Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:33, реферат

Описание

По своей природе философское знание носит мировоззренческий характер. Однако не каждое мировоззрение можно назвать философским. Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.

Содержание

Введение 2
Мировоззрение: понятия и структура 5
Виды мировоззрения 9
Роль философии в структуре мировоззрения 12
Заключение 16
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 37.23 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

2

Мировоззрение: понятия и  структура

5

Виды мировоззрения

9

Роль философии в структуре  мировоззрения

12

Заключение

16

Список литературы

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Философия – мировоззренческая  форма сознания. Однако не всякое мировоззрение  можно назвать философским. У  человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч  лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования  и представления играли в их жизни  очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.

Определение понятия мировоззрения  представляет значительные трудности.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют  под собой две опоры: знания и  ценности. Они во многом полярны, противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему  в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна  связывалось ценностное сознание, выступали  понятия добра и зла, красоты  и уродства. Через соотнесение  с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего.

Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены  в согласие. Должно достигаться также  напряженное единство других полярных компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и  практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез сложная  и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность  и целостность человеческого  опыта, всей системы ориентаций.

Мировоззрение – комплексная  форма сознания, объемлющая самые  разные пласты человеческого опыта, – способно раздвигать узкие рамки  повседневности, конкретного места  и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и  тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается  опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей  приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Часто мировоззрение определяется как составляющая человеческого  сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые предстают как  более или менее целостное  понимание людьми мира и самих  себя. Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений  относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующую  роль в поведении, в совместной практической деятельности людей.

В общем виде мировоззрение  – это совокупность наиболее общих  представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение  – это программа действий индивида, социальной группы или общества в  целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные и  достойные).

Мировоззрение – не просто знание о мире и человеке, но и  оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение – совокупность наиболее общих ориентиров, которые позволяют  нам делать выбор в конкретной ситуации. Это как бы общая программа, позволяющая выбирать программы  частные. Она может быть продуманной  и обоснованной, опираться на научные  знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, а  может быть не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. Тогда выбор определяют различные  внешние влияния, мимолетные чувства, настроения, эмоции. Мировоззрения  конкретных индивидов могут различаться  степенью осознанности, продуманности, тем, что в них преобладает  – интеллект или чувства, миропонимание  или мироощущение.

Мировоззрение конкретного  человека обычно достаточно аморфно, не четко, противоречиво. Это связано  с тем, что духовная культура, из которой он черпает свои представления, всегда содержит множество различных, порой противоречивых точек зрения на то, как устроен мир, какое место  в нем занимает человек, в чем  смысл его существования. Это  не четкость и противоречивость –  условие свободы. Но свобода не может  быть безграничной. Человек живет  в обществе, поэтому его действия должны быть понятны окружающим и  предсказуемы. Должны быть общие представления  о мире, об обществе, о целях существования, обеспечивающие совместную деятельность. Мировоззрение конкретного человека - сплав общего и частного, опыта  человечества и личного опыта. От самого человека зависит «качество» его мировоззрения: будет ли оно  узким, неразвитым, эгоистичным или, наоборот, опирающимся на опыт всего  человечества.

XX век принес новые  трактовки соотношения составляющих  картины мира — искусства,  науки, мифологии и философии.

Отличительной чертой этого  периода оказывается сближение  художественного, научного и философского познания мира. Философия, если взять  ее в самом общем виде, как теорию духовного освоения мира, теорию его  человеческого осмысления, т.е. как  теоретическую форму самопознания человека и мира — формирует не просто знание о мире, а знание человеческих смыслов, значений и ценностей.

1.Мировоззрение: понятие и структура.

По своей природе философское знание носит мировоззренческий характер. Однако не каждое мировоззрение можно назвать философским. Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности. 
Мировоззрение формируется на основе знаний о мире и обществе, накопленные человечеством в процессе исторического развития и личного опыта; составляет ядро общественного и индивидуального сознания, носителями которых соответственно являются социальная группа и личность; характеризует различные ступени развития общества по степени их зрелости;имеет огромное практическое значение, в решающей степени влияя на жизненные устремления, трудовую деятельность и быт, всю сферу человеческой экзистенции. 
Человек познает окружающий мир и воздействует на него, используя весь "арсенал" своих возможностей: различные формы мышления, целостное переживание реальности в виде ощущений, восприятий, представлений, эмоций и т.д. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, рациональное объяснение мира, но это вовсе не значит, что оно пренебрегает богатой гаммой человеческих чувств и переживаний. Напротив, философы активно использовали и используют различные душевные состояния для разъяснения своих теоретических взглядов, концепций, теорий. Платон, например, связывал возможность философии, ее начало с высшей степенью проявления такого чувства, как удивление: "изумление... есть начало философии. Мировоззрение содержит в себе две нераздельные стороны — эмоциональную и интеллектуальную.первая связана с чувственно-образным восприятием мира и выражается в мироощущении, мировосприятии, миросозерцании, вторая представлена в логико-понятийной форме как миропонимание. соотношение эмоциональной и интеллектуальной сторон определяется многими объективными и субъективными причинами: политическими, психологическими, социокультурными и другими. На взаимодействие чувства и разума большое влияние оказывают психологический склад людей, национально-культурные традиции, весь предшествующий опыт духовного развития. 
Содержание сознания лишь тогда превращается в мировоззрение, когда оно приобретает характер убеждения, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей. Процесс превращения взглядов в убеждения сопровождается все большей степенью доверия к их содержанию, смыслу. Убежденность проявляется через осуществление воли как способности к выбору деятельности и усилиям по ее осуществлению. Для волевого акта характерно переживание "я должен", осознание ценностей характеристики своего выбора. Знания находятся в известном противоречии с ценностями, так как могут быть использованы во благо или зло. Сила личного убеждения в свободном нравственном выборе, который определяет ценностные мотивы, соответствующие жизненным потребностям и интересам людей. Как уготованное благо является злом, так и взгляды, навязанные только лишь силой авторитета государства, личности, церкви или какими-либо другими внешними обстоятельствами и причинами, обрекают на пассивность, беспомощность, дезориентацию в осознании существенных потребностей, безволие по отношению к власти импульсивных желаний и непосредственно испытываемых потребностей. Длительная манипуляция сознанием людей атрофирует способность волевого выбора, лишает их убежденности, а, следовательно, и ответственности за свои поступки. И напротив, мировоззрение как результат свободного личного выбора обеспечивает глубокую внутреннюю убежденность, обеспечивает имманентное воспроизводство идеалов, ценностей, нравственных принципов общественного и индивидуального развития. Ценностно-смысловой вакуум, который переживает наше общество — наглядный пример в подтверждение сказанного. 
Развитая личность обладает определенным мировоззрением, которое представляет знания и ценностей как осознанной характеристики цели действия: человек убежден действовать для достижения цели именно так и ни как иначе.он уверен в своей правоте. З. Фрейд был глубоко прав, когда говорил, что никого нельзя принуждать ни к вере ни к безверию. Человек остается человеком только тогда, когда он во что-то верит. Не верующий ни во что — это уже не человек или еще не человек.вопрос заключается лишь в том, во что именно человек верит: в бога, разум, науку, будущее, идею, идеалы, в силу этого уверенность, вера может приобретать различные формы в различных мировоззренческих системах от рационалистической уверенности, основанной на опыте, эксперименте до религиозных убеждений, основанных на вере в трансцендентное существо, мировой разум и т.д. Но кроме убежденности в знаниях, выборе, поступках необходимо и сомнение. Одно лишь упование на веру, даже в разум, как убедительно свидетельствует история, чревато опасными и непредсказуемыми последствиями. Разумеется, человеческой деятельности должна постоянно сопутствовать вера, но и сомнение является важной составляющей компонентой человеческого бытия. Где нет сомнения, там господствуют различные догматы, культы, порабощающие человека, ограничивающие его свободу, творчество. И, напротив, где отсутствует вера произрастает нигилизм, отрицающий все и вся. Существует, таким образом, диалектика веры и сомнения, выявляющая меру этого единства как одного из важных условий целостности мировоззрения. 
Мировоззрение определенным образом соотносится и с понятием которая идеология охватывает ту часть мировоззрения, которое ориентируется на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же в целом охватывает всю объективную действительность человека. 
Значительную роль в мировоззрении в различных эпохах, в том числе и наше время, играют практические, обыденные знания и сведения, основанные на здравом смысле, повседневном практическом опыте. Такие взгляды нередко называют "жизненной философией". Этот уровень мировоззрения характеризуется традиционными, стихийными несистематизированными сведениями о мире.они носят самый разнообразный характер и определяются уровнем образования, культурой, национальными, религиозными традициями своих субъектов — носителей. Существует и другой, более высокий уровень рассмотрения отношения человека к миру — теоретический, к которому относится и философия. 
Следовательно, в состав мировоззрения, сложного интегрального образования, входят вся совокупность обобщенных знаний о мире — научных, практических, профессиональных и других, а также различные целостные системы, формирующие представление о добре и зле, прекрасном и безобразном, существующем и должном и др., определяющие отношение к прошлому, настоящему и будущему, образ жизни и нормы поведения людей. Характерная черта мировоззрения — единство образа мыслей и образадействий, это сфера поступков, социальной активности, деятельности в решении насущных жизненных проблем. Таким образом, в мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная иповеденческая стороны в их взаимосвязи. 
По содержанию и направленности мировоззрение может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, относиться к различным социальным группам и классам. В реальной жизни общие представления о мире и жизненные программы, свойственные определенной эпохе, дополняются множеством групповых и индивидуальных вариантов, отражающих многообразие социальных и природных условий существования людей. И тем не менее, в многообразии исторически изменяющихся мировоззрений выделяются несколько основных типов: мифологическое, религиозное, философское.

