Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:33, реферат

Описание

По своей природе философское знание носит мировоззренческий характер. Однако не каждое мировоззрение можно назвать философским. Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.

Содержание

Введение 2
Мировоззрение: понятия и структура 5
Виды мировоззрения 9
Роль философии в структуре мировоззрения 12
Заключение 16
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 37.23 Кб (Скачать документ)

Другой аспект этого вопроса  связан с рассмотрением различных  Уровней отражения действительности. Мировоззрение есть результат отражения  мира, но глубина этого отражения  может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению  он связан с мироощущением или  миросозерцанием. Здесь фиксируются  лишь отдельные, внешние проявления бытия, явления, а не сущности. Следующие  по глубине уровни отражения —  мировосприятие и мир о представлении. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, которое способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.Философию можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.Философия по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Следует отметить, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное мироопредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства. Философия — это самый поздний в историческом плане тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения:

1) мифологическое;

2)религиозное;

3)философское;

4)научное.

Выделяют также мировоззрение  обыденное, или эмпирическое, а также  сциентистское и антисциентистское  и др.Мифологическое мировоззрение (греч. mythos — повествование, сказание) — исторически первый тип, формировался на ранних стадиях развития общества и представлял собой первую попытку  человека обрести осмысленность  своего существования, объяснить происхождение  и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины  стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

Мифология — универсальная, образно-символическая форма постижения и объяснения мира. Сотворение мира изображалось обычно как превращение  хаоса в космос, который формируется  путем отделения неба от земли  и выделения суши из океана. В  результате появляются три мира: небесный, земной и подземный.На явления природы  проецировались человеческие свойства. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими  чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выразилось представление древних людей  о целостности мира, слитности  и нераздельности человека и природы.

Для понимания мифологического  и философского мировоззрения определим  их соотношение.

1. В мифологии разум  не выделяется в качестве особого  объекта. Философия сделала его  предметом размышления и анализа.

2. В мифологии мышление  не понятийное, а эмоционально-образное  и может быть выражено в  художественной форме.

Для философии знание опосредовано рядом логических рассуждений и  выражено в обобщенной понятийной форме.

3.В мифологии основой  мудрости выступает авторитет  богов и легендарных героев.

В философии уже в античное время считалось, что путем размышления  индивид самостоятельно способен приблизиться к истине и понять ее. (Этим признается, что философия не сама мудрость, а стремление к ней.)Религиозное  мировоззрение (лат. religio — благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития Древнего общества. Являясь, как и  мифология, попыткой рационализации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование  надприродных, сверхъестественных сил  и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек  не выделяет себя из природы, боги живут  в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Следует отметить, что  и религия, и философия удовлетворяют  запросы людей в понимании, осмыслении как окружающего мира, так и  собственной жизни. Вследствие этого  они в определенной мере близки друг другу, но между ними прослеживаются и существенные различия.

Заключение

 

Общие представления о  мире, обществе и человеке создаются  «идеологами», «теоретиками» и закрепляются в различных формах идеологии. Наиболее общие идеологии – религия  и философия. Они описывают мир  как целое и человека как часть  мира, формулируют наиболее общие  программы.

Мировоззрение — целостный  взгляд на мир и место в нем  человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека»  определил мировоззрение как  «умственное окошко». В своей  статье Соловьев сравнил три таких  «окошка»: экономический материализм  К. Маркса, «отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека»  Ф. Ницше. Он писал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы говорят, нижний двор... истории и современности; окно отвлеченного морализма выходит  на чистый, но уж слишком, до совершенной  пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну а из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается  необъятный простор для всяких жизненных  дорог, и если, пускаясь без оглядки  в этот простор, иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную, величавую, но безнадежную  пропасть, то ведь такие направления  ни для кого не представляют безусловной  необходимости, и всякий волен выбрать  вон ту верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже  издалека сияют средь тумана озаренные  вечным солнцем надземные вершины».

Таким образом, «умственное  окошко», или мировоззрение зависит  от ориентации личности. Последняя  тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен.

Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису.

Сомнение необходимо для  того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном  случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание  мира, места в нем человека; это  жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Каждый человек в процессе жизни осваивает различные программы  действий, общие и частные. Программы (мировоззрения, идеологии) – это, собственно, представления о цели деятельности и способах ее достижения. Индивидуальное мировоззрение – конкретное сочетание  различных «программ» общего и частного характера, имеющих статус ценностей. Оно или активно создается  человеком, или пассивно воспринимается им. Первое характерно для философии, второе – для религии. Можно сказать, что философия (как мировоззрение, «программа», жизненная стратегия) входит в человека через разум, религия  – через чувство. Религия и  философия – формы мировоззрения, которые различаются способом обоснования  своих идей (программ, жизненных  стратегий, ценностей).

«Чистые» типы мировоззрения  практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время  высшей ступенью ее духовного формирования. С мировоззрением связано решение  человеком кардинальных жизненных  проблем: выбор жизненного пути, определение  смысла и цели жизни, формирование жизненной  позиции, являющейся основой его  самоопределения в мире и идейной  предпосылкой значимой деятельности.

Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую  ему не только ориентироваться в  окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного  понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно  регулировать и контролировать свою деятельность.

Основными функциями мировоззрения являются: интегративно-систематизаторская, интегративно-оценочная, интегративно-нормативная, интегративно-ориентировочная и интегративно-эвристическая.

Таким образом, научное мировоззрение  представляет собой довольно сложную  систему и вместе с тем “означает” понимание природы такой, какая  она есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия: Учебник. – 3-е  изд., перераб. и доп. –М.: ТК  Велби, Изд-во Проспект, 2003.

2. Вернадский В.И. Научное  мировоззрение.

3. Голубинцев В.О., Данцев  А.А., Любченко В.С. Философия для  технических вузов.– Ростов н/д.: Феникс, 2001.

4. Дианова В.М. Художественное  и научное освоение мира: современное  состояние проблемы. Материалы научной  конференции. – СПб.: Санкт-Петербургское  философское общество, 1999.

5. Ильичев Л.Ф.: Философский  энциклопедический словарь. –  М.: Советская

энциклопедия,1983.

6. Кононович Л.Г., Медведева  Г.И. Философия: учебник для  высших учебных заведений. –  Ростов н/д.: изд-во «Феникс», 2000

7. КохановскийВ.П.. Философия.– Ростов н/д.: Феникс,1997.

8. Соловьев В.С.. Сочинения:  в 2 т. – М.: "Мысль", 1988. –  Т. 2.

9. Фролов И.Т. Введение  в философию: в 2-х частях–  М.: Политиздат, 1989. 
10. Хайдеггер М. Что такое философия? Вопросы философии 1993. - N8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Философия и мировоззрение