Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:18, контрольная работа

Описание

Филосо́фия (др.греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Содержание

Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси 3

Список использованных источников 11

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 31.73 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси 3

Список использованных источников 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси 

     Филосо́фия (др.греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. 

     Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран посткоммунистического  мира, вступающих в новый период своей истории. Все более остро  осознаваемая необходимость социально-экономических  реформ, формирование новых духовно-нравственных ориентиров, отвечающих запросам эпохи, – эти процессы выступают в  качестве основополагающих признаков  цивилизационного развития. В такие  переломные эпохи человечество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Именно мудрость прошлых веков выступает  в качестве одного из критериев, по которым человечество выверяет свою преобразовательную деятельность. Особая роль в этой духовной работе принадлежит  философии. Всеобщность ее категориального  строя, ее изначальный универсализм оказываются соразмерными масштабам  вызовов и задач, встающих перед  современным миром. На новом этапе  своего развития отечественная философия  призвана осуществить свою мировоззренческую  функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению  глобальных проблем, связанных с  выживанием человечества, а какие  следует оценить как угрожающие, негативные.

     Отечественная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации (философская концепция в рамках которой современное общество рассматривается  как целостный и взаимосвязанный  мир), идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной  социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение  экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской  культуры. Именно в белорусской, русской  национальной духовной традиции сосредоточен оригинальный экологический потенциал, созвучный современным поискам идеала взаимодействия общества и природы. Представляется, что философско-социальные исследования должны способствовать поискам духовных основ гражданской консолидации современного общества, выявлению общегражданских, ценностей и интересов, составляющих стержень национальной идеи. 
 

     Философия Беларуси представляет собой комплекс философских идей, сложившихся в  процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской  культуры как уникальной целостности. При этом безусловную ценность имеют  философские идеи, сложившиеся с  начала XVI в. по 20 – 30 годы ХХ в. Большое влияние на развитие белорусской философской мысли оказывала ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком, а также включенность Беларуси в более широкие культурные целостности. Эти факторы обусловили синкретический и комплексный характер собственно философских представлений. Философия развивается под сильным влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок. Тем самым культурные факторы детерминировали кросс-национальный, кросс-языковой и кросс-конфессиональный характер философской мысли в Беларуси.

     Формирование  условий, подготовивших возможность  возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием  христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения  было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Его мировоззрение представляло собой синтез античных, христианских идей и гуманистических ценностей Возрождения, отличалось веротерпимостью и патриотизмом. Основная тема в философии этого времени – религиозно-теологическая с глубокими этическими и эстетическими размышлениями. Ярко выражено стремление к реформации церковно-христианских доктрин.

     Развитие  белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской  культуры. Поэтому не удивительно, что  белорусская философская мысль  эпохи Возрождения воплощала  в себе основные черты философии  европейского Ренессанса.  
 
 

     К таковым следует отнести:

     1) антропоцентризм - идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека;  

     2) идею абсолютной духовной свободы,  сочетавшей в себе концепцию  гносеологического оптимизма с  представлением о безграничных  возможностях человека в деле  практического преобразования природы,  общества на началах разума;

     3) натурализм, выступавший в качестве  основополагающего принципа интеграции  мироздания и самого человека. 

     Вместе  с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты  эволюции философской мысли. Следует  отметить, например, что в трактовке  индивидуальной свободы, исторического  предназначения человека здесь выпукло  представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал  свободу, но трансформировал ее понимание  в идею социального служения. Она  конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать  культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля  изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для  белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических  ценностей, творческого синтеза  идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). В основе онтологии Сымона Будного лежат два положения: убеждение в первостепенности разума над верой, что обусловливает опору на рационализм как основу интерпретации Священного Писания, и стремление трактовать библейские тексты с натуралистической точки зрения, описывать события как естественные. С. Будный предпринимает ревизию ортодоксального учения церкви о Боге. Отрицая многие догмы религии,  он склоняется к трактовке Бога как космической первопричины, отвергает Троицу (идея так называемого антитринитаризма) и вводит представление о Боге как о безличном начале. Дух трактуется как творческая сила Отца, а Христос объявляется человеком, избранным Богом для спасения человечества.

     Белорусский ренессансный гуманизм развивался в  тесной связи с Реформацией, широким  социальным движением, захватившем  самые широкие слои общества. В  отличие от западноевропейского  он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

     Реформация  в Великом княжестве Литовском  оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М .Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

     Несомненной заслугой белорусских мыслителей является попытка установления зависимости  земной судьбы и счастья человека от социально-политических институтов. Наибольший вклад в разработку этой идеи внесли А. Волан и Л. Сапега. Л. Сапега участвовал в разработке Третьего Статута Великого княжества Литовского (1588 г.) - одного из самых значительных законодательно-правовых документов Европы. В его работах получила обоснование  идея правового  общества и государства. В целом заслуживает внимания идея синтеза политики и философии, взгляд на государственную деятельность как на высокое искусство, в котором важны мудрость, компетентность, справедливость, доброта, мужество.

     Философская и общественно-политическая мысль  белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

     - 1 - Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества. 

     - 2 - Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

     - 3 - Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики. 

     В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие  направления:

     а) радикальное реформационно-гуманистическое(Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия;

Информация о работе Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси