Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:33, реферат
По своей природе философское знание носит мировоззренческий характер. Однако не каждое мировоззрение можно назвать философским. Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.
Введение 2
Мировоззрение: понятия и структура 5
Виды мировоззрения 9
Роль философии в структуре мировоззрения 12
Заключение 16
Список литературы 19
Содержание
Введение |
2 |
Мировоззрение: понятия и структура |
5 |
Виды мировоззрения |
9 |
Роль философии в структуре мировоззрения |
12 |
Заключение |
16 |
Список литературы |
19 |
Введение
Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.
Определение понятия мировоззрения представляет значительные трудности.
Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две опоры: знания и ценности. Они во многом полярны, противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего.
Система ценностных ориентаций
играет очень важную роль в индивидуальном
и групповом, общественном мировоззрении.
При всей их разнородности познавательный
и ценностный способы освоения мира
в человеческом сознании, жизни, действии
должны быть как-то уравновешены, приведены
в согласие. Должно достигаться также
напряженное единство других полярных
компонентов, аспектов, уровней мировоззрения:
чувств и разума, понимания и действия,
веры и сомнения, теоретического и
практического опыта людей, осмысления
прошлого и видения будущего. Их
соотнесение, сочетание, синтез сложная
и мучительная духовно-
Мировоззрение – комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, – способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.
Часто мировоззрение определяется как составляющая человеческого сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующую роль в поведении, в совместной практической деятельности людей.
В общем виде мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение – это программа действий индивида, социальной группы или общества в целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные и достойные).
Мировоззрение – не просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение – совокупность наиболее общих ориентиров, которые позволяют нам делать выбор в конкретной ситуации. Это как бы общая программа, позволяющая выбирать программы частные. Она может быть продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, а может быть не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. Тогда выбор определяют различные внешние влияния, мимолетные чувства, настроения, эмоции. Мировоззрения конкретных индивидов могут различаться степенью осознанности, продуманности, тем, что в них преобладает – интеллект или чувства, миропонимание или мироощущение.
Мировоззрение конкретного
человека обычно достаточно аморфно, не
четко, противоречиво. Это связано
с тем, что духовная культура, из
которой он черпает свои представления,
всегда содержит множество различных,
порой противоречивых точек зрения
на то, как устроен мир, какое место
в нем занимает человек, в чем
смысл его существования. Это
не четкость и противоречивость –
условие свободы. Но свобода не может
быть безграничной. Человек живет
в обществе, поэтому его действия
должны быть понятны окружающим и
предсказуемы. Должны быть общие представления
о мире, об обществе, о целях существования,
обеспечивающие совместную деятельность.
Мировоззрение конкретного
XX век принес новые
трактовки соотношения
Отличительной чертой этого
периода оказывается сближение
художественного, научного и философского
познания мира. Философия, если взять
ее в самом общем виде, как теорию
духовного освоения мира, теорию его
человеческого осмысления, т.е. как
теоретическую форму
1.Мировоззрение: понятие и структура.
По своей природе философское знание
носит мировоззренческий характер. Однако
не каждое мировоззрение можно назвать
философским. Под мировоззрением в его
развитой форме понимается обобщенная
система социально-политических, нравственных,
эстетических, религиозных, философских,
естественнонаучных взглядов на окружающий
мир, человека, его отношения к действительности
и самому себе, а также обусловленные этими
взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые
представления и нормы, принципы познания
и преобразования действительности.
Мировоззрение формируется на основе
знаний о мире и обществе, накопленные
человечеством в процессе исторического
развития и личного опыта; составляет
ядро общественного и индивидуального
сознания, носителями которых соответственно
являются социальная группа и личность;
характеризует различные ступени развития
общества по степени их зрелости;имеет
огромное практическое значение, в решающей
степени влияя на жизненные устремления,
трудовую деятельность и быт, всю сферу
человеческой экзистенции.
Человек познает окружающий мир и воздействует
на него, используя весь "арсенал"
своих возможностей: различные формы мышления,
целостное переживание реальности в виде
ощущений, восприятий, представлений,
эмоций и т.д. Основным методом философского
познания является теоретическое мышление,
рациональное объяснение мира, но это
вовсе не значит, что оно пренебрегает
богатой гаммой человеческих чувств и
переживаний. Напротив, философы активно
использовали и используют различные
душевные состояния для разъяснения своих
теоретических взглядов, концепций, теорий.