2.Виды мировоззрения.

Собственные представления  и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но качественная характеристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения  и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно  говорить о мировоззрении различных  прослоек общества или классов, общественных групп, а также представителей различных  политических течений и партий. В  чем же заключается сущность названных  видов мировоззрения?

Научное мировоззрение опирается  на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных  и общественных явлений. Научное  мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и дает возможность сознательного  управления ими. Оно является объективно верным. Но поскольку наука развивалась  постепенно, постольку научное мировоззрение  на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном мировоззрении  древнегреческих философов, о мировоззрении  эпохи Возрождения и т.д. Нередко  под научным мировоззрением понимают Определенные естественно-научные  концепции мироздания, научную картину  мира, например гелиоцентрическую или  механическую.Нетрудно заметить, что  при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется  в виду, что именно наука, отдельные  ее области служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.

Религиозное мировоззрение  опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога пли других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели  религии предпринимают попытки  опираться не только на потусторонние  силы, но и используют физические, исторические, философские и социологические  знания, особенно те, которые находятся  на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию. К сожалению, педагогика до недавнего времени практически  не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей, в частности. А между  тем ребенок не живет без веры, без чувства вины, ему, как и  взрослому, необходимы утешение, душевное очищение, ему тоже свойственны интуитивные  предчувствия. В этой связи возникает  вопрос: каким же должно быть сегодня  отношение школы к религиозному воспитанию?Здесь следует исходить из того, что религия представляет собой мощный пласт человеческой культуры. Поэтому отдельные элементы религиоведения могут найти место  в школьных программах. Каждый образованный человек должен иметь представление  о Библии и Коране, о присущих им образах, идеях, как и об образах  и идеях буддизма и других религий, так как они оказывают огромное воздействие на развитие культуры. В то же время было бы несправедливо  забывать и о другой традиции –  свободомыслии и атеизме. Государство  должно обеспечивать свободу мировоззренческого выбора. Но поскольку школа у нас  главным образом светская и отделена от религии, ее задача – формировать  научное мировоззрение, воспитывать  у учащихся представление о научной  картине мира и правильно истолковывать  роль религии в обществе.

Обыденное (житейское) мировоззрение  формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь  из поколения в поколение в  форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений  о мире. Обыденное мировоззрение  опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные, бросающиеся в глаза  признаки вещей, событий, явлений. Эти  внешние, несущественные признаки зачастую составляют основу знаний и представлений  человека, что нередко приводит к  поверхностным, а иногда и ошибочным  обобщениям. И тем не менее нельзя утверждать, что это мировоззрение  не дает человеку возможности правильно  понимать окружающий его мир. Есть множество  примеров того, когда человек, не владеющий  глубоко научными знаниями, довольно верно рассуждает об окружающих его  явлениях в развитии природы и  общества, хорошо трудится, проявляет  высокую нравственность.Вот почему было бы неправильно утверждать, как  это делалось раньше, что только научное мировоззрение позволяет  человеку правильно ориентироваться  в жизни и создает основу для  его активной деятельности. Как показывает практика, люди с религиозным и обыденным мировоззрением, верно служат родине, совершают высоконравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу мировоззрения человека составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмечалось выше, должна способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, используя для этого обучение и воспитание. Поэтому в дальнейшем мы и будем вести речь о научном мировоззрении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Роль философии  в структуре мировоззрения

Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе  не означает, что всякое мировоззрение  является также философией. Понятие  «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому «мировоззрение» нельзя свести только к философии.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию  человека, принципы его поведения  и ценностные ориентации.Таким образом, мировоззрение — образование  интегральное, т. е. в нем принципиально  важна связь его компонентов. Главными компонентами мировоззрения  являются:

1)знания (и основанные  на этих знаниях взгляды и  убеждения);

2)ценности (нормы и идеалы);

3)программы действия.

Взгляды как определенная система знаний, выраженная в представлениях и понятиях, составляют основу мировоззрения. Но не все знания, которыми располагает  человек, а лишь наиболее общие положения  и принципы. Компонентами мировоззрения  знания становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность  в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с  ними. Убеждения же выступают как  качественная характеристика знаний. Чем солиднее запас знаний, тем  более серьезную опору может  получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих  взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям.Важным компонентом  мировоззрения являются идеалы, в  которых содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает  ей осмысленность и целеустремленность. Система ценностных ориентации играет очень важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении. В  ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. Главными понятиями  выступают понятия добра и  зла, красоты и уродства. Через  соотношение с нормой, идеалом  идет оценка происходящего.Вместе с  тем в обществе формируются общечеловеческие ценности — единые для всех людей  идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти  общие черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического  развития. При таком подходе можно  выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т. д. Мировоззрение  каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами.

Информация о работе Философия и мировоззрение