски»1. Но далее Н.А. Бердяев заключил: «Философская мысль всегда освобождала меня от тоски обыденной жизни, от ее уродства… Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпиристического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла»2. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь. Помогает найти ее смысл и укрепить дух.
Философия, как теоретическая основа мировоззрения…………..3
Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы ……….5
3. Проблема начала философии. Проблемное поле философских исследований. ……………………………………………………………...8
4. Список использованной литературы ………………………………12
На протяжении истории возникло множество осмыслений мира – учений. Все учения можно разделить на 2 течения:
1) материалисты – философское течение, согласно которому мир существует вечно, он бесконечен, не сотворим, не уничтожим, находится в постоянном развитии и изменении. Человек в состоянии познать этот мир и использовать знания для создания условий жизни. Опирается на науку.
2) идеализм – сложная философская концепция, согласно которой в основе мира лежит какая-либо идея. Религия – грубая форма идеализма.
Выделяют 2 вида идеализма:
- объективный (Платон, Гегель) – философская концепция согласно которой идея или дух существовали до возникновения природы, т.е. были первичны.
- субъективный (Берклий, Юм, Фихте) – философская концепция, предполагающая, что мир воспринимается с помощью наших ощущений, мы имеем право говорить об этих ощущениях. С их точки зрения «мир – это комплекс, комбинация наших ощущений».
Попытка примирить материализм и идеализм была предпринята Декартом и получила название дуализм. Пантеизм (всеобщий Бог) – Бог во всем Деизм (Бог) – философская концепция (Ньютон) согласно которой Бог положил начало, но в земные дела не вмешивается.
Все эти основные категории составляют категориальную матрицу (первооснова) – совокупность категорий, которые используются в философии.
Проблемы философии:
Существует 2 версии возникновения философии: азиатцентризм и европоцентризм (в Др.Греции).Обе возникли в одно и то же время, но в Европе – системное понимание мира, в Азии – этико-моральная философия, но не мировоззренческого, космического прядка.
Является или не является философия наукой?
Не является 1) философские утверждения не нуждаются в обязательных эмпирических фактах 2) философия никогда не имела утверждений, которые бы признавались всеми философами
Является 1) философия это рациональная форма усвоения мира. Можно выделить 3 позиции исторического определения философии к науке
- философия тождественна науке, наука существует в рамках философии, Аристотель определял философию как науку
Всякая наука имеет свое проблемное поле. Для философии проблемное поле – мир в целом.
Философия имеет свой собственный язык: предельно общие понятия, получившие названия категорий (бытие, время, материя).
Одной из ключевых проблем философии является проблема: Познаваем ли мир?
Основной вопрос философии: отношение материи к бытию
При решении вопроса познаваем ли мир? В истории философии возникло 3 направления: агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Агностицизм отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира; на этих позициях находятся как правило школы субъективного идеализма. Скептицизм не отрицает на прямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Гносеологический оптимизм провозглашает принципиальную возможность познавания сущности всех явлений, предметов и процессов объективного мира; на этих позициях стоят все школы материализма и некоторые течения субъективного идеализма, но познаваемость мира признают в весьма своеобразной форме.
Сокровенная
цель философии (как и религии) –
вывести человека обыденности. Увлечь
его высшими идеалами, придать
его жизни истинный смысл, открыть
путь к самым светлым совершенным ценностям.
Основной вопрос философии, также как
и сама философия, эволюционирует, меняет
форму, однако всегда остается выражением
человеческого стремления к целостности,
лежащего в глубине жизненного мира.
Список используемой литературы.
4. Бердяев Н.А. «Самопознание» М. 1990г.