Платон, например, связывал возможность
философии, ее начало с высшей степенью
проявления такого чувства, как удивление:
"изумление... есть начало философии.
Мировоззрение содержит в себе две нераздельные
стороны — эмоциональную и интеллектуальную.первая
связана с чувственно-образным восприятием
мира и выражается в мироощущении, мировосприятии,
миросозерцании, вторая представлена
в логико-понятийной форме как миропонимание.
соотношение эмоциональной и интеллектуальной
сторон определяется многими объективными
и субъективными причинами: политическими,
психологическими, социокультурными и
другими. На взаимодействие чувства и
разума большое влияние оказывают психологический
склад людей, национально-культурные традиции,
весь предшествующий опыт духовного развития.
Содержание сознания лишь тогда превращается
в мировоззрение, когда оно приобретает
характер убеждения, полной и непоколебимой
уверенности человека в правоте своих
идей. Процесс превращения взглядов в
убеждения сопровождается все большей
степенью доверия к их содержанию, смыслу.
Убежденность проявляется через осуществление
воли как способности к выбору деятельности
и усилиям по ее осуществлению. Для волевого
акта характерно переживание "я должен",
осознание ценностей характеристики своего
выбора. Знания находятся в известном
противоречии с ценностями, так как могут
быть использованы во благо или зло. Сила
личного убеждения в свободном нравственном
выборе, который определяет ценностные
мотивы, соответствующие жизненным потребностям
и интересам людей. Как уготованное благо
является злом, так и взгляды, навязанные
только лишь силой авторитета государства,
личности, церкви или какими-либо другими
внешними обстоятельствами и причинами,
обрекают на пассивность, беспомощность,
дезориентацию в осознании существенных
потребностей, безволие по отношению к
власти импульсивных желаний и непосредственно
испытываемых потребностей. Длительная
манипуляция сознанием людей атрофирует
способность волевого выбора, лишает их
убежденности, а, следовательно, и ответственности
за свои поступки. И напротив, мировоззрение
как результат свободного личного выбора
обеспечивает глубокую внутреннюю убежденность,
обеспечивает имманентное воспроизводство
идеалов, ценностей, нравственных принципов
общественного и индивидуального развития.
Ценностно-смысловой вакуум, который переживает
наше общество — наглядный пример в подтверждение
сказанного.
Развитая личность обладает определенным
мировоззрением, которое представляет
знания и ценностей как осознанной характеристики
цели действия: человек убежден действовать
для достижения цели именно так и ни как
иначе.он уверен в своей правоте. З. Фрейд
был глубоко прав, когда говорил, что никого
нельзя принуждать ни к вере ни к безверию.
Человек остается человеком только тогда,
когда он во что-то верит. Не верующий ни
во что — это уже не человек или еще не
человек.вопрос заключается лишь в том,
во что именно человек верит: в бога, разум,
науку, будущее, идею, идеалы, в силу этого
уверенность, вера может приобретать различные
формы в различных мировоззренческих
системах от рационалистической уверенности,
основанной на опыте, эксперименте до
религиозных убеждений, основанных на
вере в трансцендентное существо, мировой
разум и т.д. Но кроме убежденности в знаниях,
выборе, поступках необходимо и сомнение.
Одно лишь упование на веру, даже в разум,
как убедительно свидетельствует история,
чревато опасными и непредсказуемыми
последствиями. Разумеется, человеческой
деятельности должна постоянно сопутствовать
вера, но и сомнение является важной составляющей
компонентой человеческого бытия. Где
нет сомнения, там господствуют различные
догматы, культы, порабощающие человека,
ограничивающие его свободу, творчество.
И, напротив, где отсутствует вера произрастает
нигилизм, отрицающий все и вся. Существует,
таким образом, диалектика веры и сомнения,
выявляющая меру этого единства как одного
из важных условий целостности мировоззрения.
Мировоззрение определенным образом соотносится
и с понятием которая идеология охватывает
ту часть мировоззрения, которое ориентируется
на социальные явления и классовые отношения.
Мировоззрение же в целом охватывает всю
объективную действительность человека.
Значительную роль в мировоззрении в различных
эпохах, в том числе и наше время, играют
практические, обыденные знания и сведения,
основанные на здравом смысле, повседневном
практическом опыте. Такие взгляды нередко
называют "жизненной философией".
