Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:32, контрольная работа
Что значит «непрактичность» философии? Философия рассматривает вопросы не только узкого практицизма, т.е. стремления человека извлечь из всего непосредственную материальную выгоду, но и вопросы познания природы вещей, природы самого человека, Бога. Прежде, чем что то сделать, произвести или сотворить, человек мыслит, ставит перед собой вопросы, находит на них ответы и развивается. Еще на заре эволюции человека интересовали не только одежда и пища. Он смешивал растительные красители, создавал наскальные рисунки, делал первые украшения. Постепенно ценностями и реалиями его жизни становились не только хлеб насущный, человек научился ставить перед собой цель, и это стимулировало жажду познания.
3.Что такое полуобразование, как мнимое всезнание?
Это знаменитое полуироническое признание
Сократа в своем невежестве является
его объявлением войны
4.Что такое диалектика по Сократу.
Движущим мотивом деятельности Сократа была потребность в истине, которая была чертой его характера и опиралась на ясное убеждение, что есть всемогущий закон, стоящий выше всяких личных мнений, мерило, согласно которому должен испытываться и направляться взгляд каждого. Сократ опередил своих современников лишь в том, что он верил в существование этого закона, и что нужно эту меру лишь добросовестно искать.
5.Каким образом Сократ
Он верил в истину и её право на критику. Его оригинальность состоит в том, как он ищет истину. Сократ готовит муки самостоятельной мысли и заставляет каждого признаться, как недостаточно он постиг то, что ему казалось столь ясным. Он не учит, так как не обладает истиной. Он спрашивает и испытывает, ибо надеется найти её.
6.Почему для Сократа важно найти истину как меру?
Сократ ищет истину, как меру, которой должны подчиняться личности. Истина может существовать лишь в том случае, если над личностями стоит нечто всеобщее, чему они должны все подчиняться. Поэтому искать истину можно лишь тогда, когда отдельные люди, несмотря на все различия во мнениях, совместно обратятся к тому, что они все признают. Истина есть совместное мышление. Поэтому философия Сократа не самоуглубление и размышление, не поучение и обучение: она совместное искание, серьёзная беседа. Её необходимой формой является диалог.
7.Почему поиск истины требует диалога?
Там, где два человека обмениваются взглядами, появляется сила, принуждающая их признать истину, отличную от той, которая привела к своему мнению каждого из них. Теперь они приходят к выводу, что есть обязательное для них правило, которому они должны подчиняться, если хотят найти истину. В этой диалогической философии в сознание её участников проникает нормативное законодательство – мерило истинности произвольно возникших представлений. Вот почему поиск истины требует диалога.
8.Объясните смысл
В ходе совместных поисков люди приходят к тому, что должен признавать каждый, кто добросовестно стремится к истине. Без этой нормы нет истины и знания. Для Сократа и его последователей, развивших эти мысли такую роль играет противопоставление мнения знанию. Поэтому можно сказать: «Значение Сократа в том, что он установил идею знания».
Философия истории.
( Л.Н.Толстой – великий русский писатель и мыслитель)
Человек в связи с общей жизнью человечества подчиняется законам, определяющим эту жизнь. Но в то же время независимо от этой связи он представляется свободным. Как рассматривать прошедшую жизнь народов и человечества – как произведение свободной или несвободной деятельности людей? Вот вопрос истории. Отношение свободы и необходимости уменьшается или увеличивается, смотря по той точке зрения, с которой рассматривается поступок. Но это отношение всегда остается обратно – пропорциональным. Все без исключения случаи уменьшения или увеличения нашего представления о свободе и необходимости имеют только три основания:
1. Отношение человека, совершившего поступок, к внешнему миру;
2. Ко времени;
3. К причинам, произведшим поступок.
Итак, наше представление о свободе и необходимости постепенно уменьшается и увеличивается, смотря по большей или меньшей связи с внешним миром, по большему или меньшему отдалению времени и большей или меньшей зависимости от причин, в которых мы рассматриваем явление жизни человека.
1.Как автор обосновывает
Если мы рассматриваем такое положение человека, в котором связь его с внешним миром наиболее известна, период времени суждения от времени совершения поступка наибольший и причины поступка наидоступнейшие, то мы получаем представление о наибольшей необходимости и наименьшей свободе.
Как бы ни увеличивалось наше знание тех пространственных условий, в которых находится человек, знание это никогда не может быть полное, так как число этих условий бесконечно велико, так же, как бесконечно пространство. И потому, как скоро определены не все условия влияний на человека, то и нет полной необходимости, а есть известная доля свободы.
Как бы мы ни удлиняли период времени от того явления, которое мы рассматриваем, до времени суждения, период этот будет конечен, а время бесконечно, а потому и в этом отношении никогда не может быть полной необходимости.
Как бы ни была доступна цепь причин какого бы то ни было поступка, мы никогда не будем знать всей цепи, так как она бесконечна, и опять никогда не получим полной необходимости.
Но, кроме того, если бы даже, допустив остаток наименьшей свободы равным нулю, мы бы признали в каком-нибудь случае, как, например, в умирающем человеке полное отсутствие свободы, мы бы тем самым уничтожили самое понятие о человеке, которое мы рассматриваем; ибо как только нет свободы, нет и человека. И потому представление о действии человека, подлежащем одному закону необходимости, без малейшего остатка свободы, так же невозможно, как и представление о вполне свободном действии человека.
Итак, для того чтобы представить себе действие человека, подлежащее одному закону необходимости, без свободы, мы должны допустить знание бесконечного количества пространственных условий, бесконечного великого периода времени и бесконечного ряда причин, что невозможно.
2.Как автор обосновывает невозможность представить полную свободу действий человека?
Если же мы рассматриваем человека в наименьшей зависимости от внешних условий; если действие его совершено в ближайший момент к настоящему и причины его действия нам недоступны, то мы получим представление о наибольшей свободе и наименьшей необходимости.
Как бы
мы ни представляли себе
Как бы мы ни приближали время суждения ко времени поступка, мы никогда не получим понятия свободы во времени. Ибо если мы рассматриваем поступок, совершенный секунду тому назад, мы все-таки должны признать несвободу поступка, так как поступок закован тем моментом времени, в котором он совершен.
Как бы ни увеличивалась трудность постижения причины, мы никогда не придем к представлению полной свободы, то есть к отсутствию причины. Как бы ни была непостижима для нас причина выражения воли в каком бы то ни было своем или чужом поступке, первое требование ума есть предположение и отыскание причины, без которой немыслимо никакое явление.
3.Для выражения какой мысли
автор использует понятия «
Для того, чтобы представить себе действие человека, подлежащее одному закону необходимости, без свободы, мы должны допустить знание бесконечного количества пространственных условий, бесконечно великого периода времени и бесконечного ряда причин. Мы пришли к определению закона необходимости тою же необходимостью, т.е. к одной форме без содержания.
Для того, чтобы представить себе человека совершенно свободного, не подлежащего закону необходимости, мы должны представить его себе одного вне пространства, вне времени и вне зависимости от причин. Если бы была возможна свобода без необходимости, мы бы пришли к безусловной свободе вне пространства, вне времени и причин, которая была бы безусловна и ничем не ограничивалась, была бы ничто или одно содержание без формы.
Мы бы пришли вообще к двум основаниям, из которых складывается все миросозерцание человека, - непостижимой сущности жизни и к законам, определяющим эту сущность.
4.В чем состоит различие
Разум говорит: 1) Пространство со всеми формами, которые дает ему видимость его — материя, — бесконечно. 2) Время есть бесконечное движение без одного момента покоя. 3) Связь причин и последствий не имеет начала и не может иметь конца.
Сознание говорит: 1) я один, и все, что существует, есть только я; следовательно, я включаю пространство; 2) я меряю бегущее время неподвижным моментом настоящего, в котором я сознаю себя живущим; следовательно, я вне времени; и 3) я вне причины, ибо я чувствую себя причиной всякого проявления своей жизни.
Разум выражает законы необходимости. Сознание выражает сущность свободы.
Свобода, ничем не ограниченная, есть сущность жизни в сознании человека. Необходимость без содержания есть разум человека с его тремя формами.
Свобода есть то, что рассматривается. Необходимость есть то, что рассматривает. Свобода есть содержание. Необходимость есть форма.
Только при разъединении двух источников познавания, относящихся друг к другу как форма к содержанию, получаются отдельно, взаимно исключающиеся и непостижимые понятия о свободе и о необходимости.
Только при соединении их получается ясное представление о жизни человека.
Вне этих двух взаимно определяющихся в соединении своем, — как форма с содержанием, — понятий невозможно никакое представление жизни.
5.Как автор определяет
Все, что мы знаем о жизни людей, есть только известное отношение свободы к необходимости, то есть сознания к законам разума.
Все, что мы знаем о внешнем мире природы, есть только известное отношение сил природы к необходимости или сущности жизни к законам разума.
Силы жизни природы лежат вне нас и не сознаваемы нами, и мы называем эти силы тяготением, инерцией, электричеством, животной силой и т. д.; но сила жизни человека сознаваема нами, и мы называем ее свободой.
Но точно
так же, как непостижимая, сама
в себе, сила тяготения, ощущаемая
всяким человеком, только
Всякое знание есть только подведение сущности жизни под законы разума.
6.Возможно или невозможно
Проявление силы свободы людей в пространстве, времени и зависимости от причин составляет предмет истории; сама же свобода есть предмет метафизики.
7.Почему признание свободы людей для истории как науки невозможно?
Что должна познавать история?
История рассматривает проявления свободы человека в связи с внешним миром, во времени и в зависимости от причин, то есть определяет эту свободу законами разума, и потому история только настолько есть наука, насколько эта свобода определена этими законами.
Для истории признание свободы людей как силы, могущей влиять на исторические события, то есть не подчиненной законам, — есть то же, что для астрономии признание свободной силы движения небесных сил.
Это признание уничтожает возможность существования законов, то есть какого бы то ни было знания. Если существует хоть одно свободно двигающееся тело, то не существует более законов Кеплера и Ньютона и не существует более никакого представления о движении небесных тел. Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного исторического закона и никакого представления об исторических событиях.
8.Совместимы ли старое и новое представление об истории?
С тех пор, как первый человек сказал и доказал, что количество рождений или преступлений подчиняется математическим законам, и что известные географические и политико-экономические условия определяют тот или другой образ правления, что известные отношения населения к земле производят движения народа, — с тех пор уничтожились в сущности своей те основания, на которых строилась история.
Долго и упорно шла борьба между старым и новым воззрением на историю, все различие воззрения основано на признании или непризнании абсолютной единицы, служащей мерилом видимых явлений в истории — это независимость личности — свобода. Признание закона необходимости меняет взгляд на роль личности в истории.
Учитывая сказанное, считаю что старое и новое представление об истории не совместимы.