б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф.
Скорина, Н. Гусовский,
С. Будный, А. Волан, Л.
Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось
к выработке компромиссных форм соединения,
согласования античной, философской традиции
с ценностями средневековой христианской
и гуманистически-ренессансной культур.
Мыслители этого направления были уверены
в возможности использования в условиях
новой культуры духовных форм прошлого.
Они активно осваивали платонизм, аристотелизм,
этические и политические учения стоицизма,
с уважением относились к патристике (Тертуллиан,
Августин, Григорий
Нисский, Псевдо-Дионисий
Ареопагит), но отвергали схоластику,
тем более что последняя выступила в качестве
идейного орудия контрреформации. Порок
схоластики гуманисты усматривали в ее
излишней академичности, оторванности
от повседневной жизни, общественных процессов.
Умеренные гуманисты-реформаторы видели
нетленные образцы общественного переустройства
в античных философских концепциях, реальном
практическом опыте европейских народов,
в библейских текстах. Они обогатили отечественную
философскую мысль новыми идеями и проблемами.
Их относительная слабость заключалась,
видимо, в недооценке самой философии,
точнее, недооценке самодостаточности
философского знания. Ценность философии
они усматривали в ее возможном практическом
приложении. По их мнению, философское
знание должно было выступить в качестве
орудия социальных преобразований. Мировоззренческое
значение философии, значимость профессионально-философской
активности не учитывались в достаточной
мере;
в) атеистическо-гуманистическое;
оно, порвав со схоластикой и теологией,
обратилось к материалистическим идеям
античности и Возрождения (С.
Г. Лован, К. Бекеш, К.
Лыщинский). Эти мыслители заимствовали
и осмысливали античные решения проблемы
происхождения мира; античные обоснования
естественноприродной сущности человеческой
морали; они отвергали идею Божественного
откровения, концепцию врожденных идей;
высоко ценили индивидуальный разум и
опыт в качестве средств познания.
Оценивая
гуманистически-ренессансную философскую
мысль Беларуси, следует отметить,
что она подготовила предпосылки
для формирования нового типа мировоззрения.
Европейская философия того времени
занималась обоснованием ценностей
науки, научного познания, идеаловтехногенного развития цивилизации (Ф.
Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Однако эти
предпосылки не смогли реализоваться.
Наступил период контрреформации. Схоласты
безжалостно подавляли альтернативныенаправления.
Из Речи Посполитой были изгнаны социниане,
иезуиты учинили расправу над К. Лыщинским.
Господство схоластики было установлено
с помощью «вненаучных» средств: идейное
давление, поддержка со стороны власть
предержащих; изгнание инакомыслящих.
Однако схоластика как способ философствования,
оставшийся применительно к другим европейским
странам в далеком прошлом, сохранила
известную связь с идеями ренессансного
гуманизма, научной философии и естествознания.
Тем самым она перерождалась,открывая
пути новым философским идеям, не совместимым
с ее собственными мировоззренческими основаниями.
Развитие
духовной культуры Беларуси ХVII – нач.
ХVIII вв. проходило под знаком идейной
борьбы православия и униатства.
Философская мысль этого времени
концентрировалась в сфере влияния
католических орденов (иезуитов, доминиканцев).
Формировалась поздняя, «виленская»
схоластика, сосредоточившаяся на разработке
этических, эстетических, педагогических
идей. Развертывались дискуссии между
представителями различных конфессий:
православной (М. Ващенко,
Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской
(Л. Кревза, И. Кунцевич), католической
(Я. Альшевский, А. Баболь,
Я. А. Кулеш). В конце ХVIII – начале ХIХ
в. происходило становление на территории
Беларуси и Литвы классического естествознания,
что требовало философского осмысления
его оснований (М. Почебут,
Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). Впервой половине
ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения,
смена духовно-ценностных ориентаций
в связи с вхождением Беларуси в состав
Российской империи. Духовный проект филоматов
(«стремящихся к знанию»), выдвинутый в
Виленском университете, задал ориентацию
на идеи национально-культурного и государственного
возрождения. Однако в целом собственно
философская традиция в Беларуси прерывается.
Общественно-политическая мысль полнилась
идеями поиска национальной идентификации.
Такого рода эволюция была инициирована
этнографическими исследованиями, проведенными
в Беларуси. С середины ХIХ в. осмысление
этого круга идей осуществлялось в художественнойлитературе (А.
Мицкевич, Я. Чечот, У.
Сырокомля, Я.Барщевский,
В. Дунин-Мартинкевич,
Я. Лучина, Ф. Богушевич). В ХХ в. эта традиция
была продолжена Я.
Купалой, Я. Коласом,
М. Богдановичем, М. Горецким.В конце
20-х гг. заканчивается очередной период
в развитии философской мысли Беларуси,
ее эволюция протекала далее в контексте
советской философии.
Распад
Советского Союза и образование
суверенной Республики Беларусь дали
новые импульсы поискам национальной
идентификации белорусов, стимулировали
обращение к национальной духовной
традиции, освоению ценностей, выработанных
в белорусской философской культуре
Список
использованных источников
1. Бобков И. Познав
многое, осуществить наилучшее // СБ. Беларусь
Сегодня. 23 февраля 2005. С. 16.
2. Грицанов А. Философия
Беларуси: насколько верны диагнозы? //
Наше мнение (http://www.nmnby.org)
3. Козел А.А. Философская
мысль Беларуси. – Мн.: Амалфея, 2004. – 352
с.
4. Лазарэвіч А. Крытычная
функцыя філасофіі, крытычнае мысленне
// Фрагменты. № 7. (http://www.lib.by/frahmenty/)