Этот уровень мировоззрения характеризуется
традиционными, стихийными несистематизированными
сведениями о мире.они носят самый разнообразный
характер и определяются уровнем образования,
культурой, национальными, религиозными
традициями своих субъектов — носителей.
Существует и другой, более высокий уровень
рассмотрения отношения человека к миру
— теоретический, к которому относится
и философия.
Следовательно, в состав мировоззрения,
сложного интегрального образования,
входят вся совокупность обобщенных знаний
о мире — научных, практических, профессиональных
и других, а также различные целостные
системы, формирующие представление о
добре и зле, прекрасном и безобразном,
существующем и должном и др., определяющие
отношение к прошлому, настоящему и будущему,
образ жизни и нормы поведения людей. Характерная
черта мировоззрения — единство образа
мыслей и образадействий, это сфера поступков,
социальной активности, деятельности
в решении насущных жизненных проблем.
Таким образом, в мировоззрении в обобщенном
виде представлены познавательная, ценностная
иповеденческая стороны в их взаимосвязи.
По содержанию и направленности мировоззрение
может быть научным или ненаучным, материалистическим
или идеалистическим, религиозным или
атеистическим, относиться к различным
социальным группам и классам. В реальной
жизни общие представления о мире и жизненные
программы, свойственные определенной
эпохе, дополняются множеством групповых
и индивидуальных вариантов, отражающих
многообразие социальных и природных
условий существования людей. И тем не
менее, в многообразии исторически изменяющихся
мировоззрений выделяются несколько основных
типов: мифологическое, религиозное, философское.
2.Виды мировоззрения.
Собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но качественная характеристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества или классов, общественных групп, а также представителей различных политических течений и партий. В чем же заключается сущность названных видов мировоззрения?
Научное мировоззрение опирается
на научную картину мира, на выводы
и обобщения, сделанные на основе
научного анализа и теоретического
осмысления причинно-следственных связей,
характеризующих развитие природных
и общественных явлений. Научное
мировоззрение создает надежную
основу для предвидения возможного
развития того или иного явления,
процесса и дает возможность сознательного
управления ими. Оно является объективно
верным. Но поскольку наука развивалась
постепенно, постольку научное
Религиозное мировоззрение
опирается на интуитивно-эмоциональный,
субъективный религиозный опыт личности.
В его основе лежит вера человека
в существование бога пли других
сверхъестественных сил, бессмертия души
и т.д. Вместе с тем деятели
религии предпринимают попытки
опираться не только на потусторонние
силы, но и используют физические, исторические,
философские и социологические
знания, особенно те, которые находятся
на острие познанного и непознанного,
и выстраивают на этой почве свою
идеологию. К сожалению, педагогика
до недавнего времени практически
не касалась личностно-психологического
значения религии для человека вообще
и детей, в частности. А между
тем ребенок не живет без веры,
без чувства вины, ему, как и
взрослому, необходимы утешение, душевное
очищение, ему тоже свойственны интуитивные
предчувствия. В этой связи возникает
вопрос: каким же должно быть сегодня
отношение школы к религиозному
воспитанию?Здесь следует
Обыденное (житейское) мировоззрение
формируется под влиянием непосредственных
условий жизни людей, передаваясь
из поколения в поколение в
форме духовного опыта, здравого
смысла, стихийных, эмпирических и не
всегда систематизированных
3.Роль философии в структуре мировоззрения
Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «мировоззрение» нельзя свести только к философии.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.Таким образом, мировоззрение — образование интегральное, т. е. в нем принципиально важна связь его компонентов. Главными компонентами мировоззрения являются:
1)знания (и основанные на этих знаниях взгляды и убеждения);
2)ценности (нормы и идеалы);
3)программы действия.
Взгляды как определенная
система знаний, выраженная в представлениях
и понятиях, составляют основу мировоззрения.
Но не все знания, которыми располагает
человек, а лишь наиболее общие положения
и принципы. Компонентами мировоззрения
знания становятся тогда, когда превращаются
в убеждения, в твердую уверенность
в истинности этих знаний, в готовность
действовать в соответствии с
ними. Убеждения же выступают как
качественная характеристика знаний.
Чем солиднее запас знаний, тем
более серьезную опору может
получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное
сознание не располагает достаточными
средствами для четкого, последовательного,
рационального обоснования