Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:18, контрольная работа
Филосо́фия (др.греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси 3
Список использованных источников 11
Содержание
Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси 3
Список
использованных источников 11
Философия
и национальное самосознание.
Философская мысль Беларуси
Филосо́фия (др.греч.
Рубеж
ХХ и ХХI в. оказался переломным временем
в развитии мировой цивилизации.
Радикальные трансформации
Отечественная
философия стоит перед
Философия Беларуси представляет собой комплекс философских идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. При этом безусловную ценность имеют философские идеи, сложившиеся с начала XVI в. по 20 – 30 годы ХХ в. Большое влияние на развитие белорусской философской мысли оказывала ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком, а также включенность Беларуси в более широкие культурные целостности. Эти факторы обусловили синкретический и комплексный характер собственно философских представлений. Философия развивается под сильным влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок. Тем самым культурные факторы детерминировали кросс-национальный, кросс-языковой и кросс-конфессиональный характер философской мысли в Беларуси.
Формирование
условий, подготовивших возможность
возникновения философии
Развитие
белорусской философии
К таковым следует отнести:
1)
антропоцентризм - идею самодостаточности
человеческого бытия, когда в центре внимания
философов выступала проблема исторического
предназначения человека;
2)
идею абсолютной духовной
3)
натурализм, выступавший в качестве
основополагающего принципа
Вместе
с тем своеобразие социально-
Белорусский
ренессансный гуманизм развивался в
тесной связи с Реформацией, широким
социальным движением, захватившем
самые широкие слои общества. В
отличие от западноевропейского
он преодолел узкие рамки
Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М .Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.
Несомненной заслугой белорусских мыслителей является попытка установления зависимости земной судьбы и счастья человека от социально-политических институтов. Наибольший вклад в разработку этой идеи внесли А. Волан и Л. Сапега. Л. Сапега участвовал в разработке Третьего Статута Великого княжества Литовского (1588 г.) - одного из самых значительных законодательно-правовых документов Европы. В его работах получила обоснование идея правового общества и государства. В целом заслуживает внимания идея синтеза политики и философии, взгляд на государственную деятельность как на высокое искусство, в котором важны мудрость, компетентность, справедливость, доброта, мужество.
Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:
-
1 - Философия раннего Возрождения, начала
ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом
плане это был период интенсификации ремесленного
производства, торговли, роста и возвышения
городов, усиления межклассовых и межсословных
противоречий, начала формирования гражданского
и национального самосознания, осознания
необходимости перемен в экономической
и политической жизни. Главная духовная
интенция этой эпохи – идея рационального
переустройства общества.
- 2 - Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).
-
3 - Философия позднего Возрождения, контрреформации
и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание
этого периода может быть обозначено такими
признаками, как: развертывание контрреформации,
ослабление и закат реформационно-гуманистического
движения, усиление тенденций к морализированию.
Формулируются задачи защиты национально-культурного
своеобразия белорусов, их национально-политического
самоопределения. Это было время утверждения
схоластического типа философствования.
Гуманистические тенденции этого периода,
представленные Казимиром
Лыщинским, отчасти Симеоном
Полоцким, отступают перед философскими
и художественно-эстетическими идеалами
барокко и схоластики.
В
истории философской мысли
а) радикальное
реформационно-гуманистическое(
Информация о работе Